Диаграмма рассеивания. Дивергентное мышление. Дилемма Хейнца. Диморфный. Дисконтный принцип. Дискретная переменная. Дискриминация
Диаграмма рассеивания Графическое изображение корреляции между двумя сериями измерений — к примеру, между коэффициентом умственного раз-
Переменная Б. Высокая позитивная корреляция
Переменная А. Умеренная негативная корреляция вития и оценками на зкзаменах. Чем больше точек на диаграмме рассеяния образует определенную тенденцию, тем выше степень корреляции. При линейной корреляции (когда точки расположе-ны вдоль одной линии), направление от нижнего левого угла к верхнему правому означает позитивную корреляцию, а направле-ние от верхнего левого угла к нижнему правому указывает на нега-тивную корреляцию. См. также Коэффициент корреляции.
Дивергентное мышление
См. Конвергентпое мышление.
Дилемма Хейнца
Гипотетическая моролъная дилелша, когда участников просят сделать выбор за вымышленный персонаж в различных конфликт-ных ситуациях. В наиболее известном примере Хейнц должен ре-шить, следует ли ему нарушить закон и украсть лекарство в по-пытке спасти свою умирающую жену. Ответы не подобные дилем-мы обычно используются для определения текущей стадии нрав-ственного развития по Кольбергу.
Диморфный
Буквально: «существующий в двух формах». Этот термин чащс всего встречается в словосочетании «половой дшюрфизм», описы-вающем ярко выраженное физическое различие полов у многих видов животных — например, уток. Яркая, заметная раскраска
уток-самцов сформировалась в процессе полового отбора с един-ственной целью привлечения самок. С другой стороны, невзрачная расцветка самок сформировалась в процессе естествеиного отбо-ра и служит для маскировки от хищников во время высиживания яиц. Когда между полами нет заметных внешних различий, их на-зывают мономорфиыми.
Дисконтный принцип Игнорирование других причин, если можно произвести атрибу-цию события по одной возможной причине. К примеру, если мы знаем, что недавно был сильный снегопад, то вряд ли будем объяс-нять чье-то опоздание леныо, рассеянностыо или поломкой авто-мобиля.
Дискретная переменная Объект для измерения дискретных категорий, в противополож-ность непрерывному континууму. К примеру, мужской и женский пол или разные марки автомобилей являются дискретными пере-мснными. Рост, вес и коэффициент умственного развития являют-ся примерами непрерывных переменных.
Дискриминация Поведение или отношение к членам одной группы, неспра-ведливое по сравнению с отношением к членам других групп. Дискриминация может проявляться на разных уровнях, от про-стого избегания до активных и враждебных атак на личность или группу людей. Дискриминационное поведение может быть связано с глубинными предрассудками либо являться продуктом общественных сил, действующих в то или иное время. Кроме того, оно может отражать веру в справедливый мир (см. Гипоте-за «справедливого мира»), где объекты дискриминации считают-ся заслуживающими подобного отношения.
Дискурсный анализ Метод, с помощью которого психологи пытаются извлечь смысл из повседневного общения между людьми. Центральная идея дискурсного анализа заключается в том, что разговор оказы-вает важное воздействие на поведение людей, участвующих в бесе-де или слушающих ее. Дискурсный анализ может происходить на нескольких уровнях:
• Деконструкционизм: попытка понять, что говорится на са-мом деле, выявить скрытые предубеждения и предпосылки. проглядывающие за процессом общения. Мы часто слышим, как люди говорят: «Я ничего не имею против, но... »
• Репсртуары интерпретаций: термины и стили языка, исполь-зуемые при общении. К примеру, термин «дружеский огонь» использовался во время войны в Заливе как метафора оши-бочного нападения со стороны союзников, но по какой-то причине эта метафора не отражает трагическую некомпетен-тность, проявленную во время реального события. Дискурсный анализ имеет очевидные преимущества, так как об-ращается к богатому источнику народных объяснений человечес-кого опыта и поведения, а также затрагивает вопросы, представлй-юшие высокий общественный интерес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|