3.3. Вынужденная эмиграция. Знак Национальной Организации. Русских Скаутов. (Рисунок Ст. рук. Н.М. Пантюховой. вскоре после утверждения знака
3. 3. Вынужденная эмиграция
После того, как в 1918 г. прибалтийские государства объявили себя независимыми, многие отряды русских скаутов оказались за границей. В 1919 г. в Турцию прибыли первые беженцы с юга России, среди них были и скауты. С 1920 года скаутская работа развернулась во всех странах, где находились русские эмигранты.
Создается Национальная Организация Русских Скаутов-Разведчиков (НОРС-Р) (первоначальное название: Организация Русских Скаутов за границей (1922 год)). Её главой был признан Старший Русский Скаут О. И. Пантюхов (СРС - это звание он получил на проходивших почти одновременно и независимо друг от друга, на Юге России - в Новочеркасске и в Западной Сибири - в городе Челябинске, 2 скаутских Съездах). 30 августа 1922 года НОРС-Р был признан Бойскаутским Интернациональным Бюро ((в последствии переименованное в Всемирную Орагнизацию Скаутского Движения (WOSM))) и принят полноправным членом такового. Русское скаутское движение распространилось по всем странам великого русского рассеяния - оно охватило 14 стран: Бельгию. Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Китай, Латвию, Литву, Манчжурию, Польшу, Финляндию, Францию, Югославию и Эстонию, а позже попало и в Африку. Главными центрами русской скаутской работы за рубежом оказались: Манчжурия (более 2000 скаутов), Франция (500 скаутов), Югославия (120 скаутов). Эти цифры взяты в период между 1920 годом и 2-ой мировой войной. В этих странах велась живая и энергичная работа. Отделы в Прибалтийских странах были довольно многочисленны, но из-за своего юридического положения стояли несколько в стороне. Во многих странах основываются Отделы русских скаутов, которые, подчиняясь Старшему Русскому Скауту, ведут вполне самостоятельную работу. НОРС-Р начинает расти и крепнуть. Вскоре русское скаутское движение перекинулось за океан.
В 1922 г. Старший Русский Скаут О. И. Пантюхов переезжает в Америку в Нью-Йорк и основывает там Комитет Содействия Русским Скаутам и руководит скаутской работой всех Отделов.
Русский скаутский знак тоже не стоит на месте, и уже на знаке с 1920 до 1926 годов можно заметить появление узелка. Значения узелка в Русском Скаутском Знаке являеться " напоминание" - " Напоминание скауту о добром деле". Заметим, что узелок появляеться раньше, чем Русский Скаутский Знак со Святым Георгием.
В декабре 1926 года утвержден Национальный Русский Скаутский Знак со Святым Георгием в середине (по рисунку Н. М. Пантюховой). Это являеться ключевым моентом появления современного Русского Скаутского Знака.
Почему именно Святой Георгий? И откуда Н. М. Пантюхова взяла основу изображения?
