Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дислексия. Дисперсия. Диссоциативные расстройства. Дисфункция. Дифференцировка. Дихотомическое прослушивание. Диэнцефалон




Дислексия

 

Термин имеет два близких значения. Более распространен тер-мин «эволюционная дислексия», описывающий затруднения в приобретении навыков устной и письменной речи, которые счита-ются следствием аномалий в развитии ребенка. Согласно некото-рым оценкам, 2—4% детей в возрасте 10 лет проявляют заметные признаки дислексии. Во втором, менее распространенном значе-нии термина, речь идет о «приобретенной дислексии», когда язы-ковые навыки повреждаются в результате инсульта или травмы головного мозга. Здесь мы рассмотрим только первый тип дислек-сии, для которого характерны следующие симптомы:

• Затрудненное чтение или произношение, которое не являет-ся следствием слабого интеллекта или отсутствия возможно-сти обучения.

• Неуверенное различение левой и правой стороны.

• Путаница в написании букв «б» и «д».

• Существенные трудности в запоминании арифметических таблиц.

• Неспособность правильно назвать простую послсдователь-ность (например, месяцы или времена года).

Психологи обычно сталкиваются с трудностями при различе-нии симптомов дислексии у здоровых детей с плохими навыками

 

 

чтения и письма. Диагноз дислексии более вероятен, если ребенок проявляет необычную слабость в этой области по сравнению с другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем ум-ственного развития).

 

Дисперсия

Степень разброса в серии результатов. дающая опрсделенное понятие об изменчивости этих результатов. Чем выше диспер-сия, тем больше результатов разбросано вокруг среднего значе-ния (а не сгруппировано вокруг одного центрального результа-та).

 

Диссоциативные расстройства

Виды расстройств, при которых одна часть личности становит-ся отделенной от другой. К ним относятся:

• Диссоциативная амнезия, когда человек не может вспомнить информацию об особенно травматическом периоде своей жизни.

• Диссоциативное «бегство», когда человек забывает свою на-стоящую личность в попытке создать новую.

• Множественное расстройство личпости, когда человек попе-ременно проявляет признаки разных личностей, каждая из которых имеет свои воспоминания.

 

Дисфункция

 

Любое нарушение в нормальном функционировании организ-ма, вызванное физическими или умственными процессами.

 

 

Дифференцировка

 

Процедура, с помощью которой животное обучается иначе реа-гировать на уже усвоенный стимул, причем эта реакция оказывает-ся несовместимой с предыдущей. Принцип дифференцировки ле-жит в основе систематической десеисибилизации, когда присут-ствие пугающего стимула (например, паука) вызывает реакцию страха. С помощью дифференцировки реакцию страха можно за-менить реакцией расслабления, чтобы при будущем появлении ус-трашающего стимула страх и расслабление взаимно подавляли друг друга. В результате пациент (теоретически) должен ощущать меньший испуг.

 

Дихотомическое прослушивание

Термин, используемый при исследовании внимаиия, когда одно сообщение псредается в левое ухо, а другос сообщение одновре-менно передается в правое ухо. При эксперименте на дихотомичес-кое прослушивание участников просят повторить одно из сообще-ний, игнорируя другое. Способность делать это указывает на то. что они пользуются направлением сообщения (левое или правое ухо) для вынесения осознанных суждений.

 

Диэнцефалон

 

Главный отдел переднего мозга, содсржащий тстсшус и гипо-таламус.

 

Длительное обследование

Поддержание контакта с участниками после эксперимента с це-лыо выявления долгосрочных эффектов, вызванных их участием в исследовании. Длительное обследование бывает полезным по ряду причин. Оно позволяет исследователю убедиться в отсутствии не-благоприятных симптомов после эксперимента, а иногда помогает установить наличие латентпых эффектов, которые иначе оста-лись бы незамеченными.

 

ДНК

См. Дезоксирибонуклеиновая кислота.

 

Долговременная память

Часть псшяти. связанная с информацией о событиях, случив-шихся в отдаленном прошлом. Противопоставляется краткосроч-ной памяти, связанной с информацией о событиях, случившихся в недавнем прошлом. Существует несколько категорий для более узкого определения долговременной памяти: эпизодическая псшять (память о личных событиях), семаитическая памятъ (память об усвоенных знаниях), декчаративное знание (память о том, что... ) и процедуриое знание (память о том, как... ). См. также Модель псшяти Аткинсона-Шиффрииа.

 

Доминирование

При использовании в контексте поведения животных данный термин подразумевает отношения между двумя животными, когда одно животное (подчиненное) уступает другому (доминирующе-

 

му) в борьбе за ресурсы. Эти отношения могут быть установлены различными способами, включая открытый конфликт, семейныіі статус, возраст, старшинство в группе и т. д. Сложившиеся отно-шения поддерживаются с помощью угроэісающего поведепия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...