Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X . Охрана окружающей среды

 

       Теплоходы проекта Q-065, как источники загрязнения окружающей среды, могут быть рассмотрены в двух аспектах. Во-первых, в результате производственно-хозяйственной деятельности возможно попадание за борт бытовых сточно-фановых вод, твердых отходов, топлива, смазки, подсланевых вод. Во-вторых, загрязнение окружающей среды возможно в результате выброса в атмосферу отработанных газов двигателей и установки инсенератора.

       Предупреждение загрязнения первого вида осуществляется следующими мерами:

1. Бункеровка судна топливом и маслом производится закрытым способом. Отдача отработанного масла, подсланевых вод, сточно-фановых вод на специальные суда или береговые устройства осуществляется также закрытым способом. Во избежание попадания утечек при приемке и выдаче наливные втулки всех вышеуказанных трубопроводов выведены в один ящик, соединенный трубопроводом с цистерной масляного шлама.

2. Накопление бытовых сточных вод на судне производится в специальные сточные цистерны емкостью 15,21 м3, 15,74 м3, 18,25 м3 и 9,13 м3. Кроме них имеется фекальная цистерна емкостью 2 м3 и соединяемая при необходимости с цистерной сточных вод. Это позволяет обеспечить автономность по вместимости резервных сточно-фановых цистерн 1 сутки. Если нет возможности сдать сточно-фановые воды на специализированные суда или береговые устройства, то для их переработки используется станция очистки сточно-фановых вод «Нептуматик». В результате переработки очищенная и обеззараженная вода сливается за борт, а шлам поступает в установку для сжигания отходов или в шламовую цистерну, откуда может сдаваться на специализированные суда или береговые устройства. Выпускной трубопровод перекрывается клинкетом, который, в свою очередь, опечатывается пломбой.

3. Утечное топливо от главных и вспомогательных двигателей собирается в сточные топливные цистерны вместимостью 2 х 0,4 м3. Собранное в этих цистернах топливо после соответствующей очистки может быть возвращено в запасную топливную цистерну.

4. Отработанное смазочное масло собирается в специально предназначенную для этого цистерну отработанного масла. Вместимость цистерны – 2 м3. По мере накопления отработанное масло сдается на теплоходы типа «ОС». Цистерна отработанного масла и сточные топливные цистерны расположены в подсланевом пространстве машинного отделения и имеют датчики сигнализации максимального уровня.

5. Подсланевые воды закачиваются насосами осушения в специальную цистерну емкостью 3,5 м3, расположенную в подсланевом пространстве отделения вспомогательных двигателей. Имеется сигнализация предупреждения о максимальном уровне в цистерне подсланевых вод. По мере накопления подсланевых вод они могут сдаваться на теплоходы «ОС» или поступать на переработку в сепаратор подсланевых вод «Фрам». Сепаратор работает в ручном или автоматическом режиме. Члены команды, обслуживающие СЭУ должны соблюдать постоянный контроль за состоянием уплотнений гребного вала и валов насосов, расположенных в машинном отделении в целях уменьшения накопления подсланевых вод. Во избежание откачки их за борт выходные клинкеты должны быть закрыты и опломбированы.

6. Для сбора сухого мусора на судне имеются бачки, на которых должны быть нанесены надписи «Сухой мусор» и «Пищевые отходы».

Вместимость бачков для сухого мусора:

V б.с.м. = q × А × П = 4,7 (м3), где

 

q = 0,02 (м3 / чел. сут) – норма наполнения сухого мусора;

А = 235 чел. – количество пассажиров и членов экипажа на судне;

П = 1 сут. – периодичность сдачи сухого мусора;

 

Для твердых пищевых отходов должна быть предусмотрена емкость, в которой до очередной сдачи отходов могло бы содержаться следующее количество твердых отходов:

G п.о. = q × А × П = 70,5 (кг), где

 

q = 0,03 (кг / чел. сут) – норма накопления твердых пищевых отходов;

 

Кроме сдачи сухого мусора на специализированные теплоходы предусмотрено его сжигание в установке инсенератора. Бо’льшая часть твердых пищевых отходов может быть переработана в специальной установке, имеющейся на теплоходе. В результате переработки прессованные пищевые отходы поступают в установку для сжигания отходов, а оставшаяся жидкость сливается в сточную цистерну.

Сдача на суда «ОС» сточных вод, отработанного масла, подсланевых вод, сухого мусора и твердых пищевых отходов должна фиксироваться в специальном журнале. В целях предупреждения попадания сухого мусора и пищевых отходов за борт по вине туристов и команды на палубах установлены урны, а шпигаты снабжены специальными решетками.

Во время переработки сточно-фановых вод станцией «Нептуматик» возможно попадание за борт некоторого количества хлора, а во время переработки подсланевых вод сепаратором «Фрам» – допускаемого количества масла. Поэтому необходимо вести строгий контроль за работой указанных установок, а подсланевые и сточно-фановые воды по возможности сдавать на специализированные суда типа «ОС» или ьереговые устройства.

Вторым видом загрязнения окружающей среды при работе теплохода является загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами главных и вспомогательных двигателей, котлов и установки для сжигания отходов. В 1980 году утвержден, а с 1981 года введен в действие Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха», согласно которому предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс загрязняющих веществ (статья 10).

На судах проекта Q-065 в ходовом режиме предусмотрен подогрев воды утилизационными котлами на ходовом режиме, вместо водогрейных котлов, что приводит к экономии топлива, увеличению к.п.д. СЭУ, а, следовательно, к снижению количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу. Сокращение выброса отработанных газов установки инсенератора можно достич следующими мерами:

1. Сдачей сухого мусора, пищевых отходов, сточно-фановых вод и продуктов сепарации топлива на специализированные теплоходы типа «ОС» или береговые установки.

2. Если нет возможности сдать вышеперечисленные отходы на теплоходы «ОС» или береговые устройства, то следует одновременно сжигать сухой мусор, продукты сепарации топлива и, например, пресованные пищевые отходы (т.е. горючие материалы вместе с негорючими), таким образом уменьшая количество топлива, необходимого для сжигания отходов.

 

Таким образом, в результате выполнения предложенных выше мер выброс вредных веществ за борт и в атмосферу существенно сократится, что соответствует требованиям статьи 10 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха», а именно той ее части, где сказано: «… принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ».

 

 

XI. Гражданская оборона

 

Мероприятия, повышающие устойчивость работы объекта в чрезвычайных ситуациях:

 

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникшие в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, диверсий или факторов конфликтного характера, которые оказывают отрицательное воздействие на жизнедеятельность, экономику или природную среду. Обеспечение устойчивости работы объектов народного хозяйства в условиях ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач ГО. На объектах водного транспорта проводятся все мероприятия гражданской обороны:

- защита рабочих, служащих и населения;

- обеспечение устойчивой работы объекта в ЧС;

- спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также разрабатывается план ГО объекта, создаются службы и формирования, проводятся обучения по ГО.

 

Устойчивость работы объекта представляет собой способность его в ЧС выволнить свои функции в соответствии с предназначением, выпускать запланированную продукцию, а в случае аварии – восстанавливать производство в минимально короткие сроки.

В данном проекте рассматривается объект:

- грузовой причал МСРП и его элементы;

- судно проекта Q-065;

- защитные сооружения, противорадиационное укрытие (ПРУ) с Косл = 90 на территории;

- убежище отдельно стоящее, с защитой по ударной волне на 3 кгс/см2 с Косл = 1000 на 250 чел;

 

Защитные свойства объекта характеризуются следующими данными:

 

Элементы обекта Судно     Защитные сооружения 3,0 (250) 0,5 (50) Производственное здание
Рассчитаны на dPф (кгс/см2) 0.3 3.0, 0.5 0.2
Степень огнестойкости III I несгораемый II несгораемый
Категория пожароопасности «B» «Г» трудносгораемый «Д» несгораемая «В» имеют сгораемые материалы
Косл 4 1000, 2000 7

 

В работе рассматривается оценка химической обстановки и мероприятия по защите рабочих, служащих и населения на объекте – причал Северного порта при аварии с выбросом СДЯВ на одном из химически опасных объектов города.

