Пределы осуществления авторских прав
К законодательному запрету на использование результата интеллектуальной деятельнсоти без согласия автора и без выплаты вознаграждения относятся негативно. Считается, что это тормозит науку и искусство. Должны быть случаи, когда это разрешается. Исчерпание - один из пределов осуществления права. Директива ЕС от 22.05.2001 н 29. В чем суть? Ни при каких условиях предоставления объекта интеллектуальной собственности широкой публике не должно рассматриваться как основание для дальнейшего использования в гражданском обороте без согласия правообладателя. Это право сохраняется за вами и использовать его можно только с согласия. Правило об исчерпании права применяются только в отношении тех экземпляров, первая продажа или передача которых с согласия правообладателя имела место на территории ЕС (то есть критерий территориальный). У нас в ст. 1272 аналогичный принцип. Исчерпание касается только ограничения права распространения, но не использования. Если я купила лицензионно, то я могу продать, подарить, сделать все, что хочу, но не могу копировать эту работу. То есть право на воспроизведение не подлежит исчерпанию, исчерпывается право распростарнение. Презумпция Свободного использования - можем использовать без согласия и без выплаты гонорара: 7. в личных, научных, учебных, информационных, культурных целях 8. без намерения извлечь выгоду, 9. при условии что данное произведение правомерно введено в гражданский оборот. Исключения - произведения архитектуры, базы данных, программы для ЭВМ, репродуцирование книг и нотных текстов полностью, воспроизведение аудио-визуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
ПП ВАС и ВС: личные цели - некоммерческое использование экземпляра для удовлетворения собственных, личных потребностей или потребностей обычного круга семьи. Цитирование как случай свободного использования объектов авторского права допускается в оригинале, переводе, в ограниченном объеме и целях. Действует ли цитата только в отношении текстов или в отношении хореографических произведений, музыки, фильмов и др. тоже? Определение: Цитата никогда не проникает в художественную ткань произведения, это есть заранее известный выделенный фрагмент, который не сливается с основным контекстом. Аллюзия - скрытое цитирование. Режим цитаты не может применяться здесь. Цитирование не только прямое копирование отрывков, но и косвенная завуалированная ссылка на приозведение. Аллюзия - стилистическая фигура в литературе, в ораторском искусстве, содержащая указание на реальный общественный литературный факт. Например, искажение фамилий героев реального произведения. Допускается цитировать все? И музыкальные, и пантомимы, и др. В Германии только на литературу, науку, музыкальное произведение. Критерии цитирования? Объем цитирования не должен преобладать над объемом основного текста. Цитирование не должно быть основной содержание. В противном случае произведение не будет самострельным. Цитата должна иллюстрировать, подтверждать или опровергать мысль автора основного произведения. То есть цитировании должно быть обоснованно. Цитата никогда не сливается с основным текстом, никогда не утрачивает собственной текстовой идентичности. Допускается в научных, критических, полемических и информационных целях. С картиной: это должен быть фон, а не основа произведения.
31.10.13 Парадирование и карикатуры как случаи свободного использования авторского права.
По предшествующему законодательству они не признавались. Они появились только в 4 части ГК. Где проходит водораздел? Марсель Дюшан опубликовал Мону Лизу с усиками и представил ее как карикатуру. Отличия пародии от повтора: Пародия обладает иммунитетом против обвинения в плагиате, потому что оставаясь собой никогда не смешивается с произведением-донором. Пародирование как процесс есть помещение произведения-донора в смысловой ряд произведения-пародии с обязательным сохранением дистанции между ними. Пародия представляет собой поверхностное поглощение оригинального произведения в гротескном, юмористическом аспекте. Если условия нарушаются, то это приводит к плагиату и контрафакции. Нарушено право на целостность произведения. Это могут делать наследники автора, если это не искажает замысел автора. Процесс не имел продолжения, признали пародией. Мы должны использовать только правомерно произведение, должны сделать ссылку на источник заимствования (если нужно) Репродуцирование. Чтобы контролировать процесс репродуцирования: в единичном экземпляре, не в целях издания (без намерения извлечь прибыль) строго определенным субъектами: библиотеками и архивами для восстановления утраченных (ветхих фондов), отдельные статьи и малообъемные произведения - образовательными учреждениями для образовательных целей, библиотеками и архивами по запросам граждан. Граждане могут репродуцировать только ограниченно и для личного использования. Произведения находящиеся в местах, открытых для свободного посещения (памятники, архитектура) - мы не должны извлекать прибыль и он не должен быть объектом использования. Свободное использование музыкальных произведений - только для официальных церемоний и в объеме, оправданном указанной целью (официальный характер происходящего). Свободное использование для целей правоприменения. Раньше можно было только на досудебных стадиях, Три шага по бернской конвенции: 1. Ограничения должны носить закрытый характер. 2. Использование не должно ущемлять, нарушать законные интересы автора или правообладателя. 3. Не должны нарушать, ущемлять законные интересы автора или правообладателя.
