Поверхностная структура
п ние новых проблем через использование существующих схем) и ак-комодсщшо (изменение существующих схем для решения новых проблем). Важность этой точки зрения заключается в том. что в ребенке видят активного участника процссса собственного разви-тия, а не пассивного рсципиента биологических воздействий (со-зревание) или стимулов окружающей среды. Идеи Пиаже в течение долгого времени оказывали огромное влияние на психологию и во многом способствовали развитию об-разовательных теорий второй половины XX века. Критики утвер-ждали, что Пиаже недооценивал способности маленьких детей. Теорию Пиаже часто называли «антиобразовательной», в том смысле. что она описывает жесткую последовательность событий, с трудом изменяемую через обучение и тренировку. Пиковое переживание Термин гумсишстической психологии, означающий важный мо-мент в жизни человