Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегический треугольник Россия-Китай-США




сотрудничество стратегический государство международный

Россия, Китай и США. Казалось бы что связывает три этих абсолютно разных как в политическом, географическом, так и в культурном плане страны? Почему актуально рассмотреть данный стратегический треугольник? И какую роль он играет для России?

Во-первых, на данный момент США является самой развитой в экономически и влиятельной политически страной. Общеизвестно, что Китай набирает обороты и становится серьезным потенциальным соперником США за лидерство. России важно понять внешнеполитический курс стран, направленный друг к другу. И исходя из этого вести собственную внешнюю политику. При этом стараясь сохранять хорошие отношения как с КНР, так и с США. Как предсказывает в своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский, к 2015 году мир придет к противостоянию трех могущественных сил - Китая, США и Европы. Вне зависимости от реалистичности такого прогноза, взаимоотношения с крупными государствами являются ключевым вопросом внешней политики в контексте стремления Китая к мирному развитию.

На данный момент суть отношений Вашингтона и Пекина обозначена как «комплекс взаимозависимости»: стороны оценивают друг друга в прагматичных и умеренных терминах и оба государства могут соперничать и консультироваться в рамках существующих международных норм. Усиление положения Китая в мире сулит важные перемены в международной системе. Пекин добивается этого в спокойном, осторожном и мирном стиле. Американцы такой подход ценят, и общие перспективы помогут обеим державам совладать «с остаточными и потенциальными расхождениями» и сотрудничать. Такого мнения придерживается Збигнев Бжезинский. По мнению Брента Скаукрофта, ветерана никсоновского Белого дома, советника по национальной безопасности при президентах Джеральде Форде и Джордже Буше-старшем, и доверенного лица специалистов по внешней политике Демократической и Республиканской партий США, помимо названного развитие отношений Китая и США может ускорить или замедлить выход из наступившего кризиса. Он считает, что улучшение отношений с Россией и Китаем позволит решить ряд международных проблем, одним из которых является вопрос о ядерном паритете. Вообще США заинтересовано в сотрудничестве с РФ и КНР, но с каждой по разным причинам. В отношениях США и РФ интересен тот факт, что у обоих стран сменились главы государств. Поэтому неизвестен был политический курс нашего сотрудничества. Теперь можно вздохнуть спокойно, поскольку этот вопрос решается в лучшую для нас сторону.

Отношения КНР и США являются чуть ли не самыми важными международными отношениями современности, от них во многом зависит политика других государств. За 30 лет их отношений даже в длительные периоды стабильности сотрудничество между Китаем и США велось с учетом взаимной конкуренции. Самым острым вопросом по прежнему остается Тайвань. Противодействие терроризму стало основным содержанием сотрудничества между странами после 11 сентября. И в этом контексте перед ними постоянно появляются новые стратегические задачи: корейская ядерная проблема, борьба с распространением оружия и т.д. Тао Вэньчжао полагает, что 'для США нет ни одного вопроса, который бы решался на мировом уровне без сотрудничества с Китаем, включая разразившийся в настоящее время финансовый кризис'.

Если посмотреть на указанный треугольник с других сторон, то можно выявить еще ряд мотиваций сотрудничества. Так, Москва в поисках партнера по сдерживанию напора США выбрала Пекин еще в 1990-е годы. Взаимодействие с КНР на этом направлении представлялось весьма перспективным. Лейтмотив китайской внешнеполитической риторики - не допустить чьей-либо «гегемонии» в мире в целом и в Азии в частности - созвучен российскому стратегическому мышлению. РФ и КНР выработали особую стратегию ответа Америке. Они не идут на полноценный союз для открытого противодействия Соединенным Штатам, а пытаются создавать противовес, лишь косвенно затрагивающий американское влияние. Москва и Пекин не планируют явно противопоставлять себя Вашингтону, рискуя столкнуться с жесткими ответными мерами. Они лишь стремятся продемонстрировать, что стоящий перед ними выбор в пользу партнерства с Америкой небезальтернативен. Свою политику в отношениях с США Россия и Китай строят на представлении о том, что американская мощь в мировой политике и экономике ослабевает, а российская и китайская усиливаются. В этом содержатся скрытые мотивы русско-китайского сотрудничества.

