Популяционно-видовой уровень жизни
Популяционно-видовой уровень жизни Основы эволюции. Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Эволюционные теории. Основные положения учения Ч. Дарвина. Критерии вида. Приспособленность организмов. Популяция единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная, соотносительная), как основа естественного отбора. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Современные представления о формах естественного отбора: движущий, стабилизирующий и дизруптивный. Приспособленность организмов как результат отбора, ее относительный характер. Борьба за существование, ее формы и значение. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и направления эволюции. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результат эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм и социал-дарвинизм.
Биосферно-биоценотический уровень жизни Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные положения теории Опарина. Этапы развития органического мира. Геохронологическая шкала. Эры и периоды в истории Земли. Архей как первый этап возникновения жизни. Протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Основные события.
Современная систематика органического мира. Принципы классификации. Многообразие и эволюция бактерий, грибов, лишайников, растений и животных. Экосистемы. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Важнейшие абиотические факторы: свет, температура, влажность. Среды жизни и их специфические факторы. Время как фактор. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Закономерности воздействия факторов на организм. Законы оптимума, взаимодействия факторов, ограничивающего фактора. Популяция. Ее основные характеристики. Экологическая ниша. Регуляция численности популяции. Меры, обеспечивающие сохранение популяций. Биотические взаимодействия. Антагонистические и мутуалистические отношения. Нейтрализм. Понятие о сообществе. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды. Понятие о биогеоценозе. Основные звенья экосистемы. Круговорот веществ, поток энергии в экосистеме. Продуктивность экосистем. Развитие экосистем. Значение биологического разнообразия для устойчивости экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. Искусственные экосистемы. Их разнообразие и основные отличия от естественных экосистем на примере агроэкосистем. Основы учения о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфере. Живое, вещество, его функции (газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная). Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Космическая роль растений на земле. Глобальные изменения в биосфере (парниковый эффект, кислотные дожди, расширение озоновых дыр и др. ), вызванные деятельностью человека. Проблема сохранения биосферы.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии психологического факультета 20. 09. 2018 г., протокол № 9.
Демонстрационный вариант тестовых заданий
по биологии Часть 1
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак « х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А42).
A1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?
А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.
А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой
А4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?
А5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?
А6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом?
А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток?
А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?
А11. Каковы особенности модификационной изменчивости?
А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота?
А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе
А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?
А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?
А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена
А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?
А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?
А19. Почему пища должна содержать витамины?
А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой
А21. Почему опасно гладить бездомных собак?
А22. Что является структурной единицей вида?
А23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
А24. Каковы последствия действия движущего отбора?
А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?
А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции
А27. Какую закономерность отображает рисунок?
А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?
А29. В преобразовании биосферы главную роль играют
А30. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта?
А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул
А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического
А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?
А34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?
А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?
А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?
А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|