Как известно, Святой Георгий являеться покровителем скаутов. Исторически, " Святой Георгий поражающий зло в виде дракона появляется в иконописи в самые древние времена, когда Русского Государства еще даже не намечалось. Однако, с Крещением Руси, он как один из первых Святых " попадает" в Россию, и поминается на службах сразу после Святых Апостолов: " Святых Славных и добропобедных Мучеников... ", вместе со Святым Пантелеймоном. Первый из них был воином, сражающимся против зла, второй был врачом, т. е. воином против болезни, и это не без замысла: Святая Церковь зло, т. е. грех, толкует как заболевание души, наряду с телесными заболеваниями, и человек при помощи исповеди и причащения " лечится " от них. (" Во исцеление души и тела... " )
В иконописи Святой Георгий изображается чаще всего сидя на коне, держав правой руке копье, пронзающее горло чудовищного змея-дракона. Копье - заостренный посох - на иконах изображается с крестообразным верхним наконечником. Ввиду того, что копье находится в правой руке, логичным порядком сама фигура всадника повернута вправо. Стоит отметить, что иконопись как такова подвергается очень строгим правилам, или канонам, не соблюдение которых просто-напросто переводит каждое неправильное изображение в общую " мирскую" категорию простой живописи. Например, если не хватает на образе надписи об изображенном сюжете, то уже образ не может войти в категорию икон. Но на Русском Скаутском Знаке изображение Святого Георгия, без надписи, из чего мы выводим, что, хоть и сам сюжет изображает Святого Георгия, уже этот его образ не может относиться к категории икон. К тому же, оптически держит он копье будто в левой руке, и сама фигура повернута влево. По какой это причине? Ответ однозначный: на Русский Скаутский Знак Святой Георгий явно попал не как непосредственное изображение с иконы. Подлинник его следует искать в государственном гербе Российской Империи, на груди двуглавого орла, как изображение исторического герба города Москвы, в геральдически центральной позиции столицы государства. Значит необходимо обраться уже не к области иконописи, а к области геральдики. В своей книге " Земельные гербы России", Н. Н. Сперансов пишет следующее:
" Геральдика, это наука о гербах... Она способствовала тому, что разные гербы, даже изображающие одинаковые предметы и живые существа, делались не похожими друг на друга... Это достигалось разработкой правил расположения фигур на щите, их формой и раскраской... Геральдика систематизировала употребление разных фигур и ввела для многих из них свое назначение и свои названия... В средние века гербы изображались на боевых щитах. В геральдике считается, что правая сторона герба (и щита) та, которая находится справа от воина, держащего щит впереди себя левой рукой. Одно из главных правил показа фигур на гербовом щите: живые существа (всадник, зверь) должны быть повернутыми к геральдически правой (т. е. оптически левой) стороне. Это правило было введено в геральдике для того, чтобы живые существа, изображенные на щите, который висел на левом боку воина, не казались убегающими от противника.
Но в древних русских эмблемах живые существа бывали повернуты и влево. Конечно, такой исторически сложившийся поворот в древних эмблемах следовало сохранить. Но царские чиновники, отклонившись от национальной эмблематики, поправили в XVIII и XIX веках многие старинные изображения по-западноевропейскому (главным образом французскому) фасону. " ( И. И. Сперансов, " Советская Россия" Москва, 1974)"
Что же касаеться именно русских корней изображения Святого Георгия на гербе Моквы и её эмблеме, то " впервые эмблема конного воина, поражающего крылатого змея, появляется на печатях города Москвы на грамотах 1390 и 1401 годов, при княжестве сына Дмитрия Донского, Василия. Ссылался этот герб конечно на недавнее поражение татар на Куликовом поле, в 1380 году. И еще не представлял он из себя изображение Святого Георгия, а просто " ездеца". Превращается ездец в Святого Георгия значительно позже, в начале XVIII века, уже при Петре Великом. И берется сюжет уже непосредственно из иконографии, но в согласии с канонами геральдики: во-первых, в геральдике не принято помещать надписей на щите, во-вторых повернут всадник оптически влево, из чего можно сразу вывести несовместимость канонов геральдики с канонами иконописи. Так что изображение Святого Георгия на Русском Скаутском Знаке вполне можно считать геральдическим, так как изображение, по обпределению и канонам может относиться или к иконопис или к геральдике, но не к обоим. Это две разные науки. "
В самом же появления " ездеца" в символики Москвы можно предположить, что " основоположником Москвы был некий Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Великокняжеский престол находился тогда еще в Киеве, и только сын Юрия Долгорукого, Великий Князь Андрей Боголюбский, перенесет престол в город Владимир, заложив этим основу Владимиро-Суздальского княжества. А пока еще в протяжении долгих столетий Москва останется глухой деревней. Но настает татарское иго, впоследствии которого именно этот маленький городок, под управлением своих князей, сумеет собрать землю российскую на подвиг против татар, уже в 1380 году, на Куликовом поле. Тут Великие Князья московские и выбирают гербом Москвы изображение конного воина. А держит воин копье, чтобы с высоты коня достать зверя. Значит, копье, это продление руки. А основал Москву Юрий Долгорукий, что значит: Юрий = Георгий, с длинной рукой = с копьем. Можно, следовательно, предположить, что изначально на московком гербовом щите был изображен сам Юрий Долгорукий, в символической позе поразителя татар, ибо сам он заложил Москву-поражающую.
