МДК.02.01.02 «ПРОВЕДЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ»
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01.02 «Проведение сестринского ухода в психиатрии и наркологии»
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Производственная (по профилю специальности),
часов
( если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
ОК 1 – 14
ПК 2.1 -2.8
МДК.02.01.02
Проведение сестринского ухода в психиатрии и наркологии
Всего
Содержание обучения по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01.02 «Проведение сестринского ухода в психиатрии и наркологии»
Наименование разделов профессионального модуля, междисциплинарных курсов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Всего
часов
Уровень освоения паммы
МДК 02.01.02
Проведение сестринского ухода в психиатрии и наркологии
Тема 1.
История сестринского дела в психиатрии.
Основные мировые тенденции развития сестринского дела в психиатрии. Особенности сестринского процесса в психиатрии.
Содержание:
Определение психиатрии как медицинской дисциплины. Предмет и задачи психиатрии как науки. Современные направления в психиатрии: нозологическое, синдромологическое, эклектическое, антипсихиатрическое. Три исторических этапа совершенствования роли медицинских сестр психиатрической помощи: опекунская роль; роль зависимого исполнителя назначений врача; роль независимого специалиста, действующего в рамках профессиональной компетенции сестринского дела. Определение сестринского процесса в психиатрии. Психотерапевтическая функция медсестры психиатрической помощи; создание и поддержание терапевтической среды психиатрического стационара; деятельность медсестры, выполняемая при поддержке другого медперсонала. Коммуникативные навыки в практике работы медсестры. Многопрофильная клиническая бригада специалистов в психиатрии и участие медсестры в её работе. Понятие деинституализация. Профилактическое направление современной психиатрии.
Роль медсестры в системе психиатрической помощи и особенности её работы в различных психиатрических учреждениях. Краткая характеристика пяти этапов сестринского процесса, применительно к психиатрии. Наиболее часто встречающиеся сестринские диагнозы в психиатрии; понятие – PES формата сестринского диагноза. Место сестринского диагноза. Место сестринского диагноза в организации лечебно-диагностического процесса.
Практическое занятие:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø предмет и задачи психиатрии как науки; современные направления в психиатрии;
Ø определение сестринского процесса в психиатрии и его особенности;
Ø принципы работы многопрофильной клинической бригады специалистов в психиатрии;
Ø роль медицинской сестры и особенности её работы в системе психиатрической помощи;
Ø современные мировые тенденции в области психиатрии (деинституализация, смещение акцента на профилактику психических заболеваний и охрану психическогоздоровья, реабилитацию и реадаптацию психических больных);
Ø сбор сестринского анамнеза у пациента с психическим расстройством;
Ø постановка сестринского диагноза в PES формате;
Ø выделение приоритетных проблем пациента и предложение плана сестринских вмешательств;
Ø оценка микроклимата отделения и при необходимости предложить мероприятия по улучшению терапевтической среды отделения.
Самостоятельная работа:
- изучение теоретических основ в рамках обязательного минимума;
- решение ситуационных задач.
Тема 2.
Организация психиатрической помощи в РФ. Основы законодательства РФ в области психиатрии. Этика и деонтология в психиатрии. Документация. Санэпидрежим отделения.
Содержание:
Организация психиатрической помощи; основные цели (ст.1 «Психиатрическая помощь и принципы её оказания» Закона РФ «О психиатрической помощии гарантиях прав граждан при её оказании»). Стационарные, полустационарные и амбулаторные формы оказания психиатрической помощи; краткая характеристика (Раздел II Закона РФ. Обеспечение психиатрической ромощью и социальная защита лиц, страдающих психиатрическими расстройствами, ст. 16,17; Раздел IY Виды психиатрической помощи и порядок её оказания, ст. 26,27,28,29). Функции психоневрологического диспансера и задачи, которые он призван решать. Функции психоневрологических интернатов. Дневной стпционар как учреждение полустационарного типа; показания и ппотивопоказания к направлению в дневной стационар. Психиатрический стационар, задачи.
