Аттенюаторная (затухающая) модель внимания
Аттенюаторная (затухающая) модель внимания Одно из объяснений феномена восприятия информацпи, кото-рой не уделяется никакого видимого внимания. Согласно теории. выдвинутой Анной Тришман, косвенные стнмулы обрабатывают-ся болсс тщательно, чем ранее предполагалось. На псрвом этапе выбора стимулов для дальнейшей обработки отвергнутые сообще-ния нс пропадают, а «затухают». Они подвергаются опрсделенной обработкс. но не достигают сознания. Значимая информация (на-прпмер, ваше имя) имеет низкий порог восприятия; если вы его слышите, оно «включает» процесс подсознательной обработки информации. В силу того, что этот вид селективной обработки наблюдался на светских приемах и званых всчсрах. он был извес-тен как «эффект дружеской вечериикы».
Аттракция
См. Межличностішя аттракция.
Аутизм Детское психическое расстройство, которое классифицируется по И8М-ІѴ как стойкая задержка развития. Дети. страдающие аутиз-мом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки обще-ния и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основ-ном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются пси-хически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограни-чены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются: • Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интере-са к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер. • Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, стра-дающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи (см. Эхожиия).
• Ограниченные творческие способности н анормальные реак-ции на окружающее. Дети, страдающис аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средоіі необычными спосо-бами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.
Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечис-лим некоторые из них: • Перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспо-собности интерпретировать звуки или от чрезмерной изби-рательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок стра-дает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными. • Биологические: исследователи называют несколько возмож-ных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию. • Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качества-ми родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми. • Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить тео-рию о том, что люди, включая и его самого, обладают разу-мом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей. В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют опреде-ленные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к пере-менам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный полоэісителъный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутиз-ма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффек-тивно общаться с окружающим миром:
• Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки. • Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочета-нии с другими методиками может дать положительный эф-фект. • Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с сим-волами, помогает детям общаться с терапевтом. Аутистическая враждебность
Термин использовался для описания склонности некоторых лю-дей формировать свои предрассудки в отсутствие какого-либо фак-тического взаимодействия с объектами предрассудков. Не обладая достоверной информацией, они считают объект предрассудков сво-ей полной противоположностью. Кажущееся различие оправдывает их враждебность, и предрассудки укореняются еще глубже. Аутокинетический эффект
Разновидность перцептуального искажения, когда человеку ка-жется, что маленькая неподвижная точка света движется в темной комнате. Движение является иллюзорным, а не реальным, и вызва-но движениями глаз наблюдателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|