Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегические ориентиры инновационного развития Республики Саха (Якутия)




 

Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе по объему производства, в первую очередь в добывающих отраслях, экспорту продукции, инвестициям, строительству жилья и школ, естественному приросту населения, розничному товарообороту на душу населения.

Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в своем Послании

Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 10 ноября 2010 года обратил внимание общественности на необходимость активизировать сотрудничество с научными фондами, фондами по развитию малого и среднего предпринимательства, сформировать собственные институты развития, такие как технопарки, венчурные и инновационные фонды, инновационные компании, то есть «реально работающие инструменты инновационной системы». В Послании также подчеркнуто то, что основой результативной экономики служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в производственной сфере. При этом государственная власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. Но еще важнее, чтобы сами якутяне научились проявлять экономическую инициативу, находить и использовать новые возможности.

Таким образом, сценарий будущего Республики Саха (Якутия) лежит в русле инновационного пути социально-экономического развития Российской Федерации. Иными словами, приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), является переход к инновационному типу развития.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проводится планомерная научно-инновационная политика, формируется нормативно-правовая и законодательная база, направленная на создание условий для развития инновационной экономики региона:

-  принят Закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия);

утверждены Концепция государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепция инновационной политики Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года, а также План мероприятий по реализации Концепций.

Планом мероприятий по реализации Концепций предусмотрено:

-  совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия);

-  осуществление мероприятий по переходу научных учреждений республики на программно-целевой принцип финансирования;

-  формирование региональной инновационной системы;

-  развитие интеграции науки, производства и образования;

-  подготовка кадров для инновационной деятельности и закрепление молодежи в науке;

-  формирование финансово-экономических механизмов стимулирования инноваций.

Правительством Республики Саха (Якутия) утверждено и действует положение «О порядке перехода научных учреждений на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ».

Разработаны проекты Положений об инновационном фонде Республики Саха (Якутия), о конкурсе инновационных проектов и проект Закона об инновационной деятельности и государственной научно-технической политике.

Для обеспечения взаимодействия главы республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики создан и действует Совет по науке и технической политике при Президенте Республики. Решением Совета утверждены: приоритетные направления развития науки и техники РС (Я) на период до 2010 года; перечень критических технологий, рассмотрены и одобрены транспортная стратегия республики, стратегия биофармацевтической промышленности, приоритетные направления развития телекоммуникаций на ближайший период, положение «О государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)».

С 1996 года Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет планомерную работу по формированию эффективной схемы инновационной инфраструктуры.

В республике имеется определенная база для создания и развития инфраструктуры инновационного комплекса. Это: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения республики, инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая государственное учреждение «Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), государственное учреждение «Республиканский информационно-маркетинговый центр», 32 улусных (городских) фонда поддержки предпринимательства, государственное учреждение дошкольного образования «Школы бизнеса» в гг. Якутск, Нерюнгри, Мирный, Интернет бизнес-центр в г. Якутске, закрытое акционерное общество «Сахализинг», ООО «Консалтинг+», РАМИ «Приоритет», государственное учреждение «Региональный инновационно-технологический парк «Якутия»», автономная некоммерческая организация «Научно-инновационная фирма «ИнноТех», общество с ограниченной ответственностью «Салон инноваций «НэоТек»», которыми накоплен опыт практической организационной работы в научно-инновационной сфере, налажены связи с ведущими инновационными центрами страны и Китайской народной республики. В Якутском государственном университете работают: Технопарк Якутского государственного университета (ЯГУ), инкубатор бизнеса и технологий, ООО «Центр трансфера технологий» при Горно-геологическом институте ЯГУ и научно-технологический парк «Три Долины».

Что касается стратегических ориентиров инновационного развития республики, то главной целью Концепции является устойчивое экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на основе рационального использования ее природно-ресурсного, производственного, интеллектуального и научно-технического потенциала для повышения уровня и качества жизни населения региона.

