Децентрация. Джиллиган, Кэрол. Диагноз. Диагностическое и статистическое руководство (05М)
Децентрация
Термин обозначает возрастающую способность ребенка рас-сматривать события из перспективы других людей, а не только из собственной перспективы (см. Эгоцентризм). Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат, он ответит отрица-тельно. Ребенок более старшего возраста, способный поставить себя на место сестры, ответит утвердительно. Термин имеет аль-тернативное применение в теории Пиаэісе, где он обозначает спо-собность ребенка отходить от сосредоточенности на перцептуаль-ных свойствах стимула в тестах прищипа сохраиения. Ребенок, спо-
собный к децснтрации, редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда различной формы, и основыва-ет свой ответ на более или менее логичных доводах. Джиллиган, Кэрол В 1982 году Кэрол Джиллиган опубликовала свою работу под названием «Другой голос». бросившую вызов взглядам Кольберга на нравствснное развитие человека в приложении к женскому полу. Пользуясь моралъиыми дилеммаии из реальной жизни жен-щин (например, делать или не делать аборт), она установила, что женщины обладают иной. но не низшей нравственной организаци-ей по сравнению с мужчинами. В то время, как по Кольбергу самый высокий уровень нравственного развития связан с абстрактными проблемами справедливости, участники исследований К. Джилли-ган болыпе сосредоточивались на человеческих взаимоотношениях и потребности в заботе о ближнем. Этот подход расставляет иные нравственные акценты, более приземленные, если измерять их по критериям Кольберга. Согласно К. Джиллиган. женщина прохо-дит три этапа в своем нравственном развитии:
• Забота о себе. • Забота о других. • Забота о себе и о других. На последней, наиболее зрелой стадии женщина пытается обре-сти равновесие между тем. что хорошо для других людей, и тем. что хорошо для нее самой. Сталкиваясь с моральными дилемма-ми, женщины и мужчины одинаково способны думать в терминах абстрактных идей справедливости или в терминах заботы о благо-получии других людей. Однако при этом рассуждения мужчин большее ориентированы на первое, а рассуждения женщин — на второе. Работа К. Джиллиган породила всплеск интереса к поло-вым различиям в нравственном развитии человека.
Диагноз Идентификация и классификация психологического расстрой-ства. Термин используется во многом так же, как в физической ме-дицине, т. е. пациенту, направленному к психиатру или клииическо-му психологу, может быть поставлен диагноз депрессш или шизофре-иии. Точность диагноза зависит от четко определенных диагности-
ческих категорий. В психологии нет таких точных определений, как в физической медицине, поэтому профессионалы болыне сосредото-чиваются на симптомах расстройства, а не на попытках его точного определения. Это помогает избежать некоторых проблем, возника-юшпх из-за неправилъной постановки диагноза.
Диагностическое и статистическое руководство (05М) Классификация, определение и опксание более 200 психических расстройств. Э8М регулярно обновляется и пополняется; после-днее издание 1994 года называется ЭЗМ-ІѴ. Чтобы избежать по-тенциальных затруднений, вызванных разными подходами к анор-малыюму поведепию, в 05М-ІѴ делается акцент на описании симп-томов и течении расстройства, а не на его этиологии и лечении. В Б8М-ІѴ используется многоуровневая система, т. с. система клас-сификации, в которой группы расстройств расположены по уров-ням в контексте общих симптомов. Поскольку больной может иметь множественный диагноз по нескольким видам расстройств. постановка полного диагноза требует учета всех категорий.
Аргументы за: • Такие системы классификации, как В8М-ГѴ, дают ценный диагностический материал для профессионалов, имеющих дсло с психическими расстройствами. При наличии согласо-ванных терминов и категорий расстройств появляется воз-можность эффективного общения между специалистами. • Они дают понимание этиологии: диагноз расстройства по-зволяет психологу обосновать свою точку зрения о причинах тсх или иных симптомов (к сожалению, это бывает затрудни-тельно из-за расхождений во взглядах на причины психичес-ких расстройств). • Они дают план для лечения: при поставленном диагнозе можно прописать наиболее подходящий курс терапии. Кли-нические исследования установили, что определенные виды терапии наиболее эффективно работают со специфическими расстройствами. Аргументы против: • Представители гумаиистической психологии утверждают, что такие системы классификации обезличивают пациентов и сводят их к ряду медицинских диагнозов.
• Система страдает из-за недостатка достоверности, посколь-ку не все практикующие психологи ставят одинаковый диаг-ноз, наблюдая одинаковые симптомы и располагая соответ-ствующей информацией о том или ином состоянии. Уточне-ние категорий 08М-ІѴ снизило остроту этой проблемы, хотя она по-прежнему очевидна, особенно при некоторых видах расстройств. • Система дает недостаточно информации о причинах раз-личных расстройств. К примеру, в диагностической катего-рии ишзофреішя существует несколько подвидов. Проблема заключается в том, следует ли их лечить как разновидности одного основного расстройства или как совершенно раз-ные расстройства, имеющие отдельные причины и требую-щие особой терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|