Стратегическая цель, главные задачи государственной инновационной политики и этапы реализации политики РФ в области развития науки и техники на период до 2020 года
Цель государственной инновационной политики состоит в развитии, рациональном размещении и эффективном использовании научно-технического потенциала, формировании его структуры, увеличении вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализации важнейших социальных задач, в обеспечении прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности, укреплении обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства. В настоящее время стратегической целью государственной инновационной политики является выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными, научно-техническими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада. В интересах достижения стратегической цели национальные научно-технические приоритеты объединяют: · направления развития фундаментальных научных исследований в РФ, которые определяются при координирующей роли Российской академии наук в порядке, определяемом Правительством РФ; · приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий РФ, которые утверждаются и корректируются в порядке, установленном Президентом РФ; · приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники, которые утверждаются и корректируются решениями руководителей субъектов РФ и ориентируются на решение региональных задач. Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной инновационной политики, являются:
· обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности; · содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства; · содействие активизации инновационной деятельности в регионах России; · повышение эффективности государственного участи в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимы для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства; · активизация инновационных процессов национальной экономике и социальной сфере; · обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах РФ. Исходя из вышеизложенного, можно определить факторы, способствующие достижению стратегической цели государственной инновационной политики в РФ. К ним относятся: · система стратегического планирования в РФ; · российские фундаментальные научные школы, имеющие результаты мирового уровня; · опыт реализации крупномасштабных наукоемких проектов; · плодотворное взаимодействие академической науки с ведущими ВУЗами страны; · территориальные образования с высоким научным, инновационным и промышленным потенциалом; · охрана и защита законом интеллектуальных прав на результаты научной деятельности; · международная социальная мобильность российских ученых высшей квалификации, международные научные кооперации с участием российских юридических лиц. Также можно определить и те факторы, которые могут осложнять достижение стратегической цели. К ним относятся: · низкая результативность межведомственной координации исследований и разработок; · отсутствие внутреннего спроса на результаты научной деятельности, низкая инновационная активность организаций реального сектора российской экономики;
· отсутствие эффективных механизмов трансферта результатов оборонных и гражданских исследований и разработок; · правовое несовершенство форм и механизмов государственного частного партнерства в РФ; · низкие темпы воспроизводства отечественных научных кадров высшей квалификации; · проявления псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов; · низкий уровень публичности результатов научной, инновационной деятельности, а также конкуренции в научной сфере; · невысокий социальный престиж научной и инженерной работы; · отток научно-технологических и материальных ресурсов для поддержания изношенных объектов российской промышленности, энергетики и транспорта, созданных в индустриальную эпоху, в целях предотвращения техногенных аварий, катастроф и ликвидации их последствий. Этапы реализации основ политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Главные задачи, решаемые для достижения к 2020 году стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, выполняются одновременно и взаимосвязано. В процессе их решения выделяются два этапа. На первом этапе(2011 - 2015 годы) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участия в развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %. На втором этапе(2016 - 2020 годы), при кардинальном повышении восприимчивости к инновациям российского бизнеса и притока капиталов (в том числе иностранных) в высокотехнологичные отрасли российской экономики, приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.
За счет интенсивного роста внебюджетных ассигнований доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до 3 %. В условиях интенсивного роста в России высокотехнологичного бизнеса развитие науки и технологий после 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия государственных органов и организаций, сокращением доли бюджетных затрат и передачей ряда функций по развитию гражданской науки и технологий предпринимательским структурам, что может послужить основанием для корректировки «Основ» в указанный период. В обеспечение реализации стратегической цели Правительством Российской Федерации утверждается комплексный план мероприятий, а также представляется ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о ходе его выполнения. После 2020 года будет обеспечиваться дальнейшее развитие в России науки и технологий как неотъемлемой части экономического, оборонного и культурного потенциала страны. Наукоемкие инновации будут превращаться в главную движущую силу устойчивого социально-экономического развития, надежную основу обеспечения национальной безопасности, конкурентоспособности России и равноправного стратегического партнерства на международной арене. Изучив цели, задачи, положительные и отрицательные факторы достижения стратегической цели, нормативно-правовые документы, можно сделать вывод, что инновационная политика играет большую роль для государства. Она позволяет определить качество жизни российских граждан; экономический рост; уровень здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рационального природопользования; стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство; основные приоритеты национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Глава II. Анализ стратегического инновационного планирования Дальневосточного федерального округа стратегический инновационный политика государственный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|