Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Популяционно-видовой уровень жизни




Популяционно-видовой уровень жизни

Основы эволюции. Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Эволюционные теории. Основные положения учения Ч. Дарвина.

Критерии вида. Приспособленность организмов. Популяция единица вида и эволюции.

Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная, соотносительная), как основа естественного отбора. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Современные представления о формах естественного отбора: движущий, стабилизирующий и дизруптивный. Приспособленность организмов как результат отбора, ее относительный характер. Борьба за существование, ее формы и значение. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

Пути и направления эволюции. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результат эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм и социал-дарвинизм.

 

Биосферно-биоценотический уровень жизни

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные положения теории Опарина. Этапы развития органического мира. Геохронологическая шкала. Эры и периоды в истории Земли. Архей как первый этап возникновения жизни. Протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Основные события.

Современная систематика органического мира. Принципы классификации. Многообразие и эволюция бактерий, грибов, лишайников, растений и животных.

Экосистемы. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Важнейшие абиотические факторы: свет, температура, влажность. Среды жизни и их специфические факторы. Время как фактор. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Закономерности воздействия факторов на организм. Законы оптимума, взаимодействия факторов, ограничивающего фактора.

Популяция. Ее основные характеристики. Экологическая ниша. Регуляция численности популяции. Меры, обеспечивающие сохранение популяций.

Биотические взаимодействия. Антагонистические и мутуалистические отношения. Нейтрализм. Понятие о сообществе. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды.

Понятие о биогеоценозе. Основные звенья экосистемы. Круговорот веществ, поток энергии в экосистеме. Продуктивность экосистем. Развитие экосистем. Значение биологического разнообразия для устойчивости экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия.

Искусственные экосистемы. Их разнообразие и основные отличия от естественных экосистем на примере агроэкосистем.

Основы учения о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфере. Живое, вещество, его функции (газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная). Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Космическая роль растений на земле. Глобальные изменения в биосфере (парниковый эффект, кислотные дожди, расширение озоновых дыр и др. ), вызванные деятельностью человека. Проблема сохранения биосферы.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии психологического факультета 20. 09. 2018 г., протокол № 9.

 

Демонстрационный вариант тестовых заданий

по биологии

Часть 1

 

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак « х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А42).

 

A1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?

1) Цитология
2) Генетика
3) Селекция
4) Систематика

 

 

А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.
2) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
4) Вирусы не имеют клеточного строения.

 

А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой

 

1) комплекс Гольджи
2) плазматическую мембрану
3) эндоплазматическую сеть
4) микротрубочки цитоплазмы

 

А4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?

1) Жиров
2) Моносахаридов
3) Полисахаридов
4) нуклеиновых кислот

 

А5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?

1) матричным характером реакций в клетке
2) высокой скоростью химических реакций в клетке
3) окислительным характером реакций в клетке
4) восстановительным характером реакций в клетке

 

А6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом?

1) соединительной и эпителиальной тканей
2) половые мужские и женские
3) половые и соматические
4) мышечной и нервной тканей

 

А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) Полимиелита
2) Оспы
3) Гриппа
4) ВИЧ

 

А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток?

1) обыкновенная амеба
2) инфузория туфелька
3) многоклеточная водоросль
4) пресноводная гидра

 

А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) Аллельные
2) Доминантные
3) Рецессивные
4) Сцепленные

 

А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип
2) все особи имеют одинаковый фенотип
3) все особи имеют сходство с одним из родителей
4) все особи живут в одинаковых условиях

 

А11. Каковы особенности модификационной изменчивости?

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

 

А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота?

1) Мутагенеза
2) Полиплоидии
3) гибридизации и отбора
4) гетерозиса и искусственного оплодотворения

 

А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе

1) формирования между ними пищевых связей
2) их участия в круговороте веществ
3) их совместного обитания в экосистеме
4) их классификации, объединения в группы

 

А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

1) Семена бобовых содержат много белка.
2) Поле освобождается от сорняков.
3) Почва обогащается азотными солями.
4) Почва становится более рыхлой.

 

А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?

1) Пасленовых
2) Бобовых
3) Крестоцветных
4) Лютиковых

 

А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена

1) эндокринная система            3) пищеварительная система
2) кровеносная система             4) опорно-двигательная система

 

А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?

1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком
2) имеют обтекаемую форму тела, легкие больших размеров
3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты
4) размножаются в воде, рождают крупных детенышей

 

 

А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?

1) Через них удаляется непереваренная пища.
2) Через них удаляются жидкие продукты обмена.
3) В них образуются пищеварительные ферменты.
4) Они регулируют содержание гормонов в крови.

 

 

А19. Почему пища должна содержать витамины?

1) они входят в состав ферментов
2) они входят в состав гормонов
3) они содержат богатые энергией связи
4) они являются хранителями наследственной информации

 

А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой

 

 


1) А
2) Б
3) В
4) Г

 

А21. Почему опасно гладить бездомных собак?

1) можно заразиться детскими острицами
2) можно заразиться эхинококком
3) можно заразиться печеночным сосальщиком
4) в организм могут попасть финны бычьего цепня

 

А22. Что является структурной единицей вида?

1) Особь
2) Колония
3) Стая
4) Популяция

 

А23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) В повышении жизнеспособности популяции
2) В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
3) В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

 

А24. Каковы последствия действия движущего отбора?

1) сохранение старых видов
2) поддержание нормы реакции
3) появление новых видов        
4) устранение особей с новыми мутациями

 

А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1) об их родстве, происхождении от общего предка
2) о развитии их по пути идиоадаптации
3) о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека
4) о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

 

А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции

1) формируются к нему приспособления
2) не могут сформироваться к нему приспособления
3) возникают полезные для особи мутации
4) возникают полезные для особи модификации

 

 

А27. Какую закономерность отображает рисунок?

1) пищевую цепь
2) экологическую пирамиду
3) колебания численности популяций
4) процесс саморегуляции

 

А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление
2) Фотосинтез
3) Саморегуляция
4) круговорот веществ

 

А29. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы
2) химические процессы
3) физические процессы
4) механические явления

 

А30. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта?

1) уменьшение толщины озонового слоя
2) уменьшение содержания азота в атмосфере
3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере
4) увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

 

А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул

1) АТФ
2) Глюкозы
3) иРНК
4) Белка

 

А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического

1) богатые энергией молекулы АТФ        3) кислород для реакций расщепления
2) ферменты для ускорения реакций        4) неорганические соли и кислоты

 

А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей
2) имеют форму спирали
3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов
4) обе содержат по нескольку тысяч генов

 

А34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?

1) Оплодотворения
2) Бластулы
3) Гаструлы
4) Органогенеза

 

А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа
2) Аа х АА
3) АА х АА
4) Аа х аа

 

А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1) В них мало питательных веществ.
2) Они очень медленно растут и невкусные.
3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.
4) В них накапливается много нитратов.

 

А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.
2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.
3) Относятся к высшим споровым растениям.
4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...