ВОПРОС 15. Египетская держава Нового царства и ее место в системе международных отношений на Ближнем Востоке.
После изгнания гиксосов и восстановления египетской государственности начался самый блестящий период древнеегипетской истории — период Нового царства XVIII—XX династий (ок. 1580— ок. 1085 гг. до н. э) î XVIII династия (основатель Яхмос I) µ Активная завоевательная политика(традиционные направления) потребовала реорганизации армии и определенных преобразований: · под влиянием гиксосов были введены отряды колесничих; · пешее войске было снабжено новыми видами оружия(два новых типа меча: массивный прямой и более легкий серповидный) + пластинчатый панцирь · тяжеловооруженные войны и легковооруженные лучники. · новый способ комплектации: из 10 мужчин - 1; рост численности и значения наемников-иноземцев · создание военно-морского флота · развитие искусства строительства фортификационных сооружений µ Внешняя политика: · завоевания на побережье Восточного Средиземноморья(чему способствовала раздробленность этого региона). Тутмос III - Сирия, Финикия, Палестина · Нейтрализация митаннийского противодействия - основная забота XVIII династии. Стремясь остановить египетскую экспансию в Сирию и Палестину, Митанни поддерживало коалицию мелких сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадеш. Создание такого союза на некоторое время задержало продвижение египтян в Палестине и несколько стабилизировало обстановку в этом регионе. · активная политика в южном направлении. Преемники Яхмоса - обширные территории вплоть до 3-го нильского порога, при Тутмосе III-до 4-х порогов. · При царице Хатшепсут- военно-торговая флотилия страну Пунт. î XIX династия (ок. 1345—ок. 1200 гг. до н. э.) Деятельность Хоремхеба (1345 — 1317 гг. до н. э.):
· реформа армии: улучшение ее комплектование, привлечение в больших масштабах наемных войск (западных, ливийских племена), укрепление командного состава и материального обеспечения армии. Организационно армия была разделена на два корпуса — северный и южный, которые должны были планировать и осуществлять боевые действия на основных направлениях вешней политики государства: азиатском и эфиопском. Рамсес II (1301—1235 гг. до н. э.). µ Внешняя политика: · борьба с Хеттским царством и заключение мирного договор: отказ от применения силы друг против друга, договор об установлении прочного мира, решении спорных вопросов мирными средствами, разделение сфер влияния в Восточном Средиземноморье (Северная Сирия и Финикия стали зоной хеттского влияния, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной — египетского) · строительство крепостей ВОПРОС 16. Общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Реформы Эхнатона. î XVIII династия (основатель Яхмос I) µ Экономика: · военные походы способствовали развитию экономики: из походов- рабы, золото, серебро, бронза, ценности. + Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно. · приток рабочей силы · совершенствование технической базы и технологии производства; широкое применение бронзы для изготовления орудий труда; совершенствование техник металлообработки; использование мехов; из обретение вертикального ткацкого станка · производство непрозрачного пастового стекла- самостоятельная отрасль · развитие с/х орудий труда: плуг с отвесными рукоятками; шадуфы. · заимствование у завоеванных народов новых с/х культур · упорядочению ирригационной системы и увеличению посевных площадей. µ Соц. отношения · общество делилось на три основных класса:
1) господствующий класс (собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств) 2) класс мелких производителей (земледельцы и ремесленники) Класс рабов · распространение и укрепление рабовладельческих отношений (контингент рабов пополнился за счет пленников. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам —жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др.) · изменение внутри классов: § господствующий класс: усложнение структуры § появление прослойки мелких и средних рабовладельцев (людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетской администрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов) - прочная социальная опора фараонов § выделение двух социальных групп: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Æ постепенное нарастание противоречий между номовой знатью и финансами жречеством Æ реформа Эхнатона · общая обстановка в обществе противоречивая: спокойствие в период успешных завоеваний, в другое время-стихийные волнения. µ Гос. управление: · увеличение территории, усложнение хоз. Жизни Æ усложнение бюрократического аппарата: государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился на несколько звеньев: o Во главе государства - центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральные ведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения. o следующим звеном был аппарат региональной администрации (копирует центральный аппарат в масштабах области) - 4 административных объединения
