Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позиция Китая в международной политике




 

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай стремится вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Основное содержание внешнеполитической стратегии страны заключается в следующем:

Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь на благо всем странам мира, в первую очередь развивающимся.

Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны учиться друг у друга, совместно процветать и не отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны доверять друг другу, сообща защищаться, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрозу применения силы. Выступать против любых проявлений гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к политике гегемонизма и экспансии.

Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы соприкосновения общих интересов, надлежащим образом преодолевать разногласия.

Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их законных интересов.

С середины первого десятилетия нынешнего века во внешней политике Пекина появились новые ориентиры. К этому моменту Китай стал значимым игроком в мировой экономике. И теперь нацеливается на лидерство в мировой политике.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие. Основой притязаний на лидерство служит интеграция экономики Китая в мировую экономику на рыночных принципах.

Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим сообществом как «свой», т.е. рыночный, с точки зрения политики - как недемократический, «чужой», живущий при сохранении монополии Компартии Китая (КПК) на политическую власть.

В свете этих двух моментов новая внешнеполитическая стратегия Китая содержит для мира, в том числе - что для нас особенно важно - и для России, как новые вызовы, обусловленные глобальными амбициями Пекина, так и новые возможности, связанные с его готовностью нести свою долю ответственности за мировое развитие.

Новые акценты во внешнеполитическом курсе Китая были проставлены на последнем XVII съезде КПК (конец 2007 года). Им можно дать двоякую оценку. С одной стороны, на высшем партийном уровне были подтверждены основные компоненты видения новым четвертым поколением китайских руководителей глобализирующегося мира, перспектив его развития и своего места в нем. С другой - сделан по-своему «внешнеполитический революционный поворот» по сравнению с XVI съездом КПК (2002 год). Тогда отчетный доклад съезду готовился представителями «третьего поколения» китайских лидеров.

Во-первых, даны принципиально иные оценки международной обстановки. В формулировках XVI съезда соседствовали старые и новые подходы Пекина к мировому развитию. Тезису о том, что «мир и развитие стали лейтмотивом современной эпохи», противостоял другой тезис, уходивший корнями в прошлое, - когда Китай стремился взять на себя роль лидера развивающихся стран в борьбе с «международным гегемонизмом». XVI съезд КПК характеризовал тогда «современный международный порядок» как «несправедливый» и «не изменившийся в корне». В этом контексте было сказано, что мир «очень неспокоен», создает человечеству «суровые вызовы». К их числу наряду с терроризмом были отнесены «появление новых форм гегемонизма в политике» - с явным намеком на США, а также локальные конфликты, приграничные и территориальные споры, разница в уровнях развития Севера и Юга.съезд отошел от конфронтационно-алармистских трактовок современного мира, упомянув при этом, что Китай «против любых форм» гегемонизма и сам не претендует на роль «гегемона».

Во-вторых, Китай рассматривает современный мир под новым для себя углом - через призму «конкуренции и сотрудничества» государств. По мнению «четвертого поколения» китайских лидеров, важнейшей задачей для страны должно стать повышение конкурентоспособности китайской экономики.

В-третьих, Китай стал позиционировать себя как равноправный участник международных отношений, руководство страны заявило о своей готовности к глобальному сотрудничеству:

в обеспечении мировой и региональной экологической, энергетической, финансовой и экономической безопасности;

в борьбе с терроризмом и другими угрозами. 

В-четвертых, в документах XVII съезда Китай вновь подтвердил как свое негативное отношение к участию в военных союзах, так и абсолютную нетерпимость к провозглашению Тайванем независимости. Одновременно Тайваню был предложен целый пакет мер, стимулирующих экономическую интеграцию острова с материком - и тем самым готовящих хозяйственные основы для будущего объединения.

Основная задача, которая поставлена перед внешнеполитическими ведомствами Китая, заключается в том, чтобы ужев ближайшей перспективе существенно повысить роль Китая в мировых и региональных процессах и превратить его в равного или «почти равного» США мирового «игрока». Поэтому доминирующим направлением деятельности китайской дипломатии в ближайшие годы, по-видимому, будет оставаться нормализация отношений с США.

Несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам демократии и прав человека, торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности растущих военных расходов Китая (в 2007-2008 годах ежегодный прирост почти на 18%) и др., Пекин скорее всего будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые, по выражению китайских руководителей, базировались бы на «общих стратегических интересах» обеих стран. Можно предположить, что в ближайшие годы Пекин постарается активизировать «экономический диалог» с США, начатый в 2006 году, и выстроить «энергетический диалог», а также развивать военное сотрудничество. Под экономическим диалогом здесь понимаются в основном двусторонние торговые отношения, тогда как энергетический диалог означает координацию действий Китая и США как глобальных импортеров энергоресурсов. Развитие сотрудничества по линии военных ведомств и ведомств по обеспечению безопасности включает создание «горячей линии» связи для предотвращения военных инцидентов, совместные военные учения, борьбу с терроризмом, наркоторговлей, пиратством в южных морях и т.д.

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее о независимости Тайваня.

Можно ожидать нарастания китайской активности и по новому, для многих - неожиданному, направлению - разработке собственной концепции создания новой мировой архитектуры безопасности и совместного развития на основе выдвинутых XVII съездом КПК идей о «гармоничном мире», где под гармонией понимается сбалансированность интересов различных государств и коллективная ответственность за глобальное будущее.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...