Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дивидендная политика предприятия.




Дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды - денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1. влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

2. если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существует 2 подхода в теории дивидендной политики.

Первый подход - «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов:

1. предпочтений инвесторов в отношении дивидендов;

2. инвестиционных возможностей предприятия;

3. целевой структуры капитала предприятия;

4. доступности и цены внешнего капитала.

Три последних фактора объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу». Согласно этой модели, предприятие:

1. определяет оптимальный бюджет капиталовложений;

2. определяет сумму акционерного капитала, необходимую для финансирования этого бюджета;

3. осуществляет максимально возможное финансирование бюджета капиталовложений из прибыли;

4. выплачивает дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип).

Второй подход - «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории - в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.

Теория Модильяни и Миллера - цена акций предприятия, или цена его капитала, не зависит от дивидендной политики. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска.

Теория налоговой дифференциации основана на налоговых эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше.

Цель дивидендной политики: определение оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли.

Основные типы:

Консервативная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.

Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с “агрессивной” надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

Основные факторы, определяющие дивидендную политику предприятия:

1) Ограничения правового характера. Процедура объявления дивидендов проводится в два этапа: промежуточный и окончательный;

2) Ограничения контрактного характера. Величина выплачиваемых дивидендов на практике регулируется специальным контрактом, в том случае, кода предприятие хочет получить ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли.

3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены, если у предприятия есть деньги на расчетном счете.

4) Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия сталкиваются с проблемой поиска финансовых ресурсов для расширения производства, поэтому в таких случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.

5) Ограничения в связи с интересами акционеров. Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат АО и акционеры должны оценивать, как величина дивидендов может повлиять на цену предприятия в целом, которое может выражаться в рыночной цене акций.

Ограничения рекламно-финансового характера. Информация о дивидендной политики компании тщательно отслеживается аналитиками и т.д. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций, поэтому предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, не смотря на возможные колебания конъюнктуры.

Этапы формирования:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества.

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию.

5. Определение форм выплаты дивидендов.

6. Оценка эффективности дивидендной политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...