· вытеснение номовой знати из аппарата номовой администрации · введение должности градоправителя в крупные города · низшее звено администрации-окружной начальство в деревнях и поселениях o иерархичный разветвленный бюрократический аппарат подчиняется верховному сановнику-везиру! o организация власти на завоеванных территориях: на юге, в Нубии, и на севере, в Азии. µ Хозяйство: · храмовые хоз-ва входят в состав царских владений · жречество получает особые права, в частности получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через так называемый оракул Амона. Æ недовольство знати Æ попытка реформы Аменхотепа IV. î Реформа Аменхотепа IV: Ограбление завоеванных стран, взимание различных податей обогащало господствующий класс — жречество. Оно было многочисленное и хорошо организованное. Египтяне поклонялись многочисленным богам (в источниках говорится о тысяче богов), что приводило к строительству множества храмов, а, следовательно, был обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них шли в царскую казну. Но тем не менее они пользовались и значительной автономией, и большая часть доходов обогащала жречество. При XVIII династии особое влияние культа фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона. Под его знаменем египтяне изгнали гиксосов, успешно завоевали многие страны, создали огромную империю (большая часть захваченных богатств направлялась в храм Амона в Фивах). Строительство огромных храмов в его честь началось в Луксоре и Карнаке. Богатство и религиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с Ра) Æ рост политического влияния жречества на царский двор. Например, фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через так называемый оракул Амона, т. е. «указание» Амона (фактически высшего жречества) на кандидатуру будущего наследника. Такое возвышение жречества вызвало недовольство прежде всего служилой знати. Кроме того, его возвышение противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата.
Все это привело к напряженности между служилой и военной знати, возглавляемой фараоном, и жречеством. Пик конфликта пришелся на правление Аменхотепа IV. Он предпринял попытку провести религиозно-политическую реформу. Цели реформы: - изменения в египетской религии; - уничтожение политического влияние высшего жречества, прежде всего фиванского. Аменхотеп IV (1372-1354 гг. до н.э.). В начале своего правления ничем не выделялся. При нем строится в Фивах храм Атону (бог солнечного диска). Он был известен, но не был распространен. Со временем ему начинают увеличиваться жертвы и т. д. С шестого года его правления происходят координальные перемены. Фараон переносит столицу из Фив в Ахетотон (т. е. «горизонт Атона»), объявляет Атона единственным почитаемым богом, свое имя меняет на Аменхотеп («угодный Атону») *Аменхотеп — «Амон доволен» (С девятого года правления было приказано уничтожать слово «боги», а с одиннадцатого — даже слово «бог».) В новой столице — Ахетотоне (Телль-эль-Амарна) строятся государственные учреждения, ремесленные мастерские, дома вельмож, храм Атону, разворачивачивается новое религиозное учение (создается «Гимн Атону»).Только Атон почитается богом (даже в имени отца -атон заменяют на другое слово). Мифологии никакой с Атоном не связано. Бог Атон принимался как единое божество, изображался в виде солнечного диска с исходящими на лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Его культ был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Все это должно было повлиять на на изменения в структуре самого культа, положение жречества, изменение его функции, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Но это также сильно отразилось на художественном видение мира богов, людей, природы и радикально повлияло на стиль и содержание египетского искусства. Амарнский период — один из интереснейших в его развитии. В проведении реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Но противников реформы было больше. Не нашел поддержки фараон не только у жречества и тесно связанной с ним номовой знати, но и у основной массы египетских тружеников, тесно связанных с традиционными богами. Поэтому, после смерти Эхнатона (умер через 10 лет после переселения в Ахетатон), его преемники, в том числе и Тутанхамон, не смогли противостоять противникам культа Атона, и он был отменен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|