Понятия «нормы» в психиатрии. Причины злоупотребления психиатрией в тоталитарном обществе. Предпосылки правовой реформы психиатрии в РФ. Основные международные правовые документы в области психиатрии: Положения и взгляды Всемирной психиатрической ассоциации о правах и юридической защите психически больных (Афины,1989), Гаванская декларация (Вена,1983),Луксорская декларация прав человека, принятая Всемирной охраны психичнского здоровья. Закон РФ «О психической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон. Основные права пациентов. Краткая характеристика понятий: информированное согласие, врачебная тайна и конфиденциальность, дееспособнсть, ограниченная дееспособность, недееспособность, вменяемость и невменяемость. Основные статьи Закона, касающиеся, соблюдение прав пациента с психическим расстройством: Статья 4 «Добровольность обращения за психиатрической помощью»; Статья 5 «Права лиц, страдающих психиатрическими расстройствами»; Статья 9 «Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи»; Статья 11 «Согласие на лечение»; Статья 12 «Отказ от лечения»; Статья 33-36, касающиеся госпитализации в недобровольном порядке4 Статя 37 «Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах». Этика медсестры в психиатрической практике.
Структура подразделения психиатрического стационара:
Ø приемный покой;
Ø отделения;
Ø диагностические кабинеты;
Ø отделения реабилитации.
Обязанности медицинского персонала психиатрического стационара (ст. 39 Закона РФ). Терапевтическая среда стационара. Роль медсестры веё создании и поддержании. Принцип организации психиатрического по системе «открытых дверей». Сестринская документация, ведущаяся в отделениях (в том числе журнал наблюдений). Правила записи психического статуса пациента. Особенности санэптдрежима и внутрибольничных инфекций психиатрического стационара (ст. 28/,29,40 Закона РФ). Принципы охраны труда и техника безопасности при работе впсихиатрических учреждениях.
Практическое занятие:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø разбор принципа, структуру и цели организации психиатрической помощи в РФ;
Ø разбор структуры психиатрического стационара, устройство и организацию работы психоневрологического диспансера;
Ø знать принципы охраны труда и техники безопасности при работе в психиатрических учреждениях;
Ø содержания понятия «терапевтическая среда стационара»; роль медперсонала в её создании и поддержании;
Ø особенности санэпидрежима в психиатрии;
Ø предпосылки к принятию и четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»;
Ø права пациента, страдающего психическим расстройством;
Ø законодательное регулирование госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке;
Ø основные этические коллизии, возникающие при оказании психиатрической помощи гражданам;
Ø заполнение необходимой сестринской документации стационара;
Ø создание плана мероприятий по созданию и поддержанию терапевтической среды;
Ø создавать развернутый план обучения пациента и членов его семьи навыкам ухода, режиму труда и отдыха;
Ø правильно записывать психический статус пациента в журнал наблюдений.
Самостоятельная работа:
- изучение Законов РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»
- решение ситуационных задач;
- написание рефератов:
· Фитотерапия в психиатрии и наркологии.
· Деонтология в психиатрии.
· Особенности фармакотерапии в психиатрии.
Тема 3.
Организация работы медперсонала в амбулаторных условиях. Устройство и организации работы ПНД, отделения (дома) сестринского ухода. Психически больной семье. Обучение пациентов и членов их семей. Организация патронажа. Реабилитация и реадаптация психически больных.
Содержание:
Содержание:
Организация психиатрической помощи; основные цели (ст.1 «Психиатрическая помощь и принципы её оказания» Закона РФ «О психиатрической помощии гарантиях прав граждан при её оказании»). Стационарные, полустационарные и амбулаторные формы оказания психиатрической помощи; краткая характеристика (Раздел II Закона РФ. Обеспечение психиатрической ромощью и социальная защита лиц, страдающих психиатрическими расстройствами, ст. 16,17; Раздел IY Виды психиатрической помощи и порядок её оказания, ст. 26,27,28,29). Функции психоневрологического диспансера и задачи, которые он призван решать. Функции психоневрологических интернатов. Дневной стпционар как учреждение полустационарного типа; показания и ппотивопоказания к направлению в дневной стационар. Психиатрический стационар, задачи.
Понятия «нормы» в психиатрии. Причины злоупотребления психиатрией в тоталитарном обществе. Предпосылки правовой реформы психиатрии в РФ. Основные международные правовые документы в области психиатрии: Положения и взгляды Всемирной психиатрической ассоциации о правах и юридической защите психически больных (Афины,1989), Гаванская декларация (Вена,1983),Луксорская декларация прав человека, принятая Всемирной охраны психичнского здоровья. Закон РФ «О психической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон. Основные права пациентов. Краткая характеристика понятий: информированное согласие, врачебная тайна и конфиденциальность, дееспособнсть, ограниченная дееспособность, недееспособность, вменяемость и невменяемость. Основные статьи Закона, касающиеся, соблюдение прав пациента с психическим расстройством: Статья 4 «Добровольность обращения за психиатрической помощью»; Статья 5 «Права лиц, страдающих психиатрическими расстройствами»; Статья 9 «Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи»; Статья 11 «Согласие на лечение»; Статья 12 «Отказ от лечения»; Статья 33-36, касающиеся госпитализации в недобровольном порядке4 Статя 37 «Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах». Этика медсестры в психиатрической практике.
Структура подразделения психиатрического стационара:
Ø приемный покой;
Ø отделения;
Ø диагностические кабинеты;
Ø отделения реабилитации.
Обязанности медицинского персонала психиатрического стационара (ст. 39 Закона РФ). Терапевтическая среда стационара. Роль медсестры веё создании и поддержании. Принцип организации психиатрического по системе «открытых дверей». Сестринская документация, ведущаяся в отделениях (в том числе журнал наблюдений). Правила записи психического статуса пациента. Особенности санэптдрежима и внутрибольничных инфекций психиатрического стационара (ст. 28/,29,40 Закона РФ). Принципы охраны труда и техника безопасности при работе впсихиатрических учреждениях.
Практическое занятие:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø разбор принципа, структуру и цели организации психиатрической помощи в РФ;
Ø разбор структуры психиатрического стационара, устройство и организацию работы психоневрологического диспансера;
Ø знать принципы охраны труда и техники безопасности при работе в психиатрических учреждениях;
Ø содержания понятия «терапевтическая среда стационара»; роль медперсонала в её создании и поддержании;
Ø основные принципы организации патронажа психических больных;
Ø особенности санэпидрежима в психиатрии;
Ø принципы реабилитации и реадаптации психически больного;
Ø содержания понятий: «норма» в психиатрии, информированное согласие, врачебная тайна и конфиденциальность, дееспособность, ограниченная дееспособность, недееспособность, вменяемость и невменяемость;
Ø предпосылки к принятию и четыре основные задачи, на решение которых направлен Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»;
Ø права пациента, страдающего психическим расстройством;
Ø законодательное регулирование госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке;
Ø основные этические коллизии, возникающие при оказании психиатрической помощи гражданам;
Ø заполнение необходимой сестринской документации стационара и ПНД;
Ø создание плана мероприятий по созданию и поддержанию терапевтической среды;
Ø создавать развернутый план обучения пациента и членов его семьи навыкам ухода, режиму труда и отдыха;
Ø правильно записывать психический статус пациента в журнал наблюдений.
Самостоятельная работа:
- решение ситуационных задач;
- составление плана психологической коррекции состояния пациента;
- составление словаря медицинских терминов.
Тема 4.
Основные психопатологические синдромы. Шизофрения, биполярное расстройство. Клиника, особенности СП. Принципы классификации психических расстройств в МКБ – 10. Понятие психического здоровья, профилактика психических расстройств.