Справедливо отмечая, что у обеих стран много общих черт в оценках мировой ситуации и в их отношении к США, российское внешнеполитическое сообщество упускает из виду один значимый факт: Пекин охотно уступает Москве роль «ведущего» в противодействии неприемлемой для обеих сторон политике Вашингтона. Сама же КНР добилась более ровного и прагматичного взаимодействия с Америкой. «Китайская модель» сочетает самостоятельную линию на мировой арене, категорическое неприятие попыток включить внутриполитические проблемы в повестку дня двусторонних отношений и определенное политическое дистанцирование от Запада, чей опыт и рекомендации, по твердому убеждению пекинских руководителей, неприменимы напрямую, учитывая современные китайские реалии. Еще архитектор китайского «экономического чуда» Дэн Сяопин призывал к тому, чтобы КНР «играла незаметную роль на мировой арене и не стремилась к руководящей роли». Нынешний китайский лидер Ху Цзиньтао подчеркивает, что Пекин еще два десятилетия будет уделять первоочередное внимание вопросам внутреннего развития. Исходя из собственных интересов и оценки угроз со стороны Соединенных Штатов, Пекин заинтересован в сохранении высокого уровня противоречий между Москвой и Вашингтоном. КНР выгодна ситуация, в которой Россия воспринимается как главный критик американской политики, принимающий на себя всю силу ответной реакции. Китай еще больше, чем Россия, опасается противостоять американской политике, если результатом окажется его изоляция. Например, китайским представителям в Совете Безопасности ООН отнюдь не свойственно в одиночестве использовать право вето, когда речь идет о важной для США резолюции, если только она не касается проблемы Тайваня.

Рассмотрим теперь отношение КНР непосредственно к США. Так, ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» - но без форсирования демократических преобразований - Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое - выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене. Второе - выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой». Ху Цзиньтао в качестве специального гостя участвовал во встрече «Восьмерки» в Эвиане, а министр финансов КНР и председатель центробанка имели неформальные контакты со своими коллегами из «Большой Семерки» в Дохе. Пока стороны присматриваются и изучают возможности друг друга, однако, это похоже, скорее, на начало диалога «Китай - Восьмерка / Семерка», чем на неудачный «пробный шар».

Третье - активизация роли Китая в региональных политических форумах. Пекин различает те из них, в которых он может играть «от раза к разу все более активную, но не ведущую, роль», и те, где его роль может быть главной и / или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически - штаб-квартира ШОС расположена в Пекине. А также шестисторонняя встреча по Корее, также проходящая в Пекине и, более того, вряд ли возможная без постоянного давления Пекина на Пхеньян. При этом Пекин, следуя своей традиционной тактике «осторожности и постепенности», пока не заявляет о своем стремлении к лидерству в этих форматах, оставляя ведущие позиции в первом случае Москве, во втором - Вашингтону.

Четвертое - активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках трехстороннего сотрудничества в СВА - с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три».

И в этих новаторствах, как ответе на вызов Китаю, содержится уже и вызов Китая мировому сообществу. Запад, сталкиваясь с новой реальностью растущего и глобализирующегося Китая, объективно вынужден менять стратегию своих отношений с Пекином. Речь идет уже не о «вовлечении» Китая, а о реагировании на его возрастающую экономическую и политическую роль. У Запада есть два варианта ответа на китайские вызовы. Первый - сдерживать Китай, играя и усиливая роль того обстоятельства, что Китай все же продолжает оставаться «чужим» в политике. Однако, со временем политику «сдерживания» будет проводить труднее: экономически «свой» Китай превращается во все более важный двигатель мирового и регионального развития, а роль Китая в отражении новых угроз, в корейском урегулировании, а также в решении других региональных проблем, усиливается. Второй вариант - выстраивать новые отношения с Китаем как с равноправным военно-политическим партнером, несмотря на то, что этому и будет мешать восприятие Китая как политически «чужого». При этом объективно вариант «выстраивания новых отношений» выгоден и Китаю, и Западу.
    Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важного источника поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической - пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС - продукции. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайского продукции («челночная» торговля ширпотребом, автомобили и т.д.) и услуг рабочей силы.