На практике в РФ смотрят, подходят ли под случаи свободного использования, если нет, то подтягивают за уши. Критерий защиты от обвинений в нарушении - Доктрина добросовестного использования. В 1976 она кодифицирована в акте об авторском праве. Критерии: 1. Некоммерческий характер, 2. Ущерб для рынка не предполагается, 3. Истец не доказал возможность возникновения вреда от последующего просмотра сделанной записи. Пределы доктрины: 1. Только некоммерческое использование. 2. Коммерческое использование только тогда, когда пользователь бесплатно получает то, за что в обычной ситуации они должны бы были заплатить. То есть у них есть система, доктрина, а у нас - плохо. В проекте ст. 1233 п. 6 - публичное заявление о предоставлении права (автор имеет право отказаться от права авторства, публично заявив об этом). Нужно указать сроки, когда действует ваш отказ. Срок - 5 лет. Это заявление не является договоров присоединения. Нужно повесить информацию на сайте ФОИВ. Значит, мы гарантируем, что нет действующий лицензионных договоров, мы публично признаем свое авторство. Но никто не гарантирует добросовестности помещения такого заявления (мы никак не можем проверить - нет регистрационной процедуры). За эту информацию никто не несет ответственности. Экспертиза. Ходатайствуем об экспертизе и ждем. Сначала использовалась по делам СМИ, потом начали использовать в авторском праве. Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам. Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы доя судей, экспертов, адвокатов и юрисконсультов - Москва, 2004 г. Нужно понимать - в нашу ли пользу будут траты денег и времени. Исследуют - тексты, высказывания, Субъекты авторских правоотношений - авторы, создатели, их правоприемники, которые приобретают по закону или по договору авторские права. Автор - Фл, творческим трудом которого создано произведение. Лицо, которые оказало творческую, техническую или материальную помощь (не творческую) не являются авторами.
Наследники - носители вторичных авторских прав, которые возникают не в силу создания произведения, а в силу других факторов. Заставлять наследников подтверждать авторство наследодателя в отношении этих объектов незаконно. Так нотариусы хотят перестраховаться. Права в отношении какого количества произведений принадлежат наследнику? Мы можем разделить объекты авторского права в завещании, нотариус проставляет долю в праве, он не может предлагать им поделить эти объекты между собой. Пока не поделили возникает режим нераздельного соавторства - никто из них не вправе запретить без достаточных оснований (их нужно доказать) запретить 3 лицу использование результатов интеллектуальной деятельности. Нужно заключить соглашение о порядке использования указанных произведений, если они не могут определить, то должен решать суд. Защита неимущетсвенных интересов Новелла: Право на обнародование и целостность произведения - если право неимущетсвеное, то нет, но наследники по 4 части ГК могут принять решение о публикации, если автор не хотел иного. Изменения только если это не противоречит видению автора. Право доступа не переходит Право следования переходит в течение срок действия авторского права - 70 лет. Желательно получить свидетельство о праве на наследство при исключительных правах, чтобы доказать свое право. Хотя мы знаем, что вступать в наследство можно как юридически, так и фактически. Когда имущество является вымороченным, оно переходит в доход РФ, если в составе имущества есть исключительные права, в их отношении право переходит в общественное достояние. Соавторство. Произведение должно быть созданно творческим трудом 2 или более лиц. Права принадлежат соавторам совместно - никто не вправе без достаточных оснований запретить использование такого результата. Нужно согласовать: пределы, объем, порядок и способы использования совместно созданного произведения. По правовому режиму использования объектов: при нераздельном соавторстве нельзя выделить части, созданные соавторами, при раздельном соавторстве - можем. Каждый из соавторов при раздельном соавторе может использовать свою часть самостоятельно, если иное не установлено соглашением сторон. Соавторство устанавливается не по процессу работы, а по полученному результату. Если наш вклад не нашел отражения в результате работы, то значит, мы не соавторы. Может ли быть разрыв во времени между трудом соавтором? Можно ли быть соавтором умершего лица? Можно ли считать любое произведение с множественностью лиц - соавторами? Можно ли журналиста считать соавтором? Является ли песня результатом соавторства? Однозначно использовать нельзя.