Содержание:
Классификация психических заболеваний (3 основные группы: психозы, пограничные психические заболевания, задержка психического развития). Понятие о позитивных (репродуктивных) синдромах. Характеристика психотического, непсихотического и дефицитарного уровней расстройств психической деятельности. Расстройства мышления: по темпу, стройности, продуктивности и целенаправленности. Бред, его виды. Сверценные идеи и навязчивые состояния. Нарушения восприятия: иллюзии, истинные и псевдогаллюцинации. Нарушения ощущений: гиперестезия, гипостезия, анестезия, сенестопатии. Патология эмоциональной деятельности: эйфория, депрессия, тревога, аффект, патологический аффект, эмоциональная тупость, апатия. Двигательно-волевые (поведенческие) расстройства: двигательное возбуждение (маниакальное, гебефреническое, кататоническое, психогенное), кататонический ступор. Расстройства влечений (клептомания, дромомания, пиромания, группа сексуальных парафилий). Расстройства сознания и самосознания. Краткая история развития учения о шизофрении. Клиническая картина шизофрении: диагностические критерии. Типы учения и клинические формы заболевания. Понятия о дефекте и исходных состояниях. Типы ремиссии и исходов заболевания. Клиническая картина биполярного расстройства; диагностические критерии. Маниакальное состояние. Депрессивное состояние. СП и основные сестринские диагнозы при шизофрении, биполярном расстройстве. «Международная статистическая классификация болезней и связанных со здоровьем проблем» 10-й пересмотр (МКБ-10). Пятая глава МКБ-10 «Психические и поведенческие расстройства». Общие положения. Понятие психического здоровья. Понятие «госпитализма». Принципы системы реабилитации психических больных. Этапы реабилитации в психиатрии: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø разбор клинических задач;
Ø демонстрация тематических больных с разбором лечения;
Ø основные психопатичесик синдромы;
Ø клиника и особенности СП шизофрении, биполярного расстройства;
Ø принципы классификации психических расстройств в МКБ-10;
Ø содержание понятий: психическое здоровье, профилактика психических расстройств, «госпитализм»;
Ø основные клинические проявления умственной отсталости, сенильной деменции, параноид, сосудистая деменция пресенильные и сенильные психозы;
Ø проблемы пациентов и особенности СП при болезни Альцгеймера;
Ø проведение дифференциальной диагностики и псевдогаллюцинаций;
Ø проведение дифференциальной диагностики расстройств сознания;
Ø составление развернутого плана сестринских вмешательств при болезни Альцгеймера;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением антидепрессантами;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением нейролептиками;
Ø осуществлять транспортировку пациента в ЛПУ.
Самостоятельная работа:
- решение ситуационных задач;
- составление перечня антидепрессантов, анксиолититические и нейролептические препараты по теме занятия;
- составление плана психологической коррекции состояния пациента;
- составление словаря медицинских терминов;
- составление плана медикаментозной и немедикаментозной коррекции заболеваний.
Тема 5.
Негативные (дефицитные) психопатологические синдромы. Врожденная умственная отсталость (олигофрения). Геронтопсихиатрия: пресенильные и сенильные психозы, инволюционная депрессия, сосудистая деменция, сенильная деменция, болезнь Альцгеймера. Клиника, течение, прогноз, проблемы пациентов. Особенности СП при болезни Альцгеймера.
Содержание:
Понятие о негативных (дефицитарных) психопатологических синдромах. Патология внимания и нарушения памяти. Антеро- и ретроградная амнезия. Синдром Корсака. Конфабуляция и псевдореминесценции. Расстройства интеллекта: слабоумие (врожденная и приобретенная).
Церебральный атеросклероз. Факторы, способствующие его развитию. Нарушение психики на разных этапах болезненного процесса. Особенности ухода. Изменение психики при гипертонической болезни, инсультах и тромбозах сосудов головного мозга. Уход за больными. Эмоциональная лабильность и аффективность больных с сосудистыми поражениями головного мозга. Клиника, течение, прогноз, проблемы пациентов с пресенильными и сенильными психозами, инволюционной депрессией, параноидом, сосудистой деменцией, сенильной деменцией, болезнью Альцгеймера.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø основные клинические проявления умственной отсталости, сенильной деменции, параноид, сосудистая деменция пресенильные и сенильные психозы;
Ø проблемы пациентов и особенности СП при болезни Альцгеймера;
Ø проведение дифференциальной диагностики и псевдогаллюцинаций;
Ø проведение дифференциальной диагностики расстройств сознания;
Ø составление развернутого плана сестринских вмешательств при болезни Альцгеймера;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением антидепрессантами;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением нейролептиками;
Ø осуществлять транспортировку пациента в ЛПУ.
Самостоятельная работа:
- решение ситуационных задач;
- расчёт доз используемых препаратов;
- самостоятельная курация больного;
- оформление медицинской документации;
- выполнение манипуляций и процедур;
- составление и проведение бесед с пациентами и их родственниками.
Тема 6.
Невротические расстройства (неврозы). Понятие психической травмы. Клинические проявления обсессивно-фобических расстройств, конверсионного невроза (истерии), астенического невроза (невростении). Посттравматическое стрессовое расстройства (ПТСР). Проблемы пациентов и особенности СП при астеническом неврозе и ПТСР,
Содержание:
Невротические расстройства (неврозы); общая характеристика этой группы расстройств. Понятие психическое травмы. Этиология и клинические проявления обсессивно-фобических расстройств, конверсионного невроза (истерии), астенического невроза (невростении). Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): этиология, клиническая картина. Проблемы пациентов и особенности СП при астеническом неврозе и посттравматическом стрессовом расстройстве.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø основные психопатологические синдромы;
Ø клиника и особенности СП при невротических расстройствах (неврозы);
Ø основные сестринские диагнозы при невротических расстройства;
Ø содержание понятия: психическая травма;
Ø клиник аи особенности СП при психической травме;
Ø основные клинические проявления обсессивно-фобических расстройствах, конверсионного невроза (истерии), астенического невроза (невростении), ПТСР;
Ø проблемы пациента и особенности СП при астеническом неврозе и ПТСР;
Ø сущность биологических методов лечения в психиатрии и особенности медикаментозного лечения;
Ø побочные действия групп лекарственных препаратов, используемых в психиатрии и методы сестринского ухода;
Ø сущность этапов реабилитации в психиатрии;
Ø основные направления современной психотерапии;
Ø составить развернутый план сестринских вмешательств при астеническом неврозе и ПТСР;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением нейролептиками;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов его семьи в связи с лечением антидепрессантами;
Ø составление развернутого плана обучения больного и членов семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность.
Самостоятельная работа:
- изучение теоретического материала по учебной и специальной литературе;
- решение ситуационных задач;
- оформление медицинской документации;
- побочные действия групп лекарственных препаратов, используемых в психиатрии;
- составление и проведение беседы с пациентами и их родственниками;
- написание истории болезни на курируемого больного.
Тема 7.
Организация наркологической службы в РФ. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Устройство и организация работы наркологического диспансера. Организация работы медперсонала. Работа с родственниками больных. Профилактика аддиктивных расстройств и роль среднего медперсонала в её осуществлении. Алкоголизм, наркомания и токсикомания. Основы клиники и течения. Профилактика.
Содержание:
Организация наркологической помощи в РФ. Основные положения Закона РФ «О наркологических средствах и психотропных веществах».
Устройство и организация работы наркологического диспансера. Организация работы медицинского персонала.
Медико-социальные проблемы алкоголизма и наркомании. Алкогольное опьянение: простое опьянение, патологическое опьянение. Стадии алкоголизма. Корсаковский психоз. Методы экспертизы опьянения. Лечение и реабилитация при алкоголизме. Определение наркомании, наркотического средства, психоактивных препаратов. Понятие «абстиненция», «толерантность», «физическая зависимость». Симптомы психических расстройств, связанных с хроническим употреблением наркотических веществ. Лечение и реабилитация наркоманов.