 

Оценка химической обстановки:

В результате аварии на причале провизионных холодильников в 0,5 км от объекта произошла утечка 50 тонн аммиака, при испарении которого образуется облако загрязненного воздуха. Определить параметры зоны заражения и возможные потери среди персонала объекта при следующих данных:

- метеоусловия – изотермия, tвозд = 20ОС;

- скорость ветра – 2 м/с, ветер устойчивый в сторону объекта;

- емкость необвалованная;

- численность 150 человек;

Оценка обстановки:

 

1. Глубина зоны заражения парами аммиака в поражающей концентрации определяется:

 

Г = Гт × Кв / Кс = 2,1 × 0,55 / 1,3 = 0,88 км;

 

2. Скорость переноса облака аммиака определяем по таблице 4 для изотермии Г<10км и V=3 м/с

W = 4,5 м/с

3. Время подхода облака к объекту:

 

t = R / W = 500 / 4,5 = 111с или 1,85 мин

 

4. Время поражающего действия СДЯВ равно времени испарения (tпор = tисп) и определяется по таблице 5: для хлора с учетом поправочного коэффициента для    V = 3 м/с:

 

tисп = 1 × 0,55 = 0,55 часа;

 

5. Ширина зоны заражения при изотермии:

 

Ш = Кз × Г = 0,15 × 0,88 = 0,132 км

 

В пределах объекта ширину очага поражения можно считать равной этой величине, более того, на данный момент времени границы ОХП может определить штаб ГО ОМХ по генплану с учетом направления ветра.

 

6. Общая площадь зоны химического заражения:

 

Sз = 0,5 × Г × Ш = 0,5 × 0,88 × 0,132 = 0,05 км2

7. Вероятные потери личного состава, находящегося в зданиях цехов и использующих средства индивидуальной защиты (80%) согласно таблицы 6 составляют 15%; выход из строя от поражающих концентраций аммиака составит 150 × 0,15 = 23 человека.

Схема зоны химического заражения:

Погода в приземном слое воздуха на 7-00 15 июня:

ветер северный со скоростью 3 м/с, облачность 8 баллов, температура воздуха +20ОС

температура почвы +18ОС, изотермия.

Sз – площадь зоны химического заражения;

Г – глубина зоны заражения;

Ш – ширина зоны заражения;

So, S’o – площади очагов химического поражения;

 

Основные свойства аммиака.

Таблица 7

Наиме-нование Плот-ность Темпе-ратура

Токсические свойства

Защита
  г/куб.см Кипения

Концентрация, мг / л

Токсидозы, мг × мин / л

Противога
СДЯВ     Поража-ющие Смертель-ные ПДК Поража-ющие Смертель-ные зами марки?
АММИАК 0,68 -33,4 0,2 7 0,02 15 120 КД

 

Мероприятия по защите рабочих, служащих и населения и повышению устойчивости работы объекта при аварии с выбросом СДЯВ:

 

Основными мероприятиями по защите от СДЯВ являются: оповещение работающей смены и проживающего вблизи населения, использование средств индивидуальной защиты, организация спасательных работ и оказание медицинской помощи пострадавшим, локализация и ликвидация очага поражения. При авариях с выбросом СДЯВ на химически опасном объекте города на объекте водного транспорта проводятся следующие мероприятия:

- оповещение и сбор руководящего и командного состава;

- оповещение сотрудников, рабочих и служащих попавших в зону заражения;

- вызов сил для ликвидации последствий (при пожаре «01»);

- доклад в штаб ГО района и вышестоящую организацию;

- выявление, оценка обстановки, принятие решений на ликвидацию последствий;

- постановка задач оперативной группе, руководящему и командному составу;

- организация разведки, наблюдения, дозиметрического и химического контроля;

- проведение безаварийной остановки объекта;

- вывод людей из очага поражения (опасных зон);

- осуществление мер по снижению возможного воздействия паров СДЯВ;

- организация ликвидации последствий аварии (тушение пожара, спасение материальных ценностей);

- проведение спасательных работ в очаге поражения;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

- отправление людей из очага на медосмотр;

- организация поддержания общественного порядка и охраны объекта;

- организация жизнеобеспечения (водотеплоэнергоснабжения, питания, размещение эвакуированных, санитарной обработки);

- взаимодействие с районной чрезвычайной комиссией, силами выделенными для оказания помощи соседям;

- представления донесения (информации) в штаб гражданской обороны района, вышестоящую организацию;

 

При обучении рабочих, служащих и населения по ГО, главное внимание обращается действиям по сигналу «Внимание ВСЕМ!», по которому необходимо включить радио, телевизор, прослушать сообщение и указания штаба ГО и принять рекомендуемые меры защиты в ЧС с использованием средств защиты.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...