Концепции соавторства: 1) Ограничительная - только тогда когда работая над единым произведениям создан такой объект, в котором не возможно выделить части 2) Расширительная - любое совместное произведение, если авторы сплотили свои усилия и внесли свой вклад в создание произведения. Так в РФ. 3) Сборное авторство (только к аудиовизиульному произведению) - являются не соавторами, а авторами произведения в целом, потому что из труд не является однородным. Чтобы определить, было ли соавторство, мы должны определить было ли совместное творчество. Если есть совокупность вкладов, то нет соавторства. Исключение - когда в завещании указано, что он хочет, чтобы кто-то доработал произведение. Тогда будет соавторство.
21.11.13 28.11.13 Ауд. 110б Нетрадиционные объекты авторского права Духи. Дело Ланком и Нидерланды 2006. Духи Трезор. Истец обосновывал оригинальность духов как одно из условий охраноспособности, это - особая комбинация элементов, выбранных из сотни возможных, они являются оригинальными. Ответчик: духи соотносятся с другими запахами (цветов и фруктов) + они похожи на другие духи (Келвин Кляйн). Критерий "оригинальность" не идентичен критерию "новый", они являются объектом авторского права. Для доказательства истец представил экспертизу по сравнению духов - высокая степень имитации и копирования. Опрос людей 3/4 не отличили. Суд решил, что вторые духи - копия. Перечень объектов авторского права не закрыт. Мы исследуем творчество применительно к деятельности. В РФ это - не объект охраны. Как можно охранять? Флакон духов как образец, замочек как изобретение, формула духов как ноу-хау. Условия охраноспособности ноу-хау: информация не общедоступна, изобретатели охраняют тайну и у третьих лиц нет к ним свободного доступа. Иначе ноу-хау прекращается. Можно дотянуть формулу духов до изобретения и запатентовать. Ноу-хау часто зашивают в патент. Фотографии и фотографические произведения. Сначала им отказывали в охране. Труд фотографа - деятельность техническая. Их начали охранять в России с 20ых годов, до 1948 фотограф свм должен был решить, является ли она творческой и охраноспособной (писал на обороте свою фамилию и год опубликования). В 1948 из-за бернской конвенции считается, что фотография является объектом авторского права. Глоссарий терминов ВОИС: фотография - получение фиксированного изображения на светочувствительной поверхности не зависимости от метода, используемого для получения изображения. Теория признает деление фото на творческие и не творческие (простые). Творческая - та, при создании которой автор преображает объект, натуру. То есть если автор организуют составные элементы композиции так, что мы получаем субъективное восприятие - творческая. Нетворческая - лицо, стремится максимально точно запечатлеть объект, устраняя личное к нему отношении. В США авторские исключительно те, которые созданы для выставок и биеналле. Во Франции должны быть присущи черты художественного произведения. Техники пишут, что аргументация не состоятельна, потому что автор делает снимок всегда вкладывая в нее многое, задумывается над условиями съемки. Фотограф всегда пытается преоьразить наутуру. Даже это является творчеством. Директива ЕС 25.10.1993 н 93/98 - фотография должна быть самобытной: она представляет интеллектуальное творение автора и только тогда ее защищает авторское право. Не защищаются фото, сделанные не человеком, а техникой (роботом). В Австрии есть понятие "простая фотография": если 3 лицо использует простую (неохраноспососбную фотографию), то авторы пользуются правом разрешать воспроизведение и обнародование фотографии в течение 25 лет с момента их создания. В Италии нетворческие фото являются объектом смежных прав. Право на личное изображение лица не должно нарушаться (ст. 152.1). В РФ фото являются объектами авторского права, то критерии объекта авторского права должны присутствовать. Можно доказать, что любая фотография соответствует критериям. Если мы ее используем, то должны отчислять вознаграждение автору. Спортивные элементы, голы как объекты авторского права. Юристы