Сельское хозяйство в пореформенный период.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Сельское хозяйство в пореформенный период. Во второй половине XIX в. Россия оставалась страной преимущественно крестьянской, аграрной. Вместе с тем, в сельскохозяйственном производстве произошли глубокие перемены. Были освоены новые земледельческие районы, начиналась специализация сельскохозяйственного производства, наряду с традиционной конно-ручной техникой на полях стали появляться рабочие машины, увеличились валовые сборы сельскохозяйственных культур, повысилась их урожайность. Самым значимым новшеством явилась смена натурального, потребительского земледелия земледелием торговым, работающим на рынок, на продажу. Повсюду, не только в глубинах, но и в центральных районах страны, сохранялись хозяйства почти не производившие, как и прежде, продукции для продажи, ограничивавшиеся личным, внутрисемейными потреблением. Но основной тенденцией эпохи становится рыночное хозяйствование. Главной причиной роста торгового земледелия была возросшая в стране роль денег. Применение наемного труда с его денежной оплатой увеличивало рыночный спрос на предметы питания и определяло новые черты в экономике сельского хозяйства. Взимание лежащих на деревне налоговых платежей исключительно в денежной форме тоже подстегивало этот переворот.
Традиционные основы русской жизни были не похожи на социальную и политическую жизнь Европы. Духовное и интеллектуальное развитие Запада было понятно образованному русскому обществу, но чуждо народу. В этом кроется одна из причин зревших в России противоречий, вылившихся в начале XX века во всеобъемлющий кризис – кризис государственного устройства, религиозности, правосознания, русского национального характера, воинских традиций, всей культуры.
Стремительное разрушение сословного строя России, складывавшегося в продолжение нескольких столетий, порождало новые противоречия, чувство возрастающей конфликтности общества. Внутренне единство России было разрушено окончательно. Власть, интеллигенция и народ были разъединены. Политическое развитие страны во II половине XIX в. Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни. К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян. На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: поступательное экономическое развитие (укрепление капиталистического уклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и социальных слоев), мощный подъем общественного движения. Противоречия капиталистического развития страны. Конец XIX – начало XX в. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых были во многом обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития. После отмены крепостного права в России ускоренными темпами утверждается капитализм, причем уже с конца XIX в. наметились симптомы его перехода в монополистическую стадию. Однако процесс капиталистического развития России по многим существенным параметрам заметно отличался от классического, западноевропейского варианта становления буржуазных структур.
Самодержавие во имя сохранения своих международных позиций, создания мощного военного потенциала проводило политику, направленную на форсированную индустриализацию страны. Российский капитализм рос как естественным путем «снизу», так и усиленно насаждался «сверху». Его развитие носило крайне неравномерный, очаговый характер, как в отраслевом, так и в территориальном плане. Различные фазы капиталистической эволюции предельно уплотнялись. Российский капитализм, начавший с конца XIX в. переходить в монополистическую стадию, не знал ярко выраженного периода свободной конкуренции. Отдельные этапы развития буржуазного строя как бы «наложились» друг на друга. Ситуация усугублялась и становившимся к концу XIX в. все более ощутимым несоответствием унаследованной от крепостнической эпохи формы организации политической власти (в лице самодержавия) изменившимся общественно-экономическим отношениям. Кроме того, сама культурная традиция России оказывалась мало совместимой с ценностями капиталистического, индустриального общества. В традиционный уклад русской жизни, формировавшийся под влиянием Православия, никак не вписывались, например, погоня за прибылью, индивидуализм. «Деловые люди» как таковые не являлись в общественном сознании героями, примерами для подражания. При этом разрыв между высшими слоями и основной массой населения России был чрезвычайно велик, что также отразилось на процессе капиталистической эволюции страны. Со времени петровских реформ Россия как бы раскололась на две «цивилизации» – «цивилизацию» европеизированных верхов и «цивилизацию» низов, т. е. главным образом крестьянства. Степень вовлеченности России в хитросплетения мировой политики, обусловленная не одними амбициями самодержавия, но и объективными факторами – размерами страны, ее геополитическим положением, заставляла власть насаждать капитализм ускоренными темпами и вместе с тем не давала возможности мобилизовать необходимые ресурсы для решения внутренних проблем, в частности – порожденных форсированным насаждением капитализма. Первая мировая война – естественный результат соперничества великих держав – стала тяжелейшим испытанием для страны и, предельно обострив все накопившиеся противоречия ее развития, вызвала социальный взрыв, который в итоге прервал процесс капиталистической эволюции России.