В протяжении последующих веков, этот образ Юрия Долгорукого все больше и больше перекрывается с образом Святого Великомученика Георгия, как образ победы не только над татарами, национальное зло или несчастие, а уже как образ общей победы над всемирным злом. " (Журнал" ОПЫТ" № 100 (1997г. ) " Загадка долгой руки". ски. С. Тарасов, 1977 г. )
Что касаеться того, как выглядел перввый знак с изображением Св. Георгия, то он был овальной формы, изготавливался из бронзы и белого металла и носился на левой стороне груди. Знаки изготавливались различных размеров (в том числе " фрачные" ) и двух типов - с узелком в нижней части, под лентой, и без узелка. Неизвестно, имело ли это отличие какое-либо символическое значение или было особенностью производителя. По версии Александра Окорокова, автора статьи " Символика русских скаутов в фалеристике", журнала " Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", № 7-8 (9), 2003 г. , известны следующие разновидности Знака: - белый металл, без узелка под лентой, 16х11 мм, крепление - на игле; - белый металл, с узелком, 17х11 мм, крепление - на игле с зажимом; - белый металл, с узелком, 29х20 мм, крепление - на игле; - белый металл, штамп, без узелка под лентой, 28х20 мм, крепление - на игле с зажимом; - тонкая латунь, штамп, с узелком, 37х26 мм, крепление - на винте, Шанхай, 1930-е годы; - тонкая латунь, штамп, без узелка, 36 х 26 мм, крепление при помощи двух ушек, припаянных с оборотной стороны, Шанхай, 1930-е годы. - белый металл, с узелком, 32х21 мм, крепление - на винте; - бронза, с узелком, 32х21 мм, крепление - на винте; - бронза, с узелком, 35х23 мм, крепление - на винте. Последние три знака изготовлены в США в 1970-80-х годах.
В скаутском толковании Святой Георгий символизирует победу над злом, в первую очередь в себе. Ведь скаут должен своим примером показывать другим правельный путь.
Стоит заметить, что на некоторых знаках позже, например, как на знаке на бланках НОРС Эстонского отдела присутствуют две пятиконечные звезды. Скорее всего, это отсыл к знаку Международного Скаутского Движения, прототипом которого послужил скаутский знак, предложеный Роберт Баден-Пауэллом в книге «Scouting for boys». Видимо, это сделано для того, что бы подчеркнуть, что хоть русские скауты и находяться в вынужденной имиграции, но продолжают остоваться равноправными членами мирового скаутского братства. Сами же звездочки означают: левая – знания, правая – правда. Хотя более очевидное объяснение, это желание совместить Эстонский Скаутский Знак с Русским Скаутским Знаком, путем нанесения на первый изображения Св. Георгия и замены эстонской надпись на русский вариант «Будь Готовъ! » и немного подправя форму знака.
Что же касаеться женской ветви русского скаутинга, то в январе 1929 года утвержден знак для русских вожатых/герл-гайд - три белых подснежника с ленточкой с девизом " Будь готова! " посередине и словами " Помни Россию! ". Тогда же Н. Пантюхова назначена на должность Старшей руководительницы женской ветви НОРС. Это назначение было сделано потому, что Бойскаутское Интернациональное Бюро объединяло только организации мальчиков-скаутов. О. И. Пантюхов уступил этому требованию. В связи с этим и был придуман для разведчиц особый знак - три цветка подснежника, обозначающие три части Торжественного Обещания. Это было формальностью. А образ подснежника был взят потому, что в Царском Селе первым женским объединением было звено разведчиц - " Подснежник".
Появление надписи " Помни Россию! " на значке обусловливаеться тем, что знак был придуман уже в эмиграции, где скауты пытались сохранить и передать будующим покалениям дух русского скаутинга.
Хочеться отметить одну закономерность, что практически во всех скаутских знаках, что мужской оарганизации, что женской, чаще всего изображаеться три части торжественного обещания. Скорее всего это делаеться потому, что торжественное обещание, это один из постулатов системы скаутинг.