Особенности СП в наркологии. Сестринские проблемы и сестринские вмешательства при алкоголизме и наркомании. Работа с родственниками больных. Принципы профилактики расстройств и роль среднего медицинского персонала в её осуществлении.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø основные медико-социальные проблемы алкоголизма и наркомании;
Ø принципы организации наркологической службы РФ;
Ø задачи и организация работы наркологического диспансера;
Ø организация работы медицинского персонала;
Ø основные положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Ø принципы охраны труда и техники безопасности при работе в психиатрических учреждениях;
Ø содержание понятия «терапевтическая среда стационара»;
Ø роль медперсонала в создании и поддержании «терапевтической среды стационара»;
Ø современная классификация наркотических и психоактивных веществ;
Ø особенности СП в наркологии;
Ø клиническое течение алкоголизма и его стадии;
Ø принципы лечения и реабилитации при алкоголизме;
Ø составление аргументированного плана проведения беседы по профилактике алкоголизма и наркомании для различных контингентов граждан (в том числе подростков);
Ø заполнение сестринской документации наркологического диспансера;
Ø купировать психомоторной возбуждение;
Ø составление развернутого плана сестринских вмешательств при алкоголизме.
Самостоятельная работа:
- дать клинико-фармакологическую характеристику кокаина, марихуаны, опиатов, седативно-снотворных и анксиолитических средств, галлюциногенов и фенциклидина, стимулирующих средств и ингалянтов;
- решение ситуационных задач;
- самостоятельная курация больного;
- оформление медицинской документации;
- выполнение манипуляций и процедур;
- написание истории болезни на курируемого больного.
Тема 8.
Клиническая характеристика основных групп психоактивных и наркотических веществ. Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения аддиктивных веществ. Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения аддиктивных расстройств. Психотерапия алкоголизма.
Содержание:
Современная классификация наркотических и психоактивных веществ. Клинико-фармакологическая характеристика кокаина, марихуаны, опиатов, седативно-снотворных и аксиолитических средств, галлюциногенов и фенциклидина, стимулирующих средств и ингалянтов. Дезинтоксикационная терапия: показания, проведение, методы купирования психомоторного возбуждения (выявление предвестников, фиксация пациентов физическими методами, лекарственная терапия).
Психотропные средства: антипсихотические нейролептики, анксиолитики и транквилизаторы, антидепрессанты, тимостабилизаторы, психостимуляторы и ноотропы. Общая характеристика групп. Наиболее часто используемые препараты. Показания, противопоказания, побочные эффекты психотропных средств. Сестринский уход при возникновении побочных действий лекарственных препаратов для терапии тревожных расстройств, депрессий, психотических расстройств. Обучение больного и членов его семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность, антидепрессантами, нейролептиками.
Психотерапия. Основные направления, современные тенденции.
Электросудорожная терапия (ЭСТ). Показания, техника выполнения, функции среднего медперсонала. Возможные сестринские диагнозы, связанные с проведением ЭСТ и необходимые сестринские вмешательства.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø знакомство с организацией медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста с заболеваниями крови и опорно-двигательного аппарата;
Ø разбор клинических задач;
Ø демонстрация тематических больных с разбором и обоснованием лечения;
Ø обследование пациентов, определение тактики их ведения;
Ø выполнение лечебных вмешательств;
Ø организация и осуществление транспортировки больных;
Ø организация работы медицинского персонала;
Ø содержание понятия «терапевтическая среда стационара»;
Ø роль медперсонала в создании и поддержании «терапевтической среды стационара»;
Ø современная классификация наркотических и психоактивных веществ;
Ø особенности СП в наркологии;
Ø клиническое течение алкоголизма и его стадии;
Ø принципы лечения и реабилитации при алкоголизме;
Ø составление аргументированного плана проведения беседы по профилактике алкоголизма и наркомании для различных контингентов граждан (в том числе подростков);
Ø заполнение сестринской документации наркологического диспансера;
Ø купировать психомоторной возбуждение;
Ø составление развернутого плана сестринских вмешательств при алкоголизме;
Ø информирование пациентов и их родственников о правилах самоухода.
