Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.




 

Данные о состоянии финансов компании содержатся в ее финансовой отчетности, которая включает:

- баланс ( балансовый отчет - источниках формирования средств(пасиив) и направлениях их использования (актив баланса );

- отчет о финансовых результатах и их использовании (о прибылях и убытках, доходах и расходах);

- кассовый отчет (отчет о денежных потоках, поступлениях и денежных платежах);

- другие отчетные формы в соответствии с требованиями внешних контрольных органов и внутренними потребностями компании.

 

Методы анализа финансовой отчетности являются:

- горизонтальный анализ (сравнение позиций отчетных документов в динамике за один или несколько отчетных периодов)

- вертикальный анализ (определяются процентные доли позиций отчетных документов по отношению к базовым величинам - активам или выручке от основной продукции, которые также затем рассматриваются в динамике за несколько лет.)

- анализ финансовых коэффициентов (рассчитываемые по данным финансовой отчетности, дают возможность оценить такие характеристики компании:

- зависимость от источников внешнего финансирования;

- состояние основных средств;

- деловая активность;

- рентабельность (прибыльность);

- ликвидность;

- положение на рынке ценных бумаг.

 

Деловая активность оценивается по коэффициентам оборачиваемости основного капитала, собственного капитала, средств в расчетах (в оборотах), производственных запасов и др.

Основными показателями считаются прибыльность активов, характеризующая умение компании распоряжаться имеющимся капиталом, и прибыльность акционерного капитала (прибыль на акцию

Ликвидность (платежеспособность) компании характеризует ее способность и возможность расплачиваться по обязательствам

 

В дополнение к таким коэффициентам рассматривается величина собственного оборотного капитала, равная разности оборотных активов и текущих обязательств.

Коэффициенты, характеризующие положение компании на рынке ценных бумаг, включают:

- капитализацию (рыночную стоимость акций) компании;

- динамику цен акций компании;

- доход на акцию;

- ценность акции как отношение ее рыночной цены к доходу на акцию;

- доходность по дивиденду как отношение дивиденда к средней рыночной цене акции;

- коэффициент котировки, равный отношению рыночной цены акций к их учетной цене.

Все рассмотренные и другие приводимые в литературе финансовые коэффициенты должны анализироваться в динамике, сравниваться с аналогичными коэффициентами других компаний данной отрасли, со среднеотраслевыми значениями, а также с существующими нормативными (рекомендуемыми) значениями.

При анализе финансовых коэффициентов следует учитывать, что их практическое применение имеет ряд ограничений. Например, использование различных методик амортизации влияет на значение коэффициентов рентабельности, величина используемой при расчетах дебиторской задолженности может быть как нормальной, так и просроченной и т.д.

В целом при анализе финансового состояния по итогам деятельности компании за отчетный период обобщающими показателями являются прибыльность активов и прибыльность акционерного капитала, поскольку их значения учитывают возможные трудности с ликвидностью, дебиторской задолженностью, необходимостью использования платных заемных средств и т.д.

 

12. Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, циклы, цели.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов предприятия. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие виды планов:

- Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

- Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

- Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Процесс финансового планирования можно разделить на 5 этапов:

1. разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров оперативного плана на прогнозируемый уровень основных показателей финансового состояния;

2. определение потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее 5-летнего плана в части средств, затрачиваемых на поддержание материально-технической базы;

3. прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение следующих пяти лет, в том числе оценка размера финансовых ресурсов, которые будут сформированы за счет прибыли компании, а также ресурсов, которые придется изыскивать за счет привлечения внешних источников финансирования;

4. создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия;

5. разработка процедур корректировки плана в случае, если реальные эконом. условия будут отличаться от тех прогнозов, на которых был основан действующий план

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

 

Финансовое прогнозирование - основа для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Прогнозирование объема реализации обычно начинают с обзора сложившейся тенденции объема реализации за последние 5-10 лет. Прогноз осуществляется путем следующих действий:

1. первоначально показатели объема реализации рассматриваются раздельно по каждому из основных видов продукции, оцениваются сложившиеся тенденции, строится первый приблизительный прогноз;

2. оцениваются перспективы развития деловой активности для каждой области рынка, где действует предприятие;

3. изучается возможный удельный вес продукции предприятия в обороте каждого из ее рынков;

4. оцениваются расходы по рекламе, торговые скидки для стимулирования сбыта, условия получения ссуд и другие подобные факторы, влияющие на объем реализации;

5. учитываются имеющийся портфель заказов и последние тенденции поступления новых заказов или отмены старых;

6. прогнозы объема реализации по продуктам суммируются, согласовываются расхождения и получается перспективный прогноз объема реализации для предприятия с разбивкой по сегментам рынка и отдельным видам продукции.

 

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

- Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

- Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

- Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы - это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

 

13. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.

 

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет

- действовать;

- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях

- конкуренции;

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних

- инвесторов

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

- прогноз объема реализации.

- производственный план.

- план доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда,

- общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов).

- баланс денежных поступлений и выплат.

- план по источникам и использованию средств.

- сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.

- анализ безубыточности.

- стратегия финансирования.

основные этапы составления финансового плана на предприятии

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование определяет деятельность предприятия на много лет вперед. Степень детализации плана в данном случае невелика. Долгосрочный план представляет собой рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Структура финансового плана.

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.

1. прогноз объемов реализации.

2. баланс денежных расходов и поступлений.

3. таблицу доходов и затрат.

4. сводный баланс активов и пассивов предприятия.

5. график достижения безубыточности.

 

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Основные этапы подготовки бюджета:

- подготовка прогноза продаж;

- определение ожидаемого объема производства;

- расчет производственных затрат и эксплутационных расходов;

- определение движения денежных средств и других финансовых показателей;

- составление планируемых финансовых отчетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...