Конспектирование изучаемого материала.
В самостоятельной домашней подготовке большое значение имеет умение конспектировать изучаемый материал. Главная цель конспекта — усвоение и запоминание прочитанного. Необходимо стремиться по возможности вести запись кратко и своими словами. Чем короче и отчетливее запись, чем меньше в ней механически записанных фраз, тем она лучше. Конспекты по математике должны содержать определения, чертежи, формулировки теорем и схемы их доказательств, выводы основных формул и их объяснения. Записи следует вести аккуратно, не нужно забывать, что они делаются; для того, чтобы впоследствии пользоваться ими. Хорошее внешнее оформление конспекта по изученному материалу не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных записей. В конспекте следует применять различные приемы, облегчающие пользование записями: оставлять поля или свободные строки для примечаний; применять цветовую окраску - красным цветом выделять самые важные места конспекта; заключать основные формулы в рамки; располагать сравниваемый материал и справочные сведения не подряд, а столбцом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими в ущерб понятности текста. Нужно помнить, что ведение конспекта освобождает память от излишнего напряжения. Конспект — это основное пособие для студента при подготовке к экзаменам. Повторение и запоминание учебного материала. Предотвратить забывание легче, чем восстановить забытое. Важнейшим средством предотвращения забывания является повторение. При повторении очень полезно тренироваться в словесном изложении математических формул, самостоятельном выводе их, а также в доказательстве теорем без использования книги.
Повторение исключительно важно для успешной учебы заочника. Оно является абсолютно необходимым для глубокого и прочного усвоения программного материала. Нужно тренировать и развивать свою память. При этом следует учитывать, что у одних преобладает слуховая память, у других — зрительная, у третьих — ассоциативная. Желательно развивать все виды памяти, но для прочного усвоения материала лучше пользоваться более развитым видом памяти. Для людей с хорошей слуховой памятью полезны коллективные занятия, при развитой зрительной памяти удобнее работать индивидуально. Сначала следует разобраться в материале, а уже потом ставить цель запомнить. Самый нерациональный, неразумный, даже вредный способ запоминания — это зубрежка, механическое многократное повторение одного и того же учебного материала. Чтобы надолго запомнить учебный материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты. Это основные определения и формулировки, между которыми установлена логическая связь. Одним из важных средств активизации самостоятельной творческой деятельности студентов является умение решать задачи. Для этого необходимо внимательно изучить условие задачи, проанализировать содержание, определить исходные данные и требования данной задачи, выяснить закономерности и правила, лежащие в основе ее решения. На такой подробный и тщательный анализ не надо жалеть ни времени, ни сил. Все это окупится умением решать задачи. Для многих математических задач разработаны общие положения или, как говорят, алгоритмы их решения. Такие задачи называются стандартными. Решение этих задач особых трудностей не представляет. Оно сводится к распознанию вида данной задачи и применению соответствующего алгоритма к ее условиям.
Значительно труднее решать нестандартные задачи, для которых в математике нет готовых правил. Решение таких задач состоит в том, чтобы свести их к решению одной или нескольких стандартных задач. Конечно, общих рецептов для решения разнообразных задач не существует, однако рекомендуется придерживаться следующих советов: 1. Начинайте изучение условия задачи с тщательного выполнения рисунков, графиков, чертежей или таблиц. Это не только придает наглядность решению задачи, но и в немалой степени способствует ее верному решению. 2. Внимательно изучите цель, поставленную в задаче; выясните, какие теоретические положения связаны с данной задачей в целом или с некоторыми ее элементами. 3. Не следует приступать к решению задачи, не обдумав ее условия и не найдя плана решения. 4. Попытайтесь соотнести данную задачу с каким-либо типом задач, способ решения которых вам известен. 5. Попробуйте расчленить данную задачу на серию вспомогательных, последовательное решение которых может составить решение исходной задачи. 6. Найдя план решения, выполните его, убедитесь в необходимости и правильности каждого шага, произведите проверку решения и, если нужно, его исследование. 7. При вычислении окончательного числового результата следует обращать внимание на степень точности, чтобы точность ответа не превышала точности исходных величин. 8. Подумайте, нельзя ли было решить задачу иначе; известно, что задача может иметь несколько решений, поэтому следует выделить наиболее рациональное. 9. Если решить задачу не удается, отыщите в учебной (или популярной) литературе уже решенную задачу, похожую на данную, изучите внимательно это «готовое» решение и постарайтесь извлечь из него пользу для решения данной задачи. Необходимо приучить себя к постоянному самоконтролю в процессе своей работы. При решении задачи, доказательстве теоремы, выводе формулы следует приучиться проверять каждый свой шаг, оценивать его разумность, рациональность, необходимость и полезность. При этом могут использоваться различные приемы самоконтроля: проверка правильности усвоения материала сравнением своих формулировок с данными в пособии; проверка результатов решения задачи по готовому ответу, а еще лучше по готовому решению, когда сразу видно, в каких местах допущены пробелы; проверка по аналогичному заданию; прикидка верности результата; проверка с помощью обратных действий; оценка соответствия результата здравому смыслу, жизненной реальности.
Решив задачу, проанализируйте решение, отметьте, что нового при этом вы узнали и приобрели. Постарайтесь запомнить и усвоить те приемы, которые вы использовали. Все это пригодится при решении других задач. Однако такой текущий, повседневный самоконтроль и самооценка своей работы недостаточны. Следует приучить себя проводить еще итоговый самоконтроль и самооценку отдельных этапов учебной работы. После изучения темы нужно проверить и оценить проделанную вами работу, установить, с какими результатами вы пришли к концу изучения темы, что вы усвоили и как, а что не усвоили и почему. Некоторые советы по рациональной организации учебного труда. 1. Очень важно правильно оборудовать свое рабочее место. Позаботьтесь о том, чтобы во время работы все было под рукой и чтобы не было ничего лишнего. 2. Следите за чистотой воздуха, умеренной температурой (18°С), правильным освещени- ем и тишиной в рабочей комнате. 3. Для работы с книгой предпочтительнее периоды с 8 до 12 ч и с 18 до 22 ч, когда максимальны физическая и умственная активность человека. 4. Приступайте к делу сразу. Избегайте так называемой «раскачки». 5. Концентрируйте свое внимание. Умейте выделить главное и сосредоточиться на нем. 6. Приучайтесь работать, не обращая внимание на внешние помехи. 7. Устанавливайте реальные и четкие сроки выполнения работы. При соблюдении этих сроков будьте тверды, не позволяйте себе «поблажек» и бесконечных переносов. 8. Не следует спешить в процессе работы; необходимо соблюдать разумный ритм. 9. Нужно заниматься только одним делом и не отвлекаться. 10. Следует иметь в виду, что крепкий чай и кофе, принимаемые для борьбы со сном и для подъема работоспособности, после кратковременного положительного эффекта приводят к ослаблению функций коры головного мозга. Кроме того, отрицательное влияние на умственную работоспособность оказывает курение. 11. Надо упорядочить прием пищи. Помните, что во время занятий есть вредно. После еды требуется хотя бы небольшой отдых. Ужинать следует за 2—3 ч до сна, а перед сном полезно выпить стакан кефира или съесть яблоко. 12. Старайтесь не переутомляться и уделять достаточно времени отдыху, что позволит увеличить вашу работоспособность. 13. При работе с книгой не делайте частых перерывов, но и не занимайтесь без отдыха более 1 — 1,5 ч. Во время перерыва в занятиях полезны физические упражнения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|