УЕФА: за каждый показ красивого гола по ТВ будет выплачивать гонорар участникам кадра (как при повторе спектакля). Российские юристы из Ассоциации спорта согласились, что ст. 1313 ГК подходит. Они считают, что в основе лежит творческий труд, исполнение идет по правилам, перед многими зрителями с участием соисполнителей. Спортсмен вправе обратиться с требованием выплаты гонорара с телепрограммы. На сегодняшний момент у нас нет возможностей охранять это. Программу произведения мы можем охранять, но с точки зрения спортивных элементов - нет, охраняем в целом как композицию. Является ли спортсмен исполнителем? Если это театральная постановка (танец на коньках), то да, иначе нет (например просто в танце). Шахматная партия. Международная шахматная федерация ФИДЭ в 2004 обратилась в ВОИС с признанием их авторским правом. Зачастую многие шахматные партии стали известными и общедоступными. Шахматная партия - конкретная, строго определенная последовательность ходов, осуществляемая двумя игроками по правилам классических шахмат, где каждый из них стремиться получить позиционное и материальное преимущество. Авторское право возникает тогда, когда шахматист придумывает новые ходы, использует новые наработки. Партия носит творческий характер, создаются новые, доселе неизвестные ходы, может существовать в объективной форме. Авторское право возникает в тот момент, когда приводит к положению на шахматной доске, не зафиксированному заранее. Право принадлежит соперникам совместно (соавторство). Коммерческое использование (на шахматных турнирах) может быть без согласия, но с вознаграждением. Программы ЭВМ и базы данных. Возникли в США в 1961. В 70ых в СССр предполагалось создание фонда с территориальными фондами, куда должны были сдаваться программные продукты для ЭВМ в течение 3 месяцев после изобретения. А уже эти фонды за символическую плату их распространяли. Закон о собственности 1990 - называли наряду с объектами права собственности. В 1992 специальный закон. Могут патентоваться, могут охраняться как объекты АП или предлагается создать специальную отрасль права. Когда мы это ввели, мы пошли на поводу у США. Сделали такие объекты охраноспособности. В США этим занимается бюро по патентованию. Но у нас проще и удобно. У баз данных режим составных произведений. У программ ЭВМ - объект АП. Программа для ЭВМ - выраженная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ с целью получения определенного результата. Здесь же подготовительные материалы и аудио-визуальное изображение. Структура программы для ЭВМ изучена мало. Выделяются литеральные и нелитеральные элементы. В литературе есть юридически значимые элементы (используем с согласия и за плату), Элементы формы охраняются АП, элементы содержания не охраняются. В литературе нельзя заимствовать художественный образ, стиль, сюжет, структуру, последовать изложения содержания. Не охраняем тему, сюжет. Элементы литеральные: поставленная задача, ее решение в виде математической модели, алгоритм и собственно компьютерная программа, объектный код (это код понятный машине, выражается в совокупности 0, 1) и исходный текст (это код в читаемой форме, который понятен программисту и пишется на языке программирования), аудио-визуальное изображение (пользовательский интерфейс). Охраняем также оригинальное название, подготовительные материалы (вспомогательные материалы - материал созданный с целью облегчения понимания и применения программы, то есть инструкция по использованию и т.п.). Алгоритм программы (сжатая идея, как работает программа) не получает охраны. Потому что есть императивная норма, что АП не распространяется на идеи, концепции, открытия, языки программирования. В Японии он вообще придан общественным достоянием. В США алгоритм, когда он косвенно выражен в программе, патентуется. Есть факультативная регистрация - Федеральный институт промышленной собственности (нужно: заявление, объект - депонируемый материал, реферат, документ об уплате гос пошлины), регистрация формальная, но она государственная, выдается бумага и опубликование на сайте.
5.12.13 Базы данных - традиционный объект АП. Критерий творчества в составительства (особые подбор и расположение информации). Защищаем критерий составительности. С точки зрения содержания БД лишена защиты. Получается, что интересы инвестора в них не защищены, особенно в нетворческих базах данных. Они не охраноспособы с точки зрения авторства, но в нее вкладывают деньги. Под влиянием европейских компаний Директива ЕС 1996 введено право "суи генерис", позволяющее сохранять содержание охраняемого продукта. Это право звучит как смежное право изготовителя базы данных. БД - объект АП и объект смежных прав. В АП сохраняется форма (подбор и оргнизация материала), с точки зрения содержания - как объект смежных прав. Иногда содержание БД составляют не охраняемые материалы. Считается, что БД - оригинальный продукт, его нужно охранять. Любое использование с согласия автора и при выплате вознаграждения. Важно при предоставлении смежного права изготовителя - защищаем не творческий характер создания, а инвестиции (финансовые, технические, людские ресурсы, которые были вложены). Поэтому охраняются и нетворческие БД. Важны цели инвестирования. В странах общего права доктрина: если создание БД стало побочным результатом инвестирования, то они не являются объектом интеллектуальной собственности. Есть противоположная доктрина, при которой надо доказать, что инвестирование было именно в создание данного программного продукта. Концепцию многие критикуют. В Европе традиционно существует право каталогов: охраняют каталоги цен, каталоги содержания информации. У нас расписание поездов не объект АП. У них надо доказать только факт существенных инвестиций. С 2000ых годов институт интеллектуальной собственности служит интересам инвесторов. Смежное право публикатора - защищаем только потому, что он нашел крутое, не изданное произведение и сделал его публичным (он много вложил). Эта тенденция нарастает. Критерии охраноспособности программных продуктов: "Программы для ЭВМ и БД по праву Германии и РФ". Мы до сих пор по отношению к ним применяем аналогию составного литературного произведения, в то время как в Германии есть произведения с незначительным уровнем творчества (здесь программы для ЭВМ и БД), важно, чтобы программный продукт был создан так, чтобы труда автора не был механическим, тривиальным, он должен превышать уровень обычного программиста. Сейчас современные ученые предлагают следующие критерии охраноспособности • носит личностный характер • особенности фантазии человека • объективная форма • индивидуальность + оригинальность • отражает индивидуальный дух человека • не должна быть скопированной • не может быть создана простейшими навыками программирования Нужны ли специальные режимы для таких объектов? На сегодняшний день охрана актуальная. Крупным компаниям охрана через АП эффективна. В США все патентуют: патентуй все, что патентуется. Пользовательский интерфейс запатентован Цукербергом. Случаи свободного использования: в личных целях без согласия правообладаетля - лишь незначительные их части. Личные цели присущи только ФЛ. ЮЛ не могут, за исключением тех случаев, когда они выступают представителями. Без согласия, без вознаграждения пользователь, который купил лицензионный продукт, может вносить изменения исключительно для функционирования продукта на своих технических системах (адаптация). Имеет право записать и хранить в памяти программные продукты, может исправить явные ошибки, если иное не предусмотрено. Может изготовить копию только для архивных целей, для замены правомерно приобретенного продукта. Право декомпиляцию - воспроизводится объектный код и преобразуется. Свободное использование не должно нарушать интересы законного правообладателя и не должно наносить ущерб использованию продукта. По данным годового отчета: 35%, в 1994 - 94%. В американской литературе уделяется много внимания рекомендациям обладателям прав на программные продукты для обеспечения упрощенного доказывания в суде. Рекомендуются технические меры: оставлять "сорняки" - умышленные, незначительные ошибки (чтобы потом найти их и доказать копирование) ЭЦП или водяные знаки (код, который внедряет это в прогрмме) В Европе тоже модель АП + "суи генерис": депонирование, проставление подписей (повторений, которые не ме Роспатент: сохранение черновых материалов, получить лицензию на использование продукта, нанесение оповещающих надписей о запрете копирования (впервые лучше выпускать в ЕС или в США). Неспоосбность защитить программные продуты. В США есть услуги по страхованию электронных рисков: гарантия клиентам прямого возмещения убытков в случае взлома. В 2004 изменили закон об АП - об охране технические средства защиты АП и смежных прав. Потом это перешло в ГК. Все технические средства защиты: меры ограничения доступа к объектам (пароли, коды доступа и др.) меры по ограничению конкретных видов действий по использованию объектов (например, можем прослушать, но не скопировать) не ограничивая использование объекта, учитываются факт и способы использования меры, направленные за защиту целостности и неизменности объекта (не можем изменять и др.) Говорят, что эти 4 группы можно объединить в 2: меры, контролирующие доступ (1) и воспроизведение (2). То есть совокупность технологий, технических устройств, которые ограничивают доступ и к объектам и ограничивают те действия, на которые автор не согласен. Что есть доступ? Это не использование, это возможность получения объекта для ознакомления с ним. Это - лишь предпосылка использования. Доступ не образует собственно использования. Предтечи: Билль 1995 в США. В 1996 - договор ВОИС об АП, фонограммах. В Японии штраф до 1 мл йен или тюремное заключение до 1 года. У нас - штраф (от 10 тыс до 5 млн или двукратный размер стоимости использования такого объекта). В США у лица, которое имеет право собственности на объект, возникает право на обход технических средств, если это не нарушит АП. До 2008 года не было смежного права изготовителя, не могли их защитить. Ст. 1079 (деятельность, составляющая повышенную опасность для окружающих) применительно к программам ЭВМ и БД: перечень такой деятельности не закрыт, имеет место повышенная вредоносность (возможны особо тяжелые последствия) и неподконтрольность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|