Стратегические ориентиры инновационного развития Республики Саха (Якутия)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе по объему производства, в первую очередь в добывающих отраслях, экспорту продукции, инвестициям, строительству жилья и школ, естественному приросту населения, розничному товарообороту на душу населения. Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 10 ноября 2010 года обратил внимание общественности на необходимость активизировать сотрудничество с научными фондами, фондами по развитию малого и среднего предпринимательства, сформировать собственные институты развития, такие как технопарки, венчурные и инновационные фонды, инновационные компании, то есть «реально работающие инструменты инновационной системы». В Послании также подчеркнуто то, что основой результативной экономики служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в производственной сфере. При этом государственная власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. Но еще важнее, чтобы сами якутяне научились проявлять экономическую инициативу, находить и использовать новые возможности. Таким образом, сценарий будущего Республики Саха (Якутия) лежит в русле инновационного пути социально-экономического развития Российской Федерации. Иными словами, приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), является переход к инновационному типу развития.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проводится планомерная научно-инновационная политика, формируется нормативно-правовая и законодательная база, направленная на создание условий для развития инновационной экономики региона: - принят Закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия); утверждены Концепция государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года и Концепция инновационной политики Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года, а также План мероприятий по реализации Концепций. Планом мероприятий по реализации Концепций предусмотрено: - совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия); - осуществление мероприятий по переходу научных учреждений республики на программно-целевой принцип финансирования; - формирование региональной инновационной системы; - развитие интеграции науки, производства и образования; - подготовка кадров для инновационной деятельности и закрепление молодежи в науке; - формирование финансово-экономических механизмов стимулирования инноваций. Правительством Республики Саха (Якутия) утверждено и действует положение «О порядке перехода научных учреждений на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ». Разработаны проекты Положений об инновационном фонде Республики Саха (Якутия), о конкурсе инновационных проектов и проект Закона об инновационной деятельности и государственной научно-технической политике. Для обеспечения взаимодействия главы республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики создан и действует Совет по науке и технической политике при Президенте Республики. Решением Совета утверждены: приоритетные направления развития науки и техники РС (Я) на период до 2010 года; перечень критических технологий, рассмотрены и одобрены транспортная стратегия республики, стратегия биофармацевтической промышленности, приоритетные направления развития телекоммуникаций на ближайший период, положение «О государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)».
С 1996 года Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет планомерную работу по формированию эффективной схемы инновационной инфраструктуры. В республике имеется определенная база для создания и развития инфраструктуры инновационного комплекса. Это: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения республики, инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая государственное учреждение «Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), государственное учреждение «Республиканский информационно-маркетинговый центр», 32 улусных (городских) фонда поддержки предпринимательства, государственное учреждение дошкольного образования «Школы бизнеса» в гг. Якутск, Нерюнгри, Мирный, Интернет бизнес-центр в г. Якутске, закрытое акционерное общество «Сахализинг», ООО «Консалтинг+», РАМИ «Приоритет», государственное учреждение «Региональный инновационно-технологический парк «Якутия»», автономная некоммерческая организация «Научно-инновационная фирма «ИнноТех», общество с ограниченной ответственностью «Салон инноваций «НэоТек»», которыми накоплен опыт практической организационной работы в научно-инновационной сфере, налажены связи с ведущими инновационными центрами страны и Китайской народной республики. В Якутском государственном университете работают: Технопарк Якутского государственного университета (ЯГУ), инкубатор бизнеса и технологий, ООО «Центр трансфера технологий» при Горно-геологическом институте ЯГУ и научно-технологический парк «Три Долины».
Что касается стратегических ориентиров инновационного развития республики, то главной целью Концепции является устойчивое экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на основе рационального использования ее природно-ресурсного, производственного, интеллектуального и научно-технического потенциала для повышения уровня и качества жизни населения региона. Для достижения этой цели были поставлены такие задачи, как: · обеспечить значительный рост валового регионального продукта на основе перехода экономики на инновационный путь развития; · стать одним из наиболее инвестиционно-привлекательных российских регионов, который базируется на эффективной стратегии создания и использования знаний. · создать условия для развития существующих и создания новых отраслей экономики на основе комплексного использования природно-ресурсного и научно-технологического потенциала региона. · обеспечить социальную ориентацию рыночной экономики и существенное повышение уровня и качества жизни населения региона. Главным фактором для успешной реализации Стратегии должна служить последовательная политика региональных органов власти по формированию региональной инновационной системы, в том числе инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Концепция научно-технической и инновационной политики до 2015 года состоит из нескольких приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации стратегии: . Создание организационно-правовых и финансово-экономических условий для развития инновационной деятельности в республике. . Совершенствование и развитие системы кадрового обеспечения для инновационной деятельности. . Формирование инфраструктуры региональной инновационной системы. . Создание региональной системы поддержки (стимулирования) коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и внедрения в производство новых технологий. Все приоритеты рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение главной цели стратегии.