В АТР Китай рассматривает Россию как не главного игрока:

Россия для Китая - «партнер» по ШОС, что открывает возможности для поиска вариантов взаимодействия с Китаем по новым угрозам в Центральной Азии;

«участник» шестисторонней встречи по Корее, что обеспечивает присутствие России в этом формате, хотя и не позволяет надеется на активное участие;

«страна, присутствующая» в АТЭС, что отражает реальную малозаметную роль России в этом Форуме.

Довольно большую роль в взаимодействии трех стран играет доллар. Страны с переходной экономикой, такие как Китай и Россия, призывают найти альтернативу доллару на роль резервной валюты. Поводом для этого стала чрезмерно мягкая политика Федеральной резервной системы, которая пытается поддерживать банковскую систему и тонущие в долгах американские домохозяйства, наращивая денежную массу.Поскольку В руках этнических китайцев находится приблизительно половина всех долларов вне Соединенных Штатов, то и Китай и США взаимозависят от доллара.

Но политика Америки подталкивает Китай к созданию альтернативной финансовой системы. Последние два десятилетия роль Китая в глобальной экономике держалась на предоставлении дешевой рабочей силы транснациональным корпорациям и на привязке юаня к доллару. Последнее позволяло Китаю использовать финансовую систему США для международных нужд, сохраняя при этом государственный контроль над финансами внутри страны и продолжая перераспределять благосостояние из прибрежных районов во внутренние. Китай осознает, что в какой-то момент ему надо стать независимым от доллара.

Итак, не смотря на определенные сложности, сотрудничество США и Китая проходит на дружественной основе. На данный момент обе страны проводят политику сближения, поскольку они заинтересованы в сотрудничестве. По мнению автора, такая политика проводится с целью выжидания и наблюдения друг за другом. Специфика состоит в том, что Китай, имея в долгосрочной перспективе идею противостояния США как гегемону и формированию многополярности, на первый план выдвигает для себя внутриполитическое развитие. Поэтому об установлении твердых мирных отношений не приходится. Хотя обе страны, понимая мировую значимость друг друга идут на многие уступки. Россия в данном контексте занимает второстепенную роль. В целом она больше тяготеет к Китаю как в силу экономических, так и идеологических причин. Однако на международно-правовом уровне политика в отношении США настроена очень дружественно.

 


Заключение

 

Отношения с Китаем - одна из наиболее важных проблем и для России, ибо речь идет о ближайшем соседе с населением более чем в 1,2 млрд. человек (только в четырех пограничных с Россией провинциях проживает 400 млн. человек), стремительно наращивающем свой экономический и военный потенциал. По уровню военных расходов, оцениваемых ведущими международными институтами почти в 32 млрд. долларов США (а по некоторым расчетам их уровень приближается даже к 45 млрд. долларов), Китай входит в число ведущих военных держав не только региона (здесь он сопоставим с Японией, затрачивающей на военные приготовления 55 млрд. долларов), но и мира.

Наши отношения с Китаем ни в коей мере нельзя ни идеализировать, ни упрощать. Они могут быть чреваты весьма опасными конфликтами, особенно в перспективе. В настоящий же момент пограничные вопросы между Россией и КНР в основном решены, двусторонние отношения ровны и стабильны, и по всем имеющимся оценкам основной вектор военно-политических усилий Китая в ближайшие годы не будет направлен в сторону России.

Используя эту ситуацию, мы могли бы активизировать российско-китайское взаимодействие по целому ряду вопросов, в особенности с учетом определенной взаимодополняемости экономик дальневосточного региона России и северо-востока КНР.

