Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договорные способы оборота интеллектуальных прав




Оборотоспособностью обладают исключительные права. У автора возникает легальная монополия. Некоторые выделяют правомочие обладания - спорная теория. Но возможность пользования признают все. Сюда же входит полномочие распоряжаться правом на результат интеллектуальной деятельности. Это - часть экономического оборота. 2 варианты: передает право временно или передает в полном объеме. Общая классификация - в зависимости от способа: договорные (в основе двухсторонние сделки) и бездоговорные (в основе - односторонние сделки). Или по абстрактной воле законодателя - в силу наследованная.

Договорные способы можно разделить на 2:

Отчуждение исключительного права.

Временный переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

Договоры, перечисленные в 2 части ГК могут быть использованы для распоряжения исключительными правами. Например, договор аренды предприятия как имущественного комплекса.

Один из видов отчуждения - залог исключительных прав. Еще до Революции ученые (Пиленко, Мейер) говорили о том, что нет ничего плохого в этом (проприетарная концепция: исключительное право - разновидность права собственности). Но была и противоположная позиция (Контарович, Косо) - невозможно обратить взыскание на такой предмет залога по общим правилам, которые были в законодательстве.

В советский период времени (ГК 1964, Основы 1991) - залог прав требования (имущественных прав). Специально залог исключительных прав не был предусмотрен, но оно же входит в имущественные права.

За рубежом признается залог исключительных (особенно патентных) прав.

Сейчас залог исключительных прав разрешается и допускается. Существенные условия договора залога: предмет, существо, оценка, сроки исполнения и сумма обеспечиваемого обязательства. Но как оценить исключительное право? Как обратить взыскание на такой предмет залога?

Никита Михалков как-то попытался получить кредит в банке под залог прав на фильм "Сибирский цирюльник", но никак не могли оценить исключительное право. За рубежом учитывают кассовые сборы, участвующих актеров, вложения в фильм - они используются как повышающие коэффициенты. У нас такого раньше не было.

Если обязательство не будет исполнено, то нужно выносить исключительное право на торги. Часть 4 ГК не предлагает никаких исключений. Но на практике речь идет именно о принудительной цессии. То есть кредитор по обязательству становится правообладателем.

Щербак считает, что проблема именно в оценке, а не в реализации.

Финансисты говорят о бухбалансе, о том, что исходим из него (счет 04 - нематериальные активы). Нужно использовать методики стран общего права. Тогда залог исключительных прав будет востребован в обороте.

Договор простого товарищества. Товарищи могут внести в качестве вклада свои исключительные права. Здесь не происходит передача права: мы не создаем новое ЮЛ - нового правообладателя. Получается множественность субъектов на стороне правообладателя. Все они могут использовать исключительное право. Здесь отчуждения в полном объеме не переходит.

Договор коммерческой концессии. Именно в части передачи исключительных прав речь идет о лицензионном договоре. По сути дела это - лицензионное соглашение. Все его существенные условия должны быть согласованы в договоре коммерческой концессии.

Не являются оборотоспособным право на фирменное наименование, коммерческое обозначение, право на секретное изобретение.

Можно выделить договор о НИРОКР: в результате исследования могут создаваться объекты промышленной собственности, программные продукты. Можно ли заключать договор подряда на создание программы ЭВМ, БД? Или нужно заключать договор авторского заказа? По общему правилу, нельзя. Договор подряда может предусматривать создание такого объекта, но только если это не является основным предметом договора (только если результат интел. деятельности становится побочным результатом деятельности).

Договор авторского заказа: можно ли заключать договор на еще не созданное произведение? Нет, это либо договор подряда, может быть предварительный договор или специальный, особый договор. Иоффе и Серебровский даже классифицировали договоры: на уже созданные объекты или на объекты, которые будут созданы в будущем. Автор обязуется создать определенный результат интеллектуальной деятельности и по общему правилу передать ему права на него.

То есть передача прав происходит уже в рамках договора подряда. Щербак поэтому считает, что договоры авторского заказа самостоятельный. В чем специфика? Предмет должен быть максимально точно определен (то есть в договоре мы согласовываем содержание произведения, только в таком случае договор заключен). ВАС сказал, что договор может быть исцелен, если бы вторая сторона его приняла.

Ранее по п. 5 ст. 31 ФЗ "Об авторском праве" предметом авторского договора не могли быть права на произведение, которое будет создано в будущим и это соотносилось с нормам авторского заказа. Сделки признавались по ст. 168 недействительными. До Революции этот запрет тоже был - запрет "на запродажу прав" (передача прав на все произведения, которые он создаст в будущем), это вводило автора в кабалу, а он - слабая сторона, его надо защищать. Сейчас нормы нет. Практика исходит из того, что предмет в договоре авторского заказа - сущностное условие, поэтому нельзя передать право на все произведения, которые будут созданы в будущем. Иначе это - кабальная сделка (ст. 179 или 168).

Предмет как существенное условие.

Срок тоже является существенным условием. Заказчику важно соблюдение срока, если исполнение досрочное, то по общим правилам. Если автор нарушает условие о сроке, то заказчик не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, он обязан предоставить льготный срок в 1/4 основного (если договором не предусмотрено большее). Если и так не исполнит, то можно расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Заказчик может отказаться от исполнения договора, если автор не успевает в первоначальный срок, если докажет, что утрачивает интерес за рамками срока действия договора. Например, когда заказ приурочен к определенной дате. Тогда автор возмещает только реальный ущерб.

Одно из основных прав автора - получение аванса (или сразу после заключения договора или чуть позже). По прежнему ФЗ это было - обязанность. Если сторона не исполняет, то возвращаем аванс и уплачиваем неустойку, но эти выплаты не должны превышать реальный ущерб.

Автор обязан исполнить договор лично. Если автор решит привлечь соавторов или третьих лиц, которые окажут ему творческую помощь, то это надо согласовывать с заказчиком.

Основная обязанность заказчика - принять произведение. Если произведение не соответствует заявке, то можно требовать доработать, изменить в соответствии с пожеланиями заказчика. Многие ученые считают, что так происходит вмешательство в личное, неимущественное право автора. Но это не входит в противоречие: есть заявка, автор должен ее исполнить. Но требования заказчика должны быть мотивированны, соответствовать договору. Договор недействителен, ничтожен при создании просто на определенную тему.

Основания освобождения автора от ответственности - "творческая неудача": ввиду того, что автор объективно невиновен, даже аванс не возвращается. Практика: может случиться так, что автор будет трудиться долго и настойчиво, стараться изо всех сил, но герои блеклые, сюжет неинтересный и др. Договор растрогается по причинам, не зависящим от сторон.

Иные уважительные причины:

Существенное изменения НПА, если комментируем,

Болезнь автора.

Договор заказа может строится по модели лицензионного договора или по модели договора об отчуждении авторского права. Если договор об отчуждении, то передаются авторские права, иначе - лицензионный договор.

Можно заключать любые гражданско-правовые сделки. Речь идет о том, что в части, касающейся исключительных прав, подлежит использованию 4 Часть ГК.

Договор об отчуждении АП. Прежний закон писал "договор об уступке прав". Существует общая презумпция: договор считается лицензионным, если в нем не предусмотрено иное. Автор передает или обязуется передать исключительные права в полном объеме приобретателю такого права. Ничего нового в договоре нет, просто собирательное понятие. Здесь объединены ДКП, мены и др. Договор об отчуждении исключительного права не представляет особый тип договора, он осуществляется по общим принципам ГК с особенностями.

Предмет договора как существенное условие - действие по передачи исключительных прав. Они могут вернуться к автору только на основании решения суда (если вторая сторона не исполнит обязательство, например, не оплатит), или по такому же договру.

Автор и третьи лица не могут потом использовать.

Консенсуальный возмездный или безвозмездный (но нужно определить цену или порядок ее определения). Цена как правило встречается в виде роялти (периодические платежи, например, зависимость от тиража) или в твердой сумме, подлежащей единоразовой выплате.

Постановление ВС и ВАС № 5/29 предмет указывается через результат интеллектуальной деятельности + охранный документ (патент или свидетельство, которое мы получаем при регистрации, депонировании).

Вознаграждение: если условие определено ввиде роялти, то надо указать базу (те доходы, которые получает контрагент, с которых взымаются отчисления) и ставку (% от суммы).

Постановление ориентирует нас на то, что если стороны не определили цену, то определять цену по аналогичным условиям нельзя. Если цена определена ввиде роялти, а произведение фактически не использовано, то нельзя вычислить базу роялти, ее будем высчитывать по аналогичным условиям (п. 3 ст. 429). На практике чаще всего стороны либо не поняли, не согласовали условие или еще что-то, то нужно дать ссылки на порядок определения стоимости: ссылка на ст. 429 сложная - очень сложно установить стоимость + расчеты как правило осуществляют посредники.

Стороны: авторы и приобретатели права (как правило, к ним нет требований - лица, которые профессионально занимаются постановочной деятельностью, продюссерсокй и др.).

Есть еще и специальные продюсерские договоры: сотрудничество продюсера и артиста-исполнителя или коллектива-исполнителя, носят характер смешанного: возмездное оказание услуг, агентский, поручение, о распоряжении исключительными правами. Консенсулаьный, возмездный, смешанный, тесная связь с личностью продюсера и коллективом исполнителей.

Соотношение продюсерского договора и трудового договора.

Генеральная Конференция ООН Рекоммендации по положению творческих работников: обращать внимание на отпуска, охрану жизни и здоровья, рабочую неделю и др. То есть нужно включать элементы трудового договора.

В СССР были профсоюзы исполнителей (Госконцерт). В театре - ТД. Артисты-исполнители -

Для договора об отчуждении нужна письменная форма.

Лицензионный договор: выдается разрешение на использование результат интеллектуальной деятельности. Обязательно указываем способы использования произведения. Ст. 1270 - перечень открытый. В США - закрытый. Можно ли в лицензионном договоре написать "в любой способе и формах, не противоречащим законодательство" - конструкция общего права на использование? Подразумевается ли эта общая конструкция? Это проблема. С одной стороны, суд ориентирует указывать конкретные способы использования (это в интересах обоих сторон). С другой стороны, есть еще одна норма - право, не указанное в договоре не считается переданным (если специально не оговорили, значит, не передали).

Законодательно можно, но практически лучше указывать конктреные виды использования.

Исключительная или неисключительная лицензия. Если исключительная, то лицензиат может ли использовать переданное произведение? Неоднозначно. По общему правилу, имеет право, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...