Дивидендная политика предприятия.
Дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах. Дивиденды - денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: 1. влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? 2. если да, то какова должна быть оптимальная их величина? Существует 2 подхода в теории дивидендной политики. Первый подход - «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов: 1. предпочтений инвесторов в отношении дивидендов; 2. инвестиционных возможностей предприятия; 3. целевой структуры капитала предприятия; 4. доступности и цены внешнего капитала. Три последних фактора объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу». Согласно этой модели, предприятие: 1. определяет оптимальный бюджет капиталовложений; 2. определяет сумму акционерного капитала, необходимую для финансирования этого бюджета; 3. осуществляет максимально возможное финансирование бюджета капиталовложений из прибыли; 4. выплачивает дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип). Второй подход - «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории - в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.
Теория Модильяни и Миллера - цена акций предприятия, или цена его капитала, не зависит от дивидендной политики. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска. Теория налоговой дифференциации основана на налоговых эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше. Цель дивидендной политики: определение оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Основные типы: Консервативная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу. Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей. Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с “агрессивной” надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия. Основные факторы, определяющие дивидендную политику предприятия: 1) Ограничения правового характера. Процедура объявления дивидендов проводится в два этапа: промежуточный и окончательный;
2) Ограничения контрактного характера. Величина выплачиваемых дивидендов на практике регулируется специальным контрактом, в том случае, кода предприятие хочет получить ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. 3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены, если у предприятия есть деньги на расчетном счете. 4) Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия сталкиваются с проблемой поиска финансовых ресурсов для расширения производства, поэтому в таких случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. 5) Ограничения в связи с интересами акционеров. Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат АО и акционеры должны оценивать, как величина дивидендов может повлиять на цену предприятия в целом, которое может выражаться в рыночной цене акций. Ограничения рекламно-финансового характера. Информация о дивидендной политики компании тщательно отслеживается аналитиками и т.д. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций, поэтому предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, не смотря на возможные колебания конъюнктуры. Этапы формирования: 1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики. 2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества. 3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики. 4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию. 5. Определение форм выплаты дивидендов. 6. Оценка эффективности дивидендной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|