Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегическая цель, главные задачи государственной инновационной политики и этапы реализации политики РФ в области развития науки и техники на период до 2020 года




 

Цель государственной инновационной политики состоит в развитии, рациональном размещении и эффективном использовании научно-технического потенциала, формировании его структуры, увеличении вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализации важнейших социальных задач, в обеспечении прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности, укреплении обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

В настоящее время стратегической целью государственной инновационной политики является выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными, научно-техническими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада.

В интересах достижения стратегической цели национальные научно-технические приоритеты объединяют:

·   направления развития фундаментальных научных исследований в РФ, которые определяются при координирующей роли Российской академии наук в порядке, определяемом Правительством РФ;

·   приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий РФ, которые утверждаются и корректируются в порядке, установленном Президентом РФ;

·   приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники, которые утверждаются и корректируются решениями руководителей субъектов РФ и ориентируются на решение региональных задач.

Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной инновационной политики, являются:

·   обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности;

·   содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства;

·   содействие активизации инновационной деятельности в регионах России;

·   повышение эффективности государственного участи в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимы для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства;

·   активизация инновационных процессов национальной экономике и социальной сфере;

·   обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно определить факторы, способствующие достижению стратегической цели государственной инновационной политики в РФ. К ним относятся:

·   система стратегического планирования в РФ;

·   российские фундаментальные научные школы, имеющие результаты мирового уровня;

·   опыт реализации крупномасштабных наукоемких проектов;

·   плодотворное взаимодействие академической науки с ведущими ВУЗами страны;

·   территориальные образования с высоким научным, инновационным и промышленным потенциалом;

·   охрана и защита законом интеллектуальных прав на результаты научной деятельности;

·   международная социальная мобильность российских ученых высшей квалификации, международные научные кооперации с участием российских юридических лиц.

Также можно определить и те факторы, которые могут осложнять достижение стратегической цели. К ним относятся:

·   низкая результативность межведомственной координации исследований и разработок;

·   отсутствие внутреннего спроса на результаты научной деятельности, низкая инновационная активность организаций реального сектора российской экономики;

·   отсутствие эффективных механизмов трансферта результатов оборонных и гражданских исследований и разработок;

·   правовое несовершенство форм и механизмов государственного частного партнерства в РФ;

·   низкие темпы воспроизводства отечественных научных кадров высшей квалификации;

·   проявления псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов;

·   низкий уровень публичности результатов научной, инновационной деятельности, а также конкуренции в научной сфере;

·   невысокий социальный престиж научной и инженерной работы;

·   отток научно-технологических и материальных ресурсов для поддержания изношенных объектов российской промышленности, энергетики и транспорта, созданных в индустриальную эпоху, в целях предотвращения техногенных аварий, катастроф и ликвидации их последствий.

Этапы реализации основ политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Главные задачи, решаемые для достижения к 2020 году стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, выполняются одновременно и взаимосвязано.

В процессе их решения выделяются два этапа.

На первом этапе(2011 - 2015 годы) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участия в развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере.

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %.

На втором этапе(2016 - 2020 годы), при кардинальном повышении восприимчивости к инновациям российского бизнеса и притока капиталов (в том числе иностранных) в высокотехнологичные отрасли российской экономики, приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.

За счет интенсивного роста внебюджетных ассигнований доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до 3 %.

В условиях интенсивного роста в России высокотехнологичного бизнеса развитие науки и технологий после 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия государственных органов и организаций, сокращением доли бюджетных затрат и передачей ряда функций по развитию гражданской науки и технологий предпринимательским структурам, что может послужить основанием для корректировки «Основ» в указанный период.

В обеспечение реализации стратегической цели Правительством Российской Федерации утверждается комплексный план мероприятий, а также представляется ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о ходе его выполнения.

После 2020 года будет обеспечиваться дальнейшее развитие в России науки и технологий как неотъемлемой части экономического, оборонного и культурного потенциала страны. Наукоемкие инновации будут превращаться в главную движущую силу устойчивого социально-экономического развития, надежную основу обеспечения национальной безопасности, конкурентоспособности России и равноправного стратегического партнерства на международной арене.

Изучив цели, задачи, положительные и отрицательные факторы достижения стратегической цели, нормативно-правовые документы, можно сделать вывод, что инновационная политика играет большую роль для государства. Она позволяет определить качество жизни российских граждан; экономический рост; уровень здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рационального природопользования; стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство; основные приоритеты национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.


Глава II. Анализ стратегического инновационного планирования Дальневосточного федерального округа

стратегический инновационный политика государственный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...