Самостоятельная работа:
Составление фармакологических таблиц по теме занятия.
Заполнение рабочей тетради по данной теме.
Расчет доз используемых препаратов.
Составление плана психологической коррекции состояния пациента.
Составление тестовых заданий и ситуационных задач для взаимоконтроля.
Выполнение лечебных манипуляций.
Подготавливают тезисы бесед с пациентами при возникновении побочных действий лекарственных препаратов для терапии тревожных расстройств, депрессий, психотических расстройств.
Обучение больного и членов его семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность, антидепрессантами, нейролептиками.
Тема 9
Неотложные состояния в психиатрии и наркологии. Тактика неотложной помощи.
Эпилепсия. Судорожный синдром. Экстрапирамидный синдром (ЭПС). Злокачественный нейролептический синдром (ЗПС). Передозировка наркотических веществ. тактика неотложной помощи. Агрессивное и суицидное поведение больных. Тактика среднего медицинского персонала.
Содержание:
Эпилепсия: определение и критерии болезненных состояний. Истинная и симптоматическая эпилепсия. Предвестники и аура, этиология и патогенез. Клиника, причины, лечение. Большой эпилептический припадок и его фазы. Малый эпилептический припадок. Первая помощь при эпилептическом припадке. Эпилептический статус, его характеристика.
Суицид; предотвращение нанесения вреда пациенту и окружающим. Интоксикация бензодиазепинами и др. седативно-гипнотическими и анксиолитическими средствами, опиатами, амфетаминами, этанолом и суррогатами алкоголя. Алкогольный делирий.
Злокачественный нейролептический синдром (ЗНС): клиника, неотложные мероприятия. Экстрапирамидный синдром (ЭПС): клиника, неотложные мероприятия. Дистония и окулогирные кризы. Клиника, неотложные мероприятия. Стандарты оказания неотложной психиатрической помощи на догоспитальном этапе. Принципы дезинтоксикационной терапии. Динамический мониторинг витальных функций и роль медперсонала в его проведении.
Практические занятия:
Ø проводится на базе ЛПУ;
Ø клиника эпилепсии; клиническая картина эпилептического припадка; эпилептический статус и первая помощь при этих состояниях;
Ø особенности оказания помощи в случае психомоторного возбуждения, агрессивного или суицидного поведения пациентов;
Ø клинические проявления ЭПС и ЗНС; неотложная терапия при этих состояниях, медикаментозное лечение;
Ø клиническая картина абстинентного синдрома, передозировка опиатов, стимуляторов, отравления бензодиазепинами и ингалянтами;
Ø стандарты оказания неотложной психиатрической помощи на догоспитальном этапе;
Ø показания и методика проведения дезинтоксикационной терапии;
Ø оказать помощь при эпилептическом припадке;
Ø осуществлять фиксацию пациента с психомоторным возбуждением;
Ø осуществлять мониторинг и оценить динамику витальных функций пациента.
Самостоятельная работа:
Составление фармакологических таблиц по теме занятия.
Заполнение рабочей тетради по данной теме.
Расчет доз используемых препаратов.
Составление плана психологической коррекции состояния пациента.
Составление тестовых заданий и ситуационных задач для взаимоконтроля.
Выполнение лечебных манипуляций.
Подготавливают тезисы бесед с пациентами при возникновении побочных действий лекарственных препаратов для терапии тревожных расстройств, депрессий, психотических расстройств.
Обучение больного и членов его семьи в связи с лечением анксиолитиками и др. препаратами, снижающими тревожность, антидепрессантами, нейролептиками.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)