Развитие просвещения и науки. Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственным образом сказались на развитие культуры во II половине XIX века. Рост промышленности, совершенствование техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше. В пореформенное время в России сложился особый слой образованных людей, который получил название « интеллигенция ». Под интеллигенцией стали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по мере модернизации России. К интеллигенции относились земские, технические, творческие, научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Представители демократической интеллигенции претендовали на роль выразителей интересов народа. Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм часто принимал роль крайней формы революционной жертвенности. В разные годы в этой роли выступали Н. Г Чернышевский, Д. И Писарев, П. Л Лавров, Л. Н. Толстой, Н. К Михайловский. Особое место занимала народная интеллигенция, куда входили грамотные, тянувшиеся к знаниям и культуре представители крестьянства и фабрично-заводских рабочих. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилось количество и городских школ. Несколько позднее с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована система подготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значение имели труды знаменитого педагога К. Д. Ушинского. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила 21%.
Важнейшим событием в развитие просвещения в России стало открытие в Москве в 1862г. Московского Публичного и Румянцевского музея, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекция монет, медалей, оружия и. т. д. В 70-е гг. XIX в. в Москве открываются два музея, решающих просветительские задачи, — Исторический и Политехнический. Еще в начале века возникла идея учреждения музея отечественного искусства. Затем эта идея обрела конкретное воплощение в различных частных галереях. Общественное признание и окончательное формирование русской школы изобразительного искусства подвели к необходимости создания национального общедоступного музея. 1865 г. стал началом крупнейшего собрания П. М. Третьякова. Его коллекция являла собой органическое воплощение демократических основ русского искусства. В 1892 г. П. М. Третьяков принял решение передать в дар Москве свою художественную коллекцию. Этот шаг способствовал принятию решения о создании музея русского искусства и в Петербурге. 13 апреля 1895 г. Александр III подписал указ «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом». Открытие музея состоялось 17 марта 1898 г. Развитие образования невозможно представит себе без книг, журналов, газет. Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Исторический вестник», научно-популярные «Вокруг света» и другие. К концу XIX века в России издавалось 105 ежедневных газет, ряд из них имел ежемесячные приложения. Во второй половине XIX века ученые России добивались крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. 60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. Наряду с работами Чарльза Дарвина всемирное значение имели открытия И. М. Сеченова, И. И Мечникова, К. А. Тимирязева.
Иван Михайлович Сеченов был крупнейшим ученым. Его обобщающие труды «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервно системы» были написаны на основе многочисленных опытов. В книгах была освящена деятельность головного мозга и центрально нервной системы. Они положили начало крупнейшим открытиям в биологии и медицине. И. М. Сеченов был также выдающимся педагогом, воспитав плеяду талантливых ученых. Илья Ильич Мечников работал в области биологии и медицины. За разработку теории иммунитета, основные положения которой изложены в работе " О целебных силах организма" он получил Нобелевскую премию. Основоположник эволюционной эмбриологии, создатель первой в России школы микробиологии и иммунологии. Основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза. Была издана книга Тимирязева «Жизнь растений», выдержавшая десятки изданий на многих языках мира. Высокую оценку в мировой науки получили труды ученых-химиков Д. И Менделеева, А. М Бутлерова, Н. Н Зинина и др. Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон химических элементов, который лежит в основе современной химии. В 1869 г., когда Д. И Менделеев впервые составил свою таблицу, было известно 63 элемента. Открытие Менделеева было названо «научным подвигом». Он стал одним из основателей агрохимии. Менделеевым был изобретен стратостат. Академик Александр Михайлович Бутлеров создал теорию химического строения веществ, явившуюся фундаментом современной органической химии. Возникновение единой математической школы в России, которая вскоре становится в ряд ведущих в мире, связано с именем П. Л. Чебышева. Этот крупнейший математик второй половины XIX века плодотворно работал в различных областях. Его открытия по теории машин и механизмов имели огромное практическое значение. Чебышев стал основателем петербургской математической школы, из которых вышла целая плеяда блестящих ученых. По представлению Чебышева в Петербургскую Академию наук была избрана в 1889 г. членом-корреспондентом первая женщина Софья Васильевна Ковалевская. Известна С. В. Ковалевская и как писательница и журналистка. Всемирно известным центром математической науки было также Московское математическое общество, созданное профессурой Московского университета. Издававшийся обществом «Математический сборник» был одним из авторитетнейших журналов в России и в других странах и издается до сих пор. Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером Павлом Николаевичем Яблочковым была изобретена электрическая свеча (дуговая лампа). Впоследствии Яблочковым было сделано и внедрено несколько крупных изобретений в области генерирования электрической энергии. Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания сначала с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями. Русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский решил проблему, над которой бились электротехники многих стран - проблему передачи электроэнергии по проводам на значительное расстояние, разработав свою знаменитую систему трехфазного тока. В 1891 г. на Всемирной электротехнической выставке он продемонстрировал впервые в мире передачу электроэнергии на 170 км. Основоположником радиосвязи был профессор Петербурского электротехнического института Александр Степанович Попов. Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. 