Концепция предполагает достижение экономических и культурных изменений в РС (Я). Эти изменения будут носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить повышение конкурентоспособности региона. Основными результатами реализации Концепции должны быть: · технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. · становление и развитие наукоемких производств как основы формирования новых секторов экономики республики, в том числе малых инновационных предприятий, обеспечивающих экономический рост и создание рабочих мест. · создание эффективной региональной инновационной системы, встроенной в национальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с региональным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам других регионов РФ. С точки зрения целевых групп, стратегия будет иметь следующие результаты. Для предприятий и организаций региона реализация Концепции развития инновационной деятельности обеспечит: · привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов; · создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; · развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса; · улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона; · рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса; · повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов; · рост авторитета бизнеса; · улучшение экономической и социальной среды в регионе. Научным и образовательным организациям участие в реализации стратегии инновационного развития позволит: · сформировать рынок НИОКР; · накопить опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала; · осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом и крупными компаниями; · увеличить спрос на образовательные услуги. Для организаций инновационной инфраструктуры реализация стратегии инновационного развития обеспечит: · развитие рынка услуг; · повышение возможностей инновационной инфраструктуры; · подготовку квалифицированных специалистов. Общими результатами реализации стратегии инновационного развития, которые повлияют на уровень жизни населения Республики Саха (Якутия) в целом являются: · увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
· создание новых рабочих мест; · повышение качества жизни. · повышение эффективности власти. Реализация стратегии инновационного развития должна обеспечить рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 50% к 2020 году. Проанализировав стратегию инновационного развития Дальневосточного федерального округа до 2020 года и Концепцию инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2015 года, можно сдать вывод, что формирование и развитие национальной инновационной системы является необходимым условием реализации инновационного сценария развития страны. Эффективность национальной инновационной системы во многом определяется ее структурой, четкостью и согласованностью выполнения задач, поставленных государственной политикой перед ее элементами. Заключение
В заключение курсовой работы, можно сделать вывод, что государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепциях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Инновационная политика позволяет определить качество жизни российских граждан; экономический рост; уровень здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рационального природопользования; стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство; основные приоритеты национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В современных рыночных условиях стратегическое территориальное планирование инновационного развития необходимо для Российской Федерации, особенно для Дальневосточного федерального округа. Сценарий будущего ДФО лежит в русле инновационного пути социально-экономического развития Российской Федерации. Иными словами, приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации, Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия), является переход к инновационному пути развития. Дальний Восток - территория возможностей, но ей нужен особый подход. Чтобы региону выйти на траекторию развития России, он должен развиваться по опережающему графику, а не догоняющему. Чтобы Дальний Восток развивался эффективно, необходимо создать условия для привлечения больших инвестиций в промышленность, инновации, устранить энергетическую и транспортную изолированность региона и создать комфортные условия жизни. Что касается Республики Саха (Якутия), то в послании президента Е.А. Борисова от 10 ноября 2010 года было подчеркнуто то, что основой результативной экономики также служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в производственной сфере. При этом государственная власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. В ходе исследования установилось, что стратегические приоритеты инновационного развития должны быть ориентированы, прежде всего, на человека. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, высшая цель которого - удовлетворение постоянно растущих потребностей населения страны. Качество жизни населения неразрывно связано с доступностью жилья, стоимостью его приобретения и содержания, с уровнем образования, здравоохранения. Проанализировав стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, стратегию инновационного развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года, государственную программу РС(Я) «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) на 2012-2016гг», концепцию развития инновационной деятельности в Республике Саха(Якутия) до 2020 года, было установлено, что: · необходим контроль над осуществлением данных стратегий, что позволило бы выполнить, действительно, все поставленные задачи и соответственно достичь желаемого результата; · необходимо совершенствовать не только добывающие отрасли Дальневосточного федерального округа, но и особое внимание обратить на такие социальные отрасли как ЖКХ, здравоохранение, образование.
Список использованной литературы 1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) га период 2012-2016 гг.» от 12.11.2011 г. №953. . «Концепция научно-технической и инновационной политики РС (Я) до 2015 года и основных направлений до 2030 г.» от 28.04.2011, №180. . «Основы политики РФ в области развития науки и технологии на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» №31-32 от 12.08.2011 . Постановление Правительства Российской Федерации № 480 от 15.04.1996 Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года». . Распоряжение Правительства Российской Федерации №2094-р от 28.12.2009 «Стратегия социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». . «Стратегия развития регионов Дальнего Востока России».-М.: Московский научный фонд, 2005-207с. . «Стратегия развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года» от 25.06.2010 г. № 29. . «Схема комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)» №411 от 06.09.2006 года. . Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 года. . Бекетов Н.В., Егоров Н.Е. «Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)». - СПб.-Якутск.: НПК «РОСТ», 2007.-309с. . Видяпин В.Ш., Степанов М.В. «Региональная экономика» - учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007-666с. . Гневко В.А., Рохчина В.Е. «Стратегический анализ социально-экономического развития регионов страны: принципы, основные направления, проблемы» - СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ,2004.-288с. . Гохберг М.Я. «Федеральные округа Российской федерации: анализ, перспективы экономического развития» - М.: финансы и статистика, 2005.-356с. . Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» / учеб.для вузов. - 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-495с. . Двас Г.В. «Региональная экономика: мотивационные аспекты и механизмы стратегического планирования», СПб.: Наука, 2008.- 234с. . Егоров Н.Е. «Формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия)» - СПб.: НПК «РОСТ», 2006.-168с. . Жихаревич Б.С. «Стратегическое планировании в регионах и городах России» - СПб.: Леонтьевский центр, 2011.-192с. . Кистанов В.В., Копылов Н.В. «Региональная экономика России» //под. ред. Кистанова Н.С., Серебрякова Г.В. М.: Финансы и статистика, 2009.-584с. . Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. «Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование» учебник.-4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Экономика, 2011.-604с. . Минакир П.А. «Экономика регионов России: Дальний Восток». М.: экономика, 2006.-848с. . Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. «Региональная экономика» // под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005.-472с. . Рохчин В.В., Знаменская К.Н. «Стратегическое территориальное планирование в современной России». СПб.: ИРЭ РАН, 2005.-234с. . Степанов М.В., Агапов Н.Н., Андришин М.В. «Пути формирования территориально-производственных комплексов Сибири и Дальнего Востока». - М.: ВЭПИ, 2005.-223с. . Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестерян Я.М. «Управление региональным хозяйством».- М.: КРОНУС, 2005.-400с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|