Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие тематические пояснения.




В данной теме раскрывается содержание концепции полезности, в рамках которой предприняты попытки обосновать процесс формирования цен.

При изучении первого закона Г. Госсена о снижении полезности блага, получаемой от потребления каждой последующей его единицы, следует обратить внимание на то, какие блага удовлетворяют этому закону, а какие - нет; как классифицируются блага в соответствии с этим. Из этого закона вытекает понятие «предельная полезность».

Относительно второго закона Г. Госсена о максимизации удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, следует сказать, что из него вытекает «принцип предпочтения».

В теории потребительского выбора используется математический аппарат и исследуются функциональные зависимости. При изучении этих вопросов следует обратить внимание на то, какие зависимости выражаются при помощи кривых безразличия и бюджетной линии, и на то, что они являются не только и не столько иллюстрацией функциональных зависимостей между различными благами в наборе благ, а позволяют установить равновесное состояние потребителя. Требует рассмотрения и вопрос, касающийся изучения различных видов эффектов.

Тестовые задания

1. Эффект дохода гласит о том, что:

а) при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательную способность;

б) при постоянном доходе снижение цены вызовет уменьшение покупательной способности;

в) в определенных ситуациях закон спроса нарушается, а кривая спроса получает положительный наклон;

г) с ростом дохода потребитель начинает приобретать только «престижные» товары.

2. Эффект замещения - это:

а) изменение объема и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую;

б) изменение объема и структуры потребления вследствие перемещения на более высокую или низкую кривую безразличия;

в) вытеснение из потребления низкокачественных товаров более качественными и дорогостоящими;

г) демонстрационное потребление с положительной зависимостью между ценой и количеством спроса на товар.

3. Под эффектом Веблена понимается:

а) демонстрационное потребление, то есть увеличение потребительского спроса, связанное с тем, что товар имеет более высокую цену;

б) спонтанный спрос, управляемый сиюминутным желанием;

в) изменение спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар;

г) изменение спроса на товар, обусловленное качествами, присущими самому товару.

4. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) считает возможным количественное измерение полезности;

б) не применяет моделирования;

в) не рассматривает субъективные предпочтения;

г) ничем не отличается.

5. Кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя называется кривой:

а) Энгеля;

б) Лоренца;

в) Лаффера;

г) Филипса.

6. Условная единица полезности, введенная сторонниками количественного подхода для измерения удовлетворения от потребления блага - это:

а) ютиль;

б) экю;

в) тратта;

г) сеньораж.

7. Прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу - это:

а) предельная полезность;

б) положительная полезность;

в) единичная полезность;

г) нарастающая полезность.

8. Ситуация, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на некачественный или низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется эффектом:

а) Гиффена;

б) Веблена;

в) сноба;

г) дохода.

9. Ситуация, в которой увеличение потребительского спроса на эксклюзивные дорогостоящие товары связано с ростом их цены, называется эффектом:

а) Веблена;

б) Гиффена;

в) сноба;

г) замещения.

10. Изменение объема и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую описывается эффектом:

а) замещения;

б) дохода;

в) сноба;

г) Веблена.

11. Кардиналистская теория полезности характеризуется тем, что:

а) считает возможным количественное измерение полезности;

б) не применяет моделирования;

в) не рассматривает субъективные факторы;

г) считает невозможным количественное измерение полезности.

12. Линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, называется кривой:

а) безразличия;

б) бюджетных ограничений;

в) Энгеля;

г) Лоренца.

13. Линия, показывающая различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода при данном уровне цен, называется кривой:

а) бюджетных ограничений;

б) безразличия;

в) Энгеля;

г) Лаффера.

14. Изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при постоянных ценах, представляется как эффект:

а) дохода;

б) замещения;

в) Гиффена;

г) Веблена.

15. Закон предельной полезности гласит, что:

а) полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, не больше полезности предыдущей единицы блага;

б) рост дохода потребителей ведет к сокращению полезности покупательных товаров;

в) полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, во много больше полезности предыдущей единицы блага;

г) отношения предельных полезностей товаров к их ценам одинаковы.

16. Если предельная норма замещения одного блага другим равна 1/2 независимо от уровня потребления данного блага, то:

а) эти блага абсолютно дополняют друг друга в потреблении;

б) блага являются абсолютными субститутами;

в) кривая безразличия для данных благ характеризуется снижающейся предельной нормой замещения;

г) кривая безразличия выпукла относительно начала координат.

Примеры решений тестовых заданий

1. Индивид потребляет 2 ед. определенного блага. Предельная полезность второй единицы равна 5. Об общей величине полезности блага можно сказать, что она:

а) равна 5;

б) равна 10;

в) больше 10;

г) по приведенным данным не определяется.

Решение

MU2=5; так как по 1-му закону Госсена предельная полезность благ уменьшается, следовательно MU1>5, соответственно общая величина полезности >10.

2. Определите предельную полезность благ x и y, если функция полезности имеет вид U(x,y) =2x2+y:

а) 4х;1;

б) 1х;4;

в) 2х;2;

г) 2х;1.

Решение

Предельная полезность данного блага равна частной производной общей полезности: MU= U/ qi. Следовательно, MUx = U/ x =
= 4x; MUy = U/ y = 1.

3. При каком значении параметров α и β потребитель будет находиться в положении равновесия?

 

Благо А Б В
MU α    
P     β

 

а) 7;16;

б) 56;2;

в) 24;6;

г) 16;3.

Решение

В положении равновесия взвешенные предельные полезности будут равны. Выполняется условие MUA/PA= MUБ/PБ = MUВ/PВ; следовательно α=56, β=2.

4. Кузнецов В.Т. свой совокупный доход в размере 240 руб. тратит на приобретение хлеба и других продуктов питания. Определите оптимальный набор потребителя В.Т. Кузнецова, если цена хлеба Рхл=2 руб. за единицу, а стоимость условной единицы других благ – 6 руб. за единицу. Функция полезности В.Т. Кузнецова имеет вид U(xхл,xдр)=x1/2хл∙х1/4др.

а) 80;13,3;

б) 120; 20;

в) 60;20;

г) 60;40.

Решение

Используя правило долей: x1=(a/(a+b))∙(M/P1), x2 = (b/(a + b))∙(M/P2), получаем ххл = (0,5/(0,5 + 0,25))∙(240/2) = 80 ед., хдр = (0,25/(0,5 +
+ 0,25))∙(240/6)=13,3 ед.


1.4. Эластичность спроса и предложения

Ключевые понятия

Эластичность спроса, единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициенты эластичности спроса. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность, точечная эластичность, дуговая эластичность. Эластичность предложения.

Факторы производства и распределение доходов: теоретическое обоснование и фактическая реализация.

Рыночное равновесие и спрос на экономические ресурсы. Особенности спроса на ресурсы в ycловиях совершенной и несовершенной конкуренции. Эластичность спроса на ресурсы. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие ресурсы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...