Для достижения этой цели были поставлены такие задачи, как:

·   обеспечить значительный рост валового регионального продукта на основе перехода экономики на инновационный путь развития;

·   стать одним из наиболее инвестиционно-привлекательных российских регионов, который базируется на эффективной стратегии создания и использования знаний.

·   создать условия для развития существующих и создания новых отраслей экономики на основе комплексного использования природно-ресурсного и научно-технологического потенциала региона.

·   обеспечить социальную ориентацию рыночной экономики и существенное повышение уровня и качества жизни населения региона.

Главным фактором для успешной реализации Стратегии должна служить последовательная политика региональных органов власти по формированию региональной инновационной системы, в том числе инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

Концепция научно-технической и инновационной политики до 2015 года состоит из нескольких приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации стратегии:

.   Создание организационно-правовых и финансово-экономических условий для развития инновационной деятельности в республике.

.   Совершенствование и развитие системы кадрового обеспечения для инновационной деятельности.

.   Формирование инфраструктуры региональной инновационной системы.

.   Создание региональной системы поддержки (стимулирования) коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и внедрения в производство новых технологий.

Все приоритеты рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение главной цели стратегии.

Концепция предполагает достижение экономических и культурных изменений в РС (Я). Эти изменения будут носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности региона.

Основными результатами реализации Концепции должны быть:

·   технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

·   становление и развитие наукоемких производств как основы формирования новых секторов экономики республики, в том числе малых инновационных предприятий, обеспечивающих экономический рост и создание рабочих мест.

·   создание эффективной региональной инновационной системы, встроенной в национальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с региональным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам других регионов РФ.

С точки зрения целевых групп, стратегия будет иметь следующие результаты.

Для предприятий и организаций региона реализация Концепции развития инновационной деятельности обеспечит:

·   привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов;

·   создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;

·   развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;

·   улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона;

·   рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;

·   повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;

·   рост авторитета бизнеса;

·   улучшение экономической и социальной среды в регионе.

Научным и образовательным организациям участие в реализации стратегии инновационного развития позволит:

·   сформировать рынок НИОКР;

·   накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала;

·   осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом и крупными компаниями;

·   увеличить спрос на образовательные услуги.

Для организаций инновационной инфраструктуры реализация стратегии инновационного развития обеспечит:

·   развитие рынка услуг;

·   повышение возможностей инновационной инфраструктуры;

·   подготовку квалифицированных специалистов.

Общими результатами реализации стратегии инновационного развития, которые повлияют на уровень жизни населения Республики Саха (Якутия) в целом являются:

·   увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;

·   создание новых рабочих мест;

·   повышение качества жизни.

·   повышение эффективности власти.

Реализация стратегии инновационного развития должна обеспечить рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 50% к 2020 году.

Проанализировав стратегию инновационного развития Дальневосточного федерального округа до 2020 года и Концепцию инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2015 года, можно сдать вывод, что формирование и развитие национальной инновационной системы является необходимым условием реализации инновационного сценария развития страны. Эффективность национальной инновационной системы во многом определяется ее структурой, четкостью и согласованностью выполнения задач, поставленных государственной политикой перед ее элементами.


Заключение

 

В заключение курсовой работы, можно сделать вывод, что государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепциях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Инновационная политика позволяет определить качество жизни российских граждан; экономический рост; уровень здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рационального природопользования; стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство; основные приоритеты национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В современных рыночных условиях стратегическое территориальное планирование инновационного развития необходимо для Российской Федерации, особенно для Дальневосточного федерального округа.

Сценарий будущего ДФО лежит в русле инновационного пути социально-экономического развития Российской Федерации. Иными словами, приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации, Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия), является переход к инновационному пути развития.

Дальний Восток - территория возможностей, но ей нужен особый подход. Чтобы региону выйти на траекторию развития России, он должен развиваться по опережающему графику, а не догоняющему. Чтобы Дальний Восток развивался эффективно, необходимо создать условия для привлечения больших инвестиций в промышленность, инновации, устранить энергетическую и транспортную изолированность региона и создать комфортные условия жизни.