Успех нашей внешней политики в целом во многом будет зависеть от ее сбалансированности на западном и восточном направлениях: с одной стороны России нельзя поддаваться возможным уговорам Запада по созданию некой коалиции для сдерживания Китая, с другой стороны - не предлагать Китаю и не принимать от него предложений о стратегическом партнерстве на антизападной (в т.ч. антияпонской) основе. В то же время необходимо вместе с Западом работать над созданием системы связей, вовлекающих Китай в традиционные международные отношения, в особенности режимы нераспространения (РКРТ, Новый форум, Австралийский клуб и т.д.) с тем, чтобы связывать растущую роль Китая соответствующими международными обязательствами.

Необходимо четко различать два аспекта вопроса. Устойчивое добрососедство, экономическое сотрудничество, несомненно, необходимы как России, так и, вероятно, Китаю. Всякого рода конфронтационные тенденции в наших отношениях с этой страной крайне опасны, особенно если противоречия приняли бы форму открытых конфликтов. С другой стороны полномасштабный стратегический союз с КНР, особенно в случае его антизападной направленности (явной или скрытой), способен нести значительный дестабилизирующий заряд как на региональном, так и на глобальном уровне, а потому вряд ли бы был полезен самой России.

Одним из проявлений тенденции к стратегическому союзу является растущая из года в год широкомасштабная торговля России оружием с Китаем. Однако в военных сделках с Китаем Россия должна проявлять осторожность, сохраняя технологический отрыв от него и усиливая привязку китайских производителей вооружений к российским разработчикам и предприятиям. Линия на военно-техническое сотрудничество России с Китаем должна быть взвешенной. Оно, безусловно, выгодно для российской стороны как по экономическим, так и по политическим соображениям. В торговле оружием с КНР важно все правильно просчитать и соблюдать меру.

Уже сегодня Запад (прежде всего США, а также Япония) после длительной паузы в отношениях с Китаем, вызванной в первую очередь развалом биполярной глобальной системы безопасности, возобновил с ним тесное взаимодействие в сферах экономики, политики, технологических обменов и т.д. Не исключено, однако, что именно Россия может при определенных условиях оказаться в этом геополитическом уравнении «третьим лишним».

Само собой разумеется, что любые усилия России и других стран в сфере безопасности не должны носить оттенка антикитайской направленности. В то же время, на наш взгляд, Россия имеет право и возможность разыгрывать «китайскую карту» в регионе, в том числе в целях получения определенных экономических и политических дивидендов. Важно при этом «не перегибать палку», иначе результат может быть прямо противоположным задуманному.

Перспективы российско-китайских отношений в контексте тенденций глобального и регионального позиционирования Китая и России предстают в следующем виде:
Усиления глобальных и региональных позиций Китая на основе экономического роста, укрепления внутренних правовых и финансовых основ для развития частного капитала, взаимодействия Китая с глобальными структурами (ВТО, G-7/8, НАТО, АТЭС, АСЕАН и т.д.), углубления китайско-американского экономического партнерства и партнерства по борьбе с терроризмом и распространением ядерного оружия. Новообретаемый имидж Китая будет, пусть пока и ограниченно (пока сохраняется монополия КПК на власть), ослаблять (но не полностью преодолевать) восприятие Китая Западом как «политически чужого» и, соответственно и пропорционально, ослаблять и антикитайские настроения.
Угроза для российского позиционирования в мире состоит в том, чтобы не оказаться - в глобальных и региональных раскладах - на более далеком от Запада «политическом и экономическом расстоянии», чем Китай. В противном случае ослабление антикитайских настроений будет компенсироваться в (продолжающем существовать) «глобальном пространстве агрессивного мышления» ростом настроений антироссийских.
В данных условиях нужно реагировать на новые вызовы глобализирующегося Китая не противодействуя ему, а взаимодействуя с ним.
Для этого важно, во-первых, отказаться от примитивного восприятия «китайской угрозы» как демографической и военной экспансии в «азиатскую Россию» и центрально-азиатское пространство (позиционируемая зона российских интересов). А вместо этого анализировать и учитывать новые китайские вызовы, корни которых в возрастающем влиянии Китая на мировые товарные и фондовые рынки и на мировую и региональную политику. Проще - перестать быть высокомерным.

