Краткие тематические пояснения.
При изучении данного раздела следует уяснить, что спрос и предложение - экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена*. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций. Спрос и предложение - это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором - заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены. В первом случае она обратная, во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения. Конкретная величина спроса и предложения также зависит от неценовых факторов и определяется их совокупностью. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется параллельным перемещением кривых спроса и предложения. Для исследования рыночного механизма в целом необходим системный подход. Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Следует рассмотреть также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг, предполагающих отсутствие точек равновесия. Тестовые задания 1. Спрос – это: а) потребности населения в данном благе; б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей; в) доход, связанный со сбережением населения; г) желание людей обладать одними определенными благами. 2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к:
а) росту цен; б) падению цен; в) сокращению их производства; г) росту спроса на них. 3. Законы спроса и предложения действуют на: а) товарном рынке; б) финансовом рынке; в) рынке ресурсов; г) любом рынке. 4. При рыночной цене выше равновесной: а) величина спроса больше величины предложения; б) спрос меньше предложения; в) величина предложения больше величины спроса; г) предложение меньше спроса. 5. Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что: а) величина предложения превышает величину спроса; б) равновесная цена ниже цены товара; в) величина спроса превышает величину предложения; г) равновесная цена выше цены товара. 6. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для: а) краткосрочного периода; б) долгосрочного периода; в) мгновенного состояния рынка; г) общего равновесия. 7. Классическая политическая экономия считает, что богатство создается: а) государственным регулированием экономики; б) при ограниченном вмешательстве государства в экономику; в) разделением труда; г) трудом в сфере материального производства. 8. В результате политики дешевых денег происходит: а) рост занятости; б) рост процентной ставки; в) рост объемов производства; г) сокращение объема инвестиций. 9. К закономерностям перехода к рыночной экономике относятся: а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры; б) устранение государства от контроля над социальными процессами; в) абсолютизация частной собственности; г) разгосударствление экономики. 10. Если цена молока, используемого в производстве сметаны, снизится, то: а) увеличится объем продаж и равновесная цена; б) снизится равновесная цена и увеличится объем продаж; в) снизятся издержки производства, и кривая предложения сдвинется вправо; г) увеличатся доходы потребителей и кривая спроса сдвинется вправо.
11. Если потребители ожидают в будущем повышение цены на товар, то: а) кривая спроса сдвинется вправо; б) объем продаж и равновесная цена повысятся; в) объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится; г) кривая предложения сдвинется влево. 12. Если сократится количество производителей товара, то: а) кривая предложения сдвинется вправо; б) равновесная цена повысится, а объем продаж уменьшится; в) кривая спроса сдвинется влево; г) равновесная цена и объем продаж снизятся. 13. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к: а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества; б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества; в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества; г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества. 14.Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло: а) увеличение предложения; б) сокращение спроса; в) увеличение величины предложения; г) уменьшение величины предложения. 15. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к: а) понижению цены равновесия; б) повышению цены равновесия; в) сохранению прежней цены равновесия; г) повышению величины предложения. 16. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - р, где р - рыночная цена. Функция предложения Qs = 2p. Равновесная рыночная цена будет равна: а) 1; б) 2; в) 3; г) 1,5. Примеры решений тестовых заданий 1. Кривая рыночного спроса на жидкокристаллические мониторы описывается уравнением Qd = 300 - 6P, а предложение задано уравнением Qs = 14P - 180. Если величина спроса при любом уровне цен увеличится на 60 тыс. мониторов, то рыночная цена: а) вырастет на 12,5%; б) вырастет на 6,7%; в) снизится на 0,6%; г) снизится на 10,8%. Решение При условии равновесия Qd = Qs; 300 - 6P = 14P - 180, Р = 24. При новых условиях 360 - 6P1=14P1 - 180; Р1=27. Соответственно . Рыночная цена вырастет на 12,5%. 2. Спрос и предложение на услуги копировальной техники в университете описываются уравнением Qd = 2400 - 100P и Qs =
а) дефицит в размере 700 копий; б) равновесный объем в размере 2200 копий; в) излишек в размере 500 копий; г) дефицит в размере 200 копий. Решение При Р = 2 спрос и предложение отвечают следующим соотношениям: Qd = 2400 - 100 · 2=2200 копий; Qs = 1000 + 250 · 2 = 1500 копий. Соответственно дефицит Qd - Qs = 700 копий. 3. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 200 - 5P; Qs = 50 + P. Является ли равновесие на рынке устойчиво? а) да, устойчиво; б) нет, неустойчиво; в) всегда устойчиво; г) данных недостаточно. Решение Задача решается обычным аналитическим способом: Qd = Qs при Р = 25. Суть задачи - в анализе устойчивости этого равновесия. Необходимо выписать условия изменения объемов спроса и предложения при изменении цен, а также изменение цен под влиянием излишка величин предложения спроса. Принимаем, что предложение реагирует на Pt-1, спрос на Pt: S(Pt-1), D(Pt). Возьмем Рt-1 = 20; QSt-1= 70. Qd = 70 при Pt = 26; при Pt = 26, Q(St+1)=76; Qd = 76, при P = 24,8 и т.д. Равновесие устойчиво. Таким образом, можно показать, что размах колебаний объемов спроса и предложения (а также цен) уменьшается. То же самое можно показать графически. 4. Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 100 - 2P; Qs = -20 + 2P. Каковы потери общества от введения налога в 5 ден. ед. за штуку? а) 12,5; б) 6,25; в) 20; г) данных для решения недостаточно. Решение Если введен налог в 5 ден. ед. за штуку, то кривая Qs сдвигается вверх параллельно на 5 ден. ед. по оси Р, что приводит к изменению уравнения Qs1 = -30 + 2Р, так как Qs1=0 при Р = 15. Далее все рассчитывается по следующей схеме: РЕ1= 32,5, тогда как РЕ= 30. Следовательно, покупатель уплачивает налог в размере 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара, а продавец 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара. QE = 40; QЕ1= 35. Далее о причинах такого распределения: а) изначально цена равновесия находилась на эластичном участке спроса, что доказывается расчетом при Р = 30 ден. ед.; б) сдвиг кривой предложения вверх привел к тому, что равновесная цена передвинулась вверх, т.е. эластичность спроса возросла.
Потери общества от введения налога составляют (QE - QE1)∙5/2 = 1.3. Спрос и потребительское поведение Ключевые понятия Потребность и полезность. Концепция субъективной ценности. Полезность и ценность. Закон убывающей полезности. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность блага, его элементов или свойств. Два подхода к определению ценности запаса благ (суммарной полезности): как сумма абсолютных полезностей и как произведение количеств благ на величину предельной полезности. Приращение полезности в обмене. Избыток или прибыль потребителя. Второй закон Г. Госсена. Теория потребительского выбора (принцип предпочтения). Условия ограничения ординалистической модели: рациональный потребитель и принцип его рационального поведения, принцип редкости, шкала предпочтения, безразличие, эффект Веблена (эффект показательного потребления), эффект сноба, эффект массового потребления. Предельная норма замещения. Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Зона замещения. Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия, точки выбора. Предельная норма замещения и эластичность замещения. Оптимизация равновесного состояния и достижения максимума суммарной полезности. Эффект замещения и эффект дохода, парадокс Гиффена. Кривые Энгеля, кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Типы кривых безразличия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|