Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспектирование изучаемого материала.

В самостоятельной домашней подготовке большое значение имеет умение конспектировать изучаемый материал. Глав­ная цель конспекта — усвоение и запоминание прочитан­ного. Необходимо стремиться по возможности вести запись кратко и своими словами. Чем короче и отчетливее запись, чем меньше в ней механически записанных фраз, тем она лучше.

Конспекты по математике должны содержать определе­ния, чертежи, формулировки теорем и схемы их доказа­тельств, выводы основных формул и их объяснения. Записи следует вести аккуратно, не нужно забывать, что они де­лаются; для того, чтобы впоследствии пользоваться ими. Хорошее внешнее оформление конспекта по изученному материалу не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных за­писей.

В конспекте следует применять различные приемы, облег­чающие пользование записями: оставлять поля или свобод­ные строки для примечаний; применять цветовую окраску - красным цветом выделять самые важные места конспекта; заключать основные формулы в рамки; располагать сравни­ваемый материал и справочные сведения не подряд, а столб­цом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими в ущерб понятности текста.

Нужно помнить, что ведение конспекта освобождает память от излишнего напряжения. Конспект — это основное пособие для студента при подготовке к экзаменам.

Повторение и запоминание учебного материала. Предотвратить забывание легче, чем вос­становить забытое. Важнейшим средством предотвращения забывания является повторение. При повторении очень по­лезно тренироваться в словесном изложении математиче­ских формул, самостоятельном выводе их, а также в дока­зательстве теорем без использования книги.

Повторение исключительно важно для успешной учебы заочника. Оно является абсолютно необходимым для глубо­кого и прочного усвоения программного материала.

Нужно тренировать и развивать свою память. При этом следует учитывать, что у одних преобладает слуховая па­мять, у других — зрительная, у третьих — ассоциативная. Желательно развивать все виды памяти, но для прочного усвоения материала лучше пользоваться более развитым видом памяти. Для людей с хорошей слуховой памятью полезны коллективные занятия, при развитой зрительной памяти удобнее работать индивидуально.

Сначала следует разобраться в материале, а уже потом ставить цель запомнить. Самый нерациональный, неразум­ный, даже вредный способ запоминания — это зубрежка, механическое многократное повторение одного и того же учебного материала.

Чтобы надолго запомнить учебный материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты. Это основ­ные определения и формулировки, между которыми установ­лена логическая связь.

Одним из важных средств активизации самостоятельной творческой деятельности студентов является умение решать задачи. Для этого необходимо внимательно изучить условие задачи, проанализировать содержание, определить исходные данные и требования данной задачи, выяснить закономер­ности и правила, лежащие в основе ее решения. На такой подробный и тщательный анализ не надо жалеть ни вре­мени, ни сил. Все это окупится умением решать задачи.

Для многих математических задач разработаны общие положения или, как говорят, алгоритмы их решения. Такие задачи называются стандартными. Решение этих задач осо­бых трудностей не представляет. Оно сводится к распозна­нию вида данной задачи и применению соответствующего алгоритма к ее условиям.

Значительно труднее решать нестандартные задачи, для которых в математике нет готовых правил. Решение таких задач состоит в том, чтобы свести их к решению одной или нескольких стандартных задач. Конечно, общих рецептов для решения разнообразных задач не существует, однако рекомендуется придерживаться следующих советов:

1. Начинайте изучение условия задачи с тщательного выполнения рисунков, графиков, чертежей или таблиц. Это не только придает наглядность решению задачи, но и в не­малой степени способствует ее верному решению.

2. Внимательно изучите цель, поставленную в задаче; выясните, какие теоретические положения связаны с данной задачей в целом или с некоторыми ее элементами.

3. Не следует приступать к решению задачи, не обдумав ее условия и не найдя плана решения.

4. Попытайтесь соотнести данную задачу с каким-либо типом задач, способ решения которых вам известен.

5. Попробуйте расчленить данную задачу на серию вспо­могательных, последовательное решение которых может составить решение исходной задачи.

6. Найдя план решения, выполните его, убедитесь в не­обходимости и правильности каждого шага, произведите проверку решения и, если нужно, его исследование.

7. При вычислении окончательного числового резуль­тата следует обращать внимание на степень точности, чтобы точность ответа не превышала точности исходных величин.

8. Подумайте, нельзя ли было решить задачу иначе; известно, что задача может иметь несколько решений, по­этому следует выделить наиболее рациональное.

9. Если решить задачу не удается, отыщите в учебной (или популярной) литературе уже решенную задачу, похо­жую на данную, изучите внимательно это «готовое» решение и постарайтесь извлечь из него пользу для решения данной задачи.

Необходимо приучить себя к постоян­ному самоконтролю в процессе своей работы. При решении задачи, доказательстве теоремы, выводе формулы следует приучиться проверять каждый свой шаг, оценивать его разумность, рациональность, необходимость и полезность.

При этом могут использоваться различные приемы само­контроля: проверка правильности усвоения материала срав­нением своих формулировок с данными в пособии; про­верка результатов решения задачи по готовому ответу, а еще лучше по готовому решению, когда сразу видно, в каких местах допущены пробелы; проверка по аналогичному зада­нию; прикидка верности результата; проверка с помощью обратных действий; оценка соответствия результата здра­вому смыслу, жизненной реальности.

Решив задачу, проанализируйте решение, отметьте, что нового при этом вы узнали и приобрели. Постарайтесь за­помнить и усвоить те приемы, которые вы использовали. Все это пригодится при решении других задач. Однако такой текущий, повседневный самоконтроль и самооценка своей работы недостаточны. Следует приучить себя прово­дить еще итоговый самоконтроль и самооценку отдельных этапов учебной работы. После изучения темы нужно про­верить и оценить проделанную вами работу, установить, с какими результатами вы пришли к концу изучения темы, что вы усвоили и как, а что не усвоили и почему.

Некоторые советы по рациональной организации учеб­ного труда.

1. Очень важно правильно оборудовать свое рабочее место. Позаботьтесь о том, чтобы во время работы все было под рукой и чтобы не было ничего лишнего.

2. Следите за чистотой воздуха, умеренной температу­рой (18°С), правильным освещени-

ем и тишиной в рабочей комнате.

3. Для работы с книгой предпочтительнее периоды с 8 до 12 ч и с 18 до 22 ч, когда максимальны физическая и умственная активность человека.

4. Приступайте к делу сразу. Избегайте так называемой «раскачки».

5. Концентрируйте свое внимание. Умейте выделить глав­ное и сосредоточиться на нем.

6. Приучайтесь работать, не обращая внимание на внеш­ние помехи.

7. Устанавливайте реальные и четкие сроки выполнения работы. При соблюдении этих сроков будьте тверды, не позволяйте себе «поблажек» и бесконечных переносов.

8. Не следует спешить в процессе работы; необходимо соблюдать разумный ритм.

9. Нужно заниматься только одним делом и не отвле­каться.

10. Следует иметь в виду, что крепкий чай и кофе, прини­маемые для борьбы со сном и для подъема работоспособ­ности, после кратковременного положительного эффекта приводят к ослаблению функций коры головного мозга. Кроме того, отрицательное влияние на умственную работо­способность оказывает курение.

11. Надо упорядочить прием пищи. Помните, что во время занятий есть вредно. После еды требуется хотя бы небольшой отдых. Ужинать следует за 2—3 ч до сна, а перед сном полезно выпить стакан кефира или съесть яблоко.

12. Старайтесь не переутомляться и уделять достаточно времени отдыху, что позволит увеличить вашу работоспо­собность.

13. При работе с книгой не делайте частых перерывов, но и не занимайтесь без отдыха более 1 — 1,5 ч. Во время перерыва в занятиях полезны физические упражнения:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...