Во-вторых, на глобальном и региональном (Центральная Азия, Северная Корея) уровне важно выстраивать отношения партнерства и взаимодействия в треугольнике Россия-Китай-США на основе совпадения антитеррористических и нераспространенческих интересов. В частности, использовать северокорейскую ядерную проблему и ШОС, ищущую свою стратегическую нишу, для выстраивания такого сотрудничества.

В-третьих, необходимо обновить стратегию экономического развития России с учетом фактора интеграции «азиатской России» в формирующееся интеграционное пространство в СВА (Китай, Япония, Южная Корея).

Угроза интересам рыночно-демократизирующейся России возникнет в том случае, если Россия пойдет по пути сдерживания и противодействия выходящему за свои границы Китаю. В этом случае дальнейшая интеграция Китая в глобальную экономику при параллельном ослаблении его имиджа «чужого» Западу будет усиливать контр-позиции Китая и, в ответ, требовать от России ненужных и излишних материальных затрат и политических издержек.

Итак, существуют как успехи, так и проблемы двустороннего сотрудничества. Однако позитивная тенденция преобладает. Китай рассматривает Россию как равного партнера. По крайней мере политически. Экономически же нам предстоит наращивать обороты взаимодействия и сотрудничества. На отношение к нам Китая определенное влияние имеет авторитет СССР.

Список использованной литературы

 

1   Бергер. Я. Китай уточняет курс // Азия и Африка сегодня. №3. 2008. с. 2

2  Габуеев А. Энергетическая политика Китая в ЦА // Азия и Африка сегодня. №1. 2008. с. 15

    Галенович Ю. Россия и Китай: понять друг друг // Азия и Африка сегодня. №4. 2008. с. 2

    Галенович Ю.М. Америка и Китай. Китай в мировой политике. Москва. 2001. 529 с.

    Гельбрас В. КНР: социальные последствия реформ и открытости // Азия и Африка сегодня. №7. 2008. с. 9

    Давыдов А. США-КНР - партнерство или соперничество? // Азия и Африка сегодня. №6. 2008. с. 2

    Джеральд Сейб ««Серому кардиналу» внешней политики США нравятся перспективы улучшенных отношений с Россией и Китаем» // «The Wall Street Journal», США. 01 мая 2009

    Дугин А. Простая формула российско-китайских отношений // Амурская правда. 2006. №70. 20.04.

    Зевелёв И.А. Россия и Китай в зеркале американской политике // «Россия в глобальной политике». №5, Сентябрь - Октябрь 2007

    Кортунов С. Россия в ATP: национальные интересы» // Публикации клуба мировой политической экономики. 25. 01.2008

    Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация»? // Российская Федерация сегодня. -2005. №3. с. 69.

    Михеев В. «Роль Китая в глобализующемся мире» // Отечественные записки №3 (42) (2008)

    Михеев В. Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике // Азия и Африка сегодня. №8. 2008. с. 2

    Семенов А. Дракон бросится на медведя // Азия и Африка сегодня. №10. 2008. с. 2

    Титаренко М.Л «Россия лицом к Азии». 1998. 320 с.

    Чудодеев Ю. Российско-китайское стратегческое парнерство на современном этапе-проблемы и перспективы // Азия и Африка сегодня. №5. 2008. с. 48

    Энди С. Если Китай разуверится, доллар рухнет // «The Financial Times» 04 мая 2009

18 Яскина Г. Монголия, Россия, Китай: вместе к развитию в XXI в. // Азия и Африка сегодня. №12. 2008. с. 58

19 http://www.chelemendik.ru/ShowDoc.php? d=571

    http://www.china.org.cn/russian/index.htm).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...