Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11.Восточная Азия в глобальных политических процессах в 1920-е гг.




11. Восточная Азия в глобальных политических процессах в 1920-е гг.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918—1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925—1927 гг. ). Революция 1925—1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

В 1920—1930-е гг. крупнейшие страны Востока — Япония, Китай и Индия шли разными путями, решали разные задачи. Однако для них и в целом для Азии и Африки, а также Латинской Америки стояла общая задача вырваться из зависимости, отсталости и стать на путь ускоренного развития.

Сформировавшееся мировое хозяйство открыло все страны для внешнего влияния. Некоторые исследователи придерживаются «теории первого, второго и третьего эшелонов развития», соответственно определяя место стран по этой классификации. Отставание ряда крупных стран Азии, Африки и Латинской Америки и незавершённость циклов исторического развития порождали проблему «догоняющего развития» и гигантские попытки скачка вперёд в XX в. Типичные примеры — Россия, Япония, Китай, Латинская Америка.

Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

Однако речь идёт не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества начался в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.

В этих и подобных конфликтах сталкивались две тенденции — сохранение традиций и необходимость модернизации, характерные для обществ переходного периода развития.

В одних странах на пути модернизации стояли прежде всего колониальные порядки (Индия), в других — внутренние «тормоза» развития (маньчжурская династия и двор, сепаратизм провинциальных милитаристов в Китае, коллективистская и государственная система собственности и религии во многих восточных обществах), в третьих — традиции и модернизация дали специфический сплав (Япония).

12. Латинская Америка в мировой политической системе 1920-х - середины 1930-х гг.

Первая мировая война непосредственно не затронула страны Латинской Америки, однако имела для их развития существенные последствия. Рост потребления сельскохозяйственной продукции и сырья в воюющих государствах привел к росту цены на эту продукцию. Это увеличило доходы латиноамериканских стран, которые были использованы для развития промышленности. В странах формировались национальный капитал и рабочий класс, которые во весь голос заявили о своих правах. Затем к нерешенному аграрному вопросу подключились проблемы, присущие промышленно развитым странам. Война также привела к свертыванию капиталовложений европейских государств, из чего немедленно воспользовались США. После открытия в 1914 г. Панамского канала, который стал собственностью США, выросли политический вес и влияние Соединенных Штатов.

Важным политическим событием 1930-х годов стала революция на Кубе (1933-1934гг). В результате, был свергнут диктатуру Мачадо и проведен целый ряд демократических и социальных реформ, ограничено влияние иностранного капитала, инициатором которых был Антонио Гитерасом. Но реформы не были доведены до конца. В результате переворота сержанта Ф. Батисты, к власти в стране пришли правые силы. Однако они не решились ликвидировать завоевания революции и в 1940 г. на Кубе была принята новая демократическая конституция, были закреплены социальные гарантии и необходимость проведения аграрной реформы.

Период 1920-1930 гг. сказался и несколькими межгосударственными конфликтами, которые были обусловлены неопределенностью границ в труднодоступных регионах. Такие конфликты имели место между Перу и Эквадором, Перу и Колумбией, Перу и Чили, Чили и Боливией, Парагваем и Боливией. Наиболее серьезными стали вооруженные конфликты между Перу и Колумбией - Летисийськая война (1932-1934 гг. ), в которой Перу потерпела поражение, и между Боливией и Парагваем - Война Чако (1928-1929, 1932-1935 гг. ) Свое название война берет от пустынного района на границе двух государств, где были найдены залежи нефти. Боливия, которая тщательно подготовилась к войне, так и не смогла одолеть Парагвай, потеряла нефтеносный район и не получила речного пути для выхода к Атлантическому океану.

В 20-30-х гг. в странах Латинской Америки стал популярным лозунг укрепления национальной независимости и устранения влияния других государств, что побудило правительства некоторых стран к проведению реформ. Наиболее радикальные реформы в первой четверти ХХ века было проведено в Аргентине и Мексике.

Еще одним толчком к таким преобразованиям стал экономический кризис 1929-1932 гг. Он сильно ударил по экономике латиноамериканских стран. Упали поступления от экспорта. На складах накопилось значительное количество сельскохозяйственной продукции, которую приходилось уничтожать, чтобы хоть как-нибудь удержать цены от резкого падения. Этот кризис показал всю опасность сохранения экономической зависимости. Началось новый подъем антиимпериалистического движения (в значительной мере антиамериканского и антианглийского), что привело к сближению стран Латинской Америки с Германией и Италией, которые соперничали с США и Англией. Но главной целью правительств Латинской Америки был поиск выходов из трудного положения.

Страны Латинской Америки приступили к индустриализации, которая была должна, по их мнению, компенсировать невозможность импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран. Для развития собственной промышленности местному капиталу предоставлялись всевозможные льготы. Государство стало вкладывать средства в развитие промышленности, что привело к возникновению государственного сектора экономики. Делались попытки изменить структуру экспорта, чтобы уменьшить его зависимость только от одного вида продукции. Устанавливался контроль над деятельностью иностранного капитала. В Аргентине, Мексике, Боливии было национализировано нефтедобывающую промышленность.

Итак, в Латинской Америке, как и в странах Запада, кризис привел к усилению государственного регулирования экономикой. Но формы проведения преобразований были разными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...