Примеры решений тестовых заданий
1. Предположим, что экономика в течение года может выпускать мобильные телефоны и ноутбуки (тыс. шт.) в следующих сочетаниях:
Альтернативная стоимость производства одного мобильного телефона (при условии, что выпускается 380 тыс. шт. ноутбуков) составит: а) 0,8 ноутбука; б) 0,4 ноутбука; в) 2,1 ноутбука; г) 3,8 ноутбука. Решение Максимум выпуска ноутбуков 460 тыс. шт., что соответствует 0 мобильных телефонов. При условии выпуска 380 тыс. шт. ноутбуков, мобильные телефоны выпускаются в количестве 100 тыс. шт, т.е «потеря» в производстве ноутбуков составит 460 - 380 = 80 тыс. шт. Таким образом, альтернативная стоимость одного телефона 80/100 = 2. Студент учится в университете, получая стипендию 600 руб., но мог бы работать торговым представителем и получать зарплату 10 тыс. руб. Его альтернативные затраты на обучение равны: а) 10000 руб.; б) 600 руб.; в) 9400 руб.; г) 10600 руб. Решение Обучаясь в университете, студент теряет возможность получать доход в 10000 руб. вместо 600 руб. 3. Дана графическая модель кривой производственных возможностей экономики (рис. 4).
Рис. 4 Минимальная альтернативная стоимость производства единицы продукции А равна: а)
б) 4 ед. продукции B; в) 1 ед. продукции В; г) 2 ед. продукции В. Решение Например, при производстве 4 ед. товара А теряем возможность производства 2 ед. товара В (12-10)=2. Соответственно минимальная альтернативная стоимость производства 1 ед. товара А составляет 2/4=0,5 ед. товара В. 4. Дана кривая производственных возможностей экономики в табличном виде (ед.):
При производстве 10 ед. товара А и 6 ед. товара В объем выпуска товаров А и В может быть увеличен следующим образом: а) товар А до 15 ед., при 6 ед. товара В; б) товар А до 15 ед., при 8 ед. товара В; в) товар А до 20 ед. и товаров В до 12 ед.; г) товар А до 20 ед. и товаров В до 8 ед. Решение Кривая производственных возможностей показывает максимально возможные и желательные объемы производства двух товаров при полном использовании ресурсов. Соответственно увеличение производства товара А возможно до 15 ед. (при 6 ед. товара В). 5. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. Приведена кривая производственных возможностей фермера (рис. 5).
Рис. 5 Альтернативную стоимость производства 1 т картофеля, если его выращивается 75 т, составляет: а) 0,2 т пшеницы; б) 1 т пшеницы; в) 2 т пшеницы; г) 0,1 т пшеницы. Решение Найдем уравнение прямой, соответствующей производству картофеля 75 т (прямая через две точки): у=ах+в. 1) 100 = 100а + в; 2) 120 = 0а + в. Из системы уравнений а = - 0,2; в = 120. Получаем уравнение у = - 0,2х + 120. При х = 75, у = 105. Альтернативные издержки (120-105)/75 = 0,2 т пшеницы. 6. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами - самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолет - 100 у.е., на поезд - 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете - 2 ч, на поезде - 15 ч. Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полноценной работы в пути исключена.) Каково соотношение альтернативных стоимостей поездки на самолете и поезде? а) 0,52; б) 1; в) 0,8; г) 2. Решение При выборе транспортного средства необходимо оценить как прямые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, т.е. тот доход, который данный сотрудник мог принести фирме за время пути. Совокупная оценка прямых и косвенных потерь составляет альтернативную стоимость поездки.
Альтернативная стоимость поездки на самолете: 100 у.е. (билет) + 2 ч · 5 у.е./ч (потерянный доход) - (15 - Альтернативная стоимость поездки на поезде: 30 (билет) + 15 · 5 (потерянный доход) = 125 у.е. Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным видом транспорта является самолет (65 у.е. < 125 у.е.). 1.2. Основы функционирования рыночной системы, Ключевые понятия Экономическая система, виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная). Понятие рынка. Основные категории рыночных отношений: покупатели и продавцы, спрос и предложение, деньги и цена. Рыночные и внерыночные отношения. Виды рынков: предметов потребления, средств производства, труда, капитала, земли, информации, ценных бумаг, денег. Инфраструктура рынка: товарная и фондовая биржи, биржа труда, банковская система. Национальный рынок. Преимущества и недостатки рыночных отношений, необходимость их государственного регулирования. Социально ориентированная рыночная экономика. Экономические связи рынка. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Регулируемый рынок. Механизм функционирования конкурентного рынка и его признаки. Межотраслевая конкуренция и тенденции к выравниванию отраслевых норм прибыли. Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Спрос: понятие, шкала спроса. Потребность. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение спроса. Методы оценки и прогнозирования рыночного спроса. Цена спроса, величина спроса, функция спроса, излишек потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос. Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Предложение, его величина и изменение. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Функция предложения. Избыток предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения. Взаимосвязь изменений спроса и предложения с изменениями равновесной цены и количества продукта.
Спрос, полезность и цена спроса. Предложение, издержки производства и цена предложения. Механизм равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|