Что касается Республики Саха (Якутия), то в послании президента Е.А. Борисова от 10 ноября 2010 года было подчеркнуто то, что основой результативной экономики также служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в производственной сфере. При этом государственная власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения.

В ходе исследования установилось, что стратегические приоритеты инновационного развития должны быть ориентированы, прежде всего, на человека. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, высшая цель которого - удовлетворение постоянно растущих потребностей населения страны. Качество жизни населения неразрывно связано с доступностью жилья, стоимостью его приобретения и содержания, с уровнем образования, здравоохранения.

Проанализировав стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, стратегию инновационного развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года, государственную программу РС(Я) «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) на 2012-2016гг», концепцию развития инновационной деятельности в Республике Саха(Якутия) до 2020 года, было установлено, что:

·   необходим контроль над осуществлением данных стратегий, что позволило бы выполнить, действительно, все поставленные задачи и соответственно достичь желаемого результата;

·   необходимо совершенствовать не только добывающие отрасли Дальневосточного федерального округа, но и особое внимание обратить на такие социальные отрасли как ЖКХ, здравоохранение, образование.

 


 

Список использованной литературы

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) га период 2012-2016 гг.» от 12.11.2011 г. №953.

.   «Концепция научно-технической и инновационной политики РС (Я) до 2015 года и основных направлений до 2030 г.» от 28.04.2011, №180.

.   «Основы политики РФ в области развития науки и технологии на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» №31-32 от 12.08.2011

.   Постановление Правительства Российской Федерации № 480 от 15.04.1996 Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года».

.   Распоряжение Правительства Российской Федерации №2094-р от 28.12.2009 «Стратегия социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».

.   «Стратегия развития регионов Дальнего Востока России».-М.: Московский научный фонд, 2005-207с.

.   «Стратегия развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года» от 25.06.2010 г. № 29.

.   «Схема комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)» №411 от 06.09.2006 года.

.   Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 года.

.   Бекетов Н.В., Егоров Н.Е. «Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)». - СПб.-Якутск.: НПК «РОСТ», 2007.-309с.

.   Видяпин В.Ш., Степанов М.В. «Региональная экономика» - учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007-666с.

.   Гневко В.А., Рохчина В.Е. «Стратегический анализ социально-экономического развития регионов страны: принципы, основные направления, проблемы» - СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ,2004.-288с.

.   Гохберг М.Я. «Федеральные округа Российской федерации: анализ, перспективы экономического развития» - М.: финансы и статистика, 2005.-356с.

.   Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» / учеб.для вузов. - 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-495с.

.   Двас Г.В. «Региональная экономика: мотивационные аспекты и механизмы стратегического планирования», СПб.: Наука, 2008.- 234с.

.   Егоров Н.Е. «Формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия)» - СПб.: НПК «РОСТ», 2006.-168с.

.   Жихаревич Б.С. «Стратегическое планировании в регионах и городах России» - СПб.: Леонтьевский центр, 2011.-192с.

.   Кистанов В.В., Копылов Н.В. «Региональная экономика России» //под. ред. Кистанова Н.С., Серебрякова Г.В. М.: Финансы и статистика, 2009.-584с.

.   Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. «Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование» учебник.-4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Экономика, 2011.-604с.

.   Минакир П.А. «Экономика регионов России: Дальний Восток». М.: экономика, 2006.-848с.

.   Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. «Региональная экономика» // под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005.-472с.

.   Рохчин В.В., Знаменская К.Н. «Стратегическое территориальное планирование в современной России». СПб.: ИРЭ РАН, 2005.-234с.

.   Степанов М.В., Агапов Н.Н., Андришин М.В. «Пути формирования территориально-производственных комплексов Сибири и Дальнего Востока». - М.: ВЭПИ, 2005.-223с.

.   Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестерян Я.М. «Управление региональным хозяйством».- М.: КРОНУС, 2005.-400с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...