Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологическая обратная связь. Биомедицинская модель анормальности. Биопсихология. Биполярные расстройства. Бихевиоризм




Биологическая обратная связь

Методика для контроля над физиологическими реакциями через получение информации об этих реакциях по мере их появления. На-блюдающие устройства отслеживают такие физиологические реак-ции, как частота сердцебиения, кровяное давление и мышечный то-нус, снабжая человека обратной связью в виде световых или звуко-вых импульсов каждый раз, когда он изменяет свою реакцию в же-лаемом направлении. Имея достаточную практику, человек может контролировать всевозможные телесные функции (преимуществен-но через расслабление). Расслабляясь, человек может изменить свою реакцию, а свет или звук действует как подкреігчеиие его усилий. Утверждается также, что методика биологической обратной связи может оказывать существенный позитивный эффект при лечении ряда тревожиых расстройств. Благодаря использованию электро-

 

миографа (ЭМГ) пациенты получают обратную связь с информацией о состоянии мышечного тонуса организма (например, лицевых мышц). Контролируя физиологические реакции, они уменьшают телеснос напряжение и сопутствующее ему чувство тревоги. Применение этой методики в попытке снизить частоту сердцебиения у людей, страдающих тревожными расстройствами, имели ограниченный успех. Многим пациентам удавалось снизить частоту сердцебиения, но вместо того, чтобы радоваться ослаблению тревожных чувств, когда это происходило, они начинали беспокоиться еще сильнее, когда видели, как быстро может участиться их пульс. Сходную тенденцию можно наблюдать у некоторых продавцов автомобилей, которые строят графики расхода бензина и неустанно напоминают о том, сколько литров бензина на сто километров расходуется в тех или иных условиях. Хотя приятно слышать, что, спускаясь по склону холма вы тратите лишь пять литров на сто километров, но двадцать литров на сто километров при медленном подъеме могут заставить любое сердце забиться чаще! Ограниченная эффективность биологической обратной связи при лечении тревожных расстройств привела одного критика к остроумному замечанию о том, что, обучая человека замедлять частоту сердцебиения, мы в конечном счете получаем крайне встревоженного пациента, чье сердце бьется медленнее обычного.

 

 

Система биологической обратной связи

 

Биомедицинская модель анормальности

См. Биологическая модель аномальности.

 

Биопсихология

Термин обозначает научные исследования взаимоотношений между биологией и поведением. Биопсихологи обычно изучают

 

головной мозг и нервную систему в попытке установить их влия-ние на поведение человека на всех уровнях.

 

Биполярные расстройства

Малораспространенная категория расстройств повсдеиия, соче-таюхцая симптомы машш и депрессии. Формальный диагноз бипо-лярного расстройства выносится в том случае, если нижеперечис-ленные симптомы приводят к серьезному ухудшению деятельнос-ти организма или требуют госпитализащіи.

• Резкое увеличение уровня активности.

• Необычная разговорчивость.

• Впечатлсние «скачущих» мыслей.

• Расстройство сна.

• Непомерно высокая самооценка.

• Рассеянность.

• Немотивированное участие в деятельности, которая приво-дит к нежелательным последствиям; например, тяга к риско-ванным ситуациям.

Биполярные расстройства поражают около 1% населения и но-сят рецидивный характер. Объяснения депрессивного аспекта би-полярного расстройства сходны с объяснениями глубокой депрес-сии. Маниакальная фаза расстройства считается оборонительной реакцией при депрессивном состоянии (см. Депрессия).

 

Бихевиоризм

 

Подход к человеческой психологии, объясняющий поведетіе в терминах наблюдаемых событий, безотносительно к таким поня-тиям, как «разум» или «эмоции». Бихевиоризм претерпел значи-тельную и глубокую трансформацию за годы, прошедшие с его основания Джоном Уотсоном в начале XX века. Одним из более современных ответвлений этого подхода была теория социалыю-го обучеиия, акцентирующая роль планов и ожиданий в челове-ческом поведении. Согласно этой теории, люди более не рассматриваются как пассивные «жертвы» обстоятельств, но являются самокритичными мыслящими существами. Однако в радикаль-ном бихевиоризме (первоначальная форма этого подхода) отно-шения между организмом и его окружением рассматривались в виде прямой линии: организм реагирует на окружающую среду,

 

которая в свою очередь вознаграждает или наказывает его, определяя возможность проявления той или иной реакции в будущем.

 

 

Бихевиоризм предложил объяснения для всевозможных аспектов человеческой жизни, неизменно основанные на идее научения. Виды поведения усваиваются (научаются) двумя основными способами: через классическое формирование условных рефлексов и выработку инструментальных (оперантных) условных рефлексов. Вот примеры классического формирования условных рефлексов в реальной жизни:

• Вкусовые предпочтения: пользуясь производными от теории классического формирования условных рефлексов, можно объяснить, каким образом у людей развивается отвращение к той или иной пище.

• Усвоенные эмоции, такие как любовь к родителям, объясняются в контексте ассоциации со стимулами, вырабатываемыми этими эмоциями.

• Реклама: мы без труда ассоциируем привлекательные образы с предлагаемым товаром.

• Развитие фобий. Классическое формирование условных рефлексов рассматривается как механизм, с помощью которого мы приобретаем различные иррациональные страхи.

Применение метода выработки ьтструментальных условных рефлексов называется модификацией поведения. Поведение «модифицируется» разными способами и в различной обстановке, например:

• В области школьного образования: учитель получает возможность корректировать поведение непослушных детей.

• В терапии модификация поведения применяется в широком контексте — от лечения фобий до обучения детей, страдающих аутизмом.

Существует несколько оценок бихевиоризма:

 

• Бихевиоризм недооценивает значение врожденных тенден-ций. Результаты исследований биологической готовиости свидетельствуют о том, что легкость усвоения материала ча-стично обусловлена биологическим потенциалом организ-ма, обеспечивающим его выживание.

• Акцент на изолированных факторах воздействия на поведе-ние является упрощением реальных обстоятельств, когда по-ведение определяется рядом различных факторов. Признав это, почти невозможно судить о единичном воздействии на поведение любого данного фактора.

• Чрезмерно упрошенный взгляд на восприятие окружаюшего мира привел к возникновению «популярного бихевиориз-ма», с его представлениями о том, что с помощыо поошре-ний и наказаний можно изменить практически любое пове-дение. Такие бихевиористы, как Скиниер не прсдполагали ничего подобного. Скиннер особенно подчеркивал важность внутреннего подкрепления — например, гордости и инициа-тивы человека в выборе рода занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...