В 1930-х появляется новый вариант скаутского знака, который и служит в данное время подлиником (общепринятым) в России.
Так же в в Шанхае в 1930-е годы был изготовлен еще один вид скаутского знака, по всей видимости, инструкторского - лилия, наложенная на венок. Этот знак, отштампованный из белого металла, представляет собой лавровый венок круглой формы. На венок наложен символ русских скаутских организаций - лилия со св. Георгием Победоносцем, поражающим змея. Фигура святого повернута влево. Под лилией - дугообразная лента с девизом движения: " Будь готов". Размер Знака 40х40 мм, к одежде крепится при помощи двух ушек, припаянных с оборотной стороны. В те годы в Шанхае было изготовлено и несколько памятных жетонов.
4 апреля 1931 году И. С. Светов, вошедший в историю разведчества, как основоположник работы с одиночками, орагнизовывает в Сараево патруль " Волк" (вожак Борис Борисович Мартино (ББМ)). Все участники этого патруля впоследствии оказали большой вклад в развитии русского скаутского движения в эмиграции.
" В 1932 году происходит замена клича «Помни Россию! » на «За Россию! », который и используется русскими скаутами до сих пор. Но как видим, женский русский скаутский знак от этого не изменился.
С 17 июня 1933 года в Германии были запрещены все скаутские организации, имевшие связи с Бойскаутским интернациональным Бюро в Лондоне, в том числе, организации НОРС. " (" История скаутинга в России и за границей". Вячеслав Е. Черных)
" 5 января 1941 года в шанхайской газете " Дальневосточное время" было сказано, что в приказе Ст. р. ск. утверждена новая эмблема русских скаутов, св. Георгий на щитке из романовских цветов вместо лилии, и что " Е. И. В. вел. кн. Владимир Кириллович являеться Августейшим Покровителем орагнизации, о чем сидетельствует напоминание постоянно каждому скауту имераторская корона, увенчевающая щиток нового знака". " (Конспект БКС – Кура для руководителей О. Р. Ю. Р. (Издание главной квартиры О. Р. Ю. Р. 1994г. ). № 10 Бюллетень Сектора Истории ГК ОРЮР 15 февраля 1990 г. Страницы истории. Скм. Р. Полчанинов)
Перемена русского скаутского знака была сделана в связи с условиями работы в Китае. Не смотря на то, что и появился такой приказ, но русские скауты остались верны лилии. После конца войны об этом приказе никто не вспоминал.
О приведенном значке: " Знак " НОРСР 1909-1959 г. " изготовлен из латуни и представляет собой щит варяжско-английской формы. Плоскость щита в центре разделена по вертикали на два покрытых эмалью поля: черное - левое и оранжевое - правое. В центре знака помещено покрытое белой эмалью изображение св. Георгия Победоносца, поражающего змея. Фигура святого повернута влево. В верхней части щита, по углам - даты: " 1909" и " 1959". Внизу, под изображением змея, - аббревиатура " НОРСР" (" Национальная организация русских скаутов-разведчиков" ). Все изображения на знаке плоские. На реверсе Знака, известного автору, выбиты клейма изготовителя: " DRAGO" и " PARIS". Такие же надписи выбиты и на гайке крепежного винта знака. Плоскость реверса фактурная, в виде квадратов, расположенных в шахматном порядке. Размер Знака 32 х 30 мм. " (Жрунал " Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" № 7-8 (9), 2003 г. Александр ОКОРОКОВ. " Символика русских скаутов в фалеристике". )
Интересен тот факт, что на значке написана дата «1909-1959 г. », хотя говориться о 1941 году. Скорее всего это именно юбилейный знак, отнасящися именно к 1959 году, а не предложеный в 1941 году О. И. пантюховым, хотя они могут быть очень схожи. Или знак 1941 года использовали как юбилейный.
" 6 апреля 1941 года Германия со своими союзниками напала на Югославию. 18 апреля Югославия капитулировала и скаутская орагнизация в этой стране так же была запрещена. В том числе и русские скауты. " (Конспект БКС – Кура для руководителей О. Р. Ю. Р. (Издание главной квартиры О. Р. Ю. Р. 1994г. ). № 10 Бюллетень Сектора Истории ГК ОРЮР 15 февраля 1990 г. Страницы истории. Скм. Р. Полчанинов)
" В мае 1941 года вышел приказ Ст. р. ск. о перемене названия организации НОРС на ОР - организацию разведчиков. Из-за недостаточной ясности полученного приказа организация была переименована Инструкторской Частью (ИЧ) в НОРР.
С 1941 года повсеместно на оккупированных территориях русские скауты переходят на подпольное положение. " (" История скаутинга в России и за границей". Вячеслав Е. Черных)
" 15 ноября 1945 года в Лондоне на заседании Бойскаутского интернационального комитета рассматривался вопрос о Российских скаутах. Было решено исключить русских скаутов из «скаутского сообщества» по следующей причине: «... избежать любое обстоятельство, которое могло бы скомпрометировать возможную скаутскую организацию внутри СССР, которая могла бы стать, в конечном итоге, членом мирового скаутского братства». Интересно отметить, что НОРС в 40х годах был зарегистрирован во всемирном движении скаутов как " русские скауты (национальная асоциация)" " , а не " Российские скауты". (Конспект БКС – Кура для руководителей О. Р. Ю. Р. (Издание главной квартиры О. Р. Ю. Р. 1994г. ). № 10 Бюллетень Сектора Истории ГК ОРЮР 15 февраля 1990 г. Страницы истории. Скм. Р. Полчанинов)
" В годы II Мировой войны фашистами был нанесен страшный удар по разведчеству, связь со Старшим Русским Скаутом О. И. Пантюховым была потеряна. Несмотря на то, что все скаутские объединения были запрещены фашистами, находились те, кто работал со скаутами в подполье. " (" Организация Российских Юных Разведчиков". Информационный Центр ОРЮР. Москва-Черноголовка, 2002)
В Германии подпольная скаутская работа велась неприрывна. Сразуже по оканчанию войны (точнее уже за 10 дней до её конца) прошел первый сбор дружины. Начальник Французкого отдела НОРС-Р В. А. Темномеров и его руководители не вели подпольной работы. По этому активную деятельность удалось наладить только через пол года после окончания военныйх действий. На " Съезде руководиетелй юнныйх разведчиков " в начале ноября 1945 году в Мюнхене Орагнизация Разведчиков была переименована в Орагнизацию Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), а Б. Б. Мартино был избран заместителем Ст. р. ск без воли и согласия на то самого Старшего русского скаута - О. И. Пантюхова.
Начальник Французкого отдела НОРС-Р В. А. Темномеров " поступил на службу в беженский отдел Лиги Наций и таким образом смог помогать русским " перемещенным лицам" (" ди-пи - D. P. - Displaced Persons" ) в Германии, Австрии и Италии. Перед отъездом в Германию он поручил вести скаутскую работу во Франции Г. А. Бобровскому, а в Германии надеялся найти каких-нибудь старых скаутов и помочь им начать работу в лагерях перемещенных лиц. Опекавшая беженцев организация - United Nations Relief and Rehabilitation Administration - дала Темномерову адрес Б. Б. Мартино. Встреча состоялась в декабре 1945 г. Темномеров был очень удивлен, узнав, что скаутская работа уже ведется во многих беженских лагерях, что летом были проведены три скаутских лагеря, что выходит журнал " Разведчик", что в ноябре был съезд руководителей, первый за всю зарубежную историю, что организация приняла новое название ОРЮР, а сам Б. Б. Мартино был избран заместителем Ст. р. ск. на Европу. Темномеров никак не мог понять, что это могло быть сделано без ведома и согласиясамого Ст. р. ск. О. И. Пантюхова. Новое название ему не понравилось. Темномеров сказал Б. Б. Мартино, что нельзя было начинать работу и устраивать съезд, не получив на то согласие О. И. Пантюхова. Б. Б. Мартино говорил, что надо было действовать, а Темномеров говорил, что надо было ждать. " Сараевский" стиль работы Темномерову был незнаком и непонятен. " (Краткая история российского скаутского движения, Информационный Центр ОРЮР. Москва-Черноголовка, 2002. )
По рекомендации Темномерова, О. И. Пантюхов назначил начальника Французского отдела НОРС-Р Бобровского своим заместителем на Европу. Б. Мартино должен был отказаться от должностизаместителя Ст. р. ск. на Европу и называться Старшим скаутмастером. Но 1 декабре 1946 года Б. Мартино своим приказом заменил название своей должности " заместитель Ст. р. ск. на Европу" на " Ст. скаутмастер ОРЮР", расколов таким образом российское скаутское движение в эмиграции. Отделы ОРЮР активно функционировали в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.
" Устав НОРС-Р 1934 г. устарел, и ОРЮР в 1947 г. выработала " Временное уложение", а НОРС-Р во Франции - свой новый устав. О. И. Пантюхов временно утвердил оба до тех пор, пока не будет выработан новый общий устав. Возглавляя одновременно и НОРС-Р и ОРЮР, О. И. Пантюхов сохранил таким образом единство организации. В 1946 г. в ОРЮР было более 500 человек, а во Франции менее ста, но Бобровский требовал, чтобы Марокканское представительство ОРЮР было передано Французскому отделу НОРС-Р и чтобы вся Организация Юных Разведчиков подчиняласьему как зам. Ст. р. ск. на Европу. Б. Мартино же требовал подчинения Французского отдела Главной Квартире ОРЮР. " (Краткая история российского скаутского движения, Информационный Центр ОРЮР. Москва-Черноголовка, 2002. )
В итоге кончилось это тем, что ОРЮР приняла в 1957 г. новый устав, в котором должность Ст. р. ск. была полностью упразднена.
" Б. Мартино умер в 1962 г., а О. И. Пантюхов - в 1973 г. Незадолго до своей смерти О. И. Пантюхов назначил своим заместителем В. В. Красовского (Калифорния), но после смерти О. И. Пантюхова новым Ст. р. ск. былизбран Н. Седляревич (Аргентина). Красовский был за объединение с ОРЮР, а Седляревичбыл против. Из-за этого в НОРС произошел раскол. Группа Красовского присоединилась в 1979 г. к ОРЮР. Северо-Американский отдел (и только он один) принял название ОРЮР-НОРС. С Седляревичем остались дружины в Буэнос-Айресе, в Сиднее и Париже. Позднее в НОРС произошел новый раскол: Седляревич остался Ст. р. ск в Буэнос-Айресе, а Сидней и Париж избрали Ст. р. ск. А. Князева. В ОРЮР тоже произошел раскол - Г. Л. Лукин создал свою ОРЮР в Южной Америке. " (Краткая история российского скаутского движения, Информационный Центр ОРЮР. Москва-Черноголовка, 2002. )
Оставшиеся и приумножившиеся после смерти О. И. Пантюхова самостоятельные русские скаутские организации стремительно разбегались в разные стороны.
Так же, как менялось географическое положение русских скаутов, по личной инициативе создавались новые версии русских скаутских орагнизаций, тем самым раскалывая уже существующие, так же менялись и вариации Русского скаутского знака. Но несомненно один факт для всех вариаций оставался неизменным, это составные части: три лепестка стянутые кольцом, Святой Георгий разящий дракона, ленточка с надписью «Будь готовъ».
Но приходит время перестройки в СССР, его развал и на мировой карте вновь появляеться Россия. И вновь у русских скаутов появилась воззможность зажечь скаутский костер на Родине, в России.
Кстати, о происхождении изображенного знака (Илл. 3. 14. ): у русских скаутов, принадлежащих к национальным меньшествам, было желание иметь связь с русскими скаутами в других странах, но не организованную, а чисто духовную - обмен журналами, дружеская переписка и т. д. В Польше и в Подкарпатской Руси местные скауты разрешили русским скаутам, принадлежащим к национальным меньшенствам, носить русскую лилию со Св. Георгием. В Финляндии русские скауты имели тоже право на собственный знак, но почему-то решили выбрать вместо лилии лук со стрелой (теперь в ОРЮР знак " За верность" ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|