7 мая. В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Кронштадте в 5 км. В 1881 г. Александром Федоровичем Можайским офицером русского военно-морского флота, был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Главный вывод его трудов - идея о неподвижности крыльев относительно корпуса. Многие идеи А. Ф. Можайского легли в основу самолетостроения. Учитель физики в Калужской гимназии Константин Эдуардович Циолковский опубликовал первую печатную работу о дирижабле. С 1896 года он упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса. Гениальный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал новую науку — почвоведение. Ученый научно классифицировал почвы, его труд «Русский чернозем» до сих пор остается классическим в мировой науке изучения почв. В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н. Г. Чернышевский, А. П. Щапов, Г. А. Лопатин, П. Л. Лавров критиковали попытки оправдать существования самодержавия, угнетения народа. Сергей Михайлович Соловьев создал капитальный многотомный труд «История России с древнейших времен», где по-новому осмыслил историю Отечества. В 60-е годы XIX века сложилась литературно — философское течение, которое получило название « почвенничество ». Его главными представителями, проповедовавшими православное миросозерцание и идею самобытности и особой исторической миссии России, стали А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский. Основные идеи «почвенников» были выражены на страницах журналов «Время» и «Эпоха» издаваемых братьями Достоевскими. Господствующим направлением в русской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивной литературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л. Н Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Щедрин, А. П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, но каждый по-своему, через призму своего восприятия. В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и «Могучая кучка» композиторов. Новые веяния в искусстве были стихийными. Вторая половина XIX в. стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как « расцвет русского искусства». Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть «академическое», выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и «передвижническое», т. е. Демократическое. В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый « бунт четырнадцати ». Лучшие выпускники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И. Н. Крамской. Товарищи считали его и П. М Третьякова самыми компетентными художниками. В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организовало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишиневе и других городах. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано критику В. В. Стасову и П. М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П. М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. XIX века. Всего было устроено 48 выcтавок. Искуcство передвижников развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа. Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И. Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины «Бурлаки на Волге», о которой Стасов писал: «Художник со смелостью, у нас беспримерной, окунулся с головой во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной, щемящей действительности». В исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников XIX в. В. И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В его картинах изображены важнейшие исторические события. В жанре бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах «Крах банка», «На бульваре», " Не пущу! " и других отразил быт новой, капиталистической России. Социальные мотивы нашли отражения в картинах В. Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», Н. А. Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь», В. М. Максимова «Семейный раздел», Г. Г. Мясоедова «Земство обедает». Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И. Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократические взгляды Крамского нашли отражение в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, социальный протест («Полесовщик», «Мика Моисеев», «Крестьянин с уздечкой»). Прекрасные портреты писали также И. Е. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского, «Странник»). Глубокий психологизм, т. е. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа: писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей. Ко второй половине XIX века относится расцвет пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу шедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина «Грачи прилетели » поражает такого рода соединением «обыкновенности» мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. В картинах Ивана Ивановича Шишкина «Лесные дали», «Корабельная роща», «Рожь» запечатлены красота и мощь русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов. Его картины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы. Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах «Вечер. Золотой лес», «Вечерний звон», «Март» и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа. Особое место в русском искусстве второй половины XIX века, занимают работы художника-мариниста И. К. Айвазовского и художника-баталиста В. В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу Излюбленной темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Он изображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, при разном освещении. Его картины «Девятый вал», «Черное море» и многие другие широко известны в мире. Василий Васильевич Верещагин вошел в число крупнейших мастеров, подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жестокость и бесчеловечность войн. Циклы картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. Развитие русской скульптуры второй половины XIX века протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась. В это время было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первую очередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, автора памятника А. С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX века был Марк Матвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Иван Грозный, Ермак, Петр I и мифологический Мефистофель олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке — добра и зла. Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, фабрик и заводов. Центры крупных городов быстро застраиваются. Рост цен на землю приводит к тому, что здания возводятся в 4-7 этажей, вплотную друг к другу, улицы превращаются в коридоры. Идет наступление на площади и парки. В Москве уничтожили ансамбль Театральной площади, в Петербурге в 70-80-е гг. возвели здание на территории Адмиралтейства, закрыв вид на него со стороны Невы, застроили прекрасную площадь между зданиями университета и Биржи. Новые заказчики требовали внешнего украшательства и поэтому преобладающим в архитектуре стало смешение разных стилей прошлого. Использование разных стилей характерно для выдающихся архитекторов А. И. Резанова и В. А. Шретера. Наиболее значительной постройкой Резанова был дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге. Фасад дома оформлен в стиле дворцов-паллацо флорентийского ренессанса. Шретер произвел пристройку к зданию Мариинского театра, перепроектировав главный фасад его, был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске. С 40-х гг. под влиянием славянофилов распространилась идея использования в архитектуре искусства Древней Руси. В церковном строительстве возник русско-византийский стиль, поддержанный в высших сферах, поскольку он пропагандировал идею преемственности России от Византии. Основатель стиля, крупный архитектор К. А. Тон был автором проекта храма Христа Спасителя, строившегося с 1837 по 1883 г. К. А. Тон первым применил многие передовые конструктивные решения, которые нашли широкое распространение. В 60-70-х гг. шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболее крупным представителем этого направления был архитектор И. П. Ропет, поэтому все направление иногда называли «ропетовщина». Этот новый, более демократический вариант «русского» стиля, отличался обильным декорированием зданий узорами резьбы по дереву, русских народных вышивок. Ропет возводил деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды — ныне здание ГУМа, здание Городской думы. Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем который был М. И. Глинка. Именно во второй половине XIX века русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Продолжая традиции М. И. Глинки, русские композиторы утвердили, обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке. Прежде всего эти традиции развивали композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, объединенной в начале 60-х гг. в кружке композитора М. А. Балакирева. Все творчество «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни. Когда первые произведения этой группы композиторов зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В. В. Стасов написал: «сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». С тех пор кружок стали называть «Могучей кучкой». По примеру Глинки композиторы использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусорского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперы «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка». В 60-70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовали близко примыкавший к ним И. П. Чайковский, братья Рубинштейны, А. Н. Серов, В. В. Стасов. Организуется Русское музыкальное общество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей. П. И Чайковский относился к «кучкистам» с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М, Балакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», оперу «Черевички» (по Гоголю), «Чародейка». Он создал балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Композиторы «Могучей кучки» и П. И. Чайковский создали шедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики. Вторая половина XIX века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А. Н. Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного «нравственно-общественного направления». В цикле сатирической комедии «бешеные деньги, „Лес“, „Волки и овцы“ и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме „Гроза“ передана тягостная, давящая атмосфера „темного царства“. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицемерия («Бесприданница", «Последняя жертва», «Таланты и поклонники»). Среди произведений Островского были исторические драмы, изумительная пьеса-сказка «Снегурочка». Островский способствовал созданию новой школы в драматургии. Крупным драматургом этого периода был А. В. Сухово-Кобылин. В трилогии «Свадьбы Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» содержится обличение всей бюрократической системы самодержавия от писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честных граждан. Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых «клубных театров», где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции. Островский подавал несколько записок о необходимости создания русского национального театра в Москве, потому что «для русского искусства нет поля, простора, где бы оно могло развиться». Любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П. М. Садовский, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, О. О. Садовская, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский, И. В. Самарин и другие. Их игра отличалась высоким мастерством, искренним выражением чувств, всем тем, что Островский называл школой «естественной и выразительной игра на сцене». В Петербурге, несмотря на давление со стороны дирекции императорских театров и скепсиса публики «высшего света», также происходила демократизация Александринского театра, где играли блестящие актеры М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, К. А. Варламов и др. Вторая половина века была временем широкого распространения театрального искусства на провинциальной сцене. Популярными труппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Ростове на - Дону, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах. В театрах ставились не только пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Бомарше, но и мелодрамы, водевили, ремесленные пьесы иностранных и отечественных авторов. В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.
1. Объясните суть «теории официальной народности» 2. Укажите главную цель внутренне политики Николая I 3. Из чего складывались «Полное собрание законов Российской Империи» и «Свод законов Российской Империи»? 4. Что из себя представляла «Собственная его императорского величества канцелярия»? 5. Как Николаем I был решен крестьянский вопрос? 6. За что Александр II получил прозвище Освободитель? 7. Перечислите главные условия крестьянской реформы 8. Назовите результаты земской реформы 9. Назовите результаты судебной реформы 10. Назовите результаты городской реформы 11. Назовите результаты военных реформ 12. Назовите результаты реформы образования 13. Перечислите контрреформы Александра III
1. Какой процесс являлся ведущим в экономике и социальных отношениях страны во второй половине XIX века? 2. Какие новые социальные слои населения появились в России во второй половине XIX века? 3. Какие сектора промышленности развивались во второй половине XIX века? 4. Назовите основную тенденция развития сельского хозяйства во второй половине XIX века 5. В чем причина кризиса государственного устроя во второй половине XIX века? 6. Укажите основные противоречия развития капитализма в России 7. Кто входил в новое сословие «интеллигенция»? 8. Назовите основные пункты в развитии просвещения в России во второй половине XIX века 9. Назовите фамилии ученых, работавших во второй половине XIX века и их изобретения 10. Назовите фамилии деятелей искусства, работавших во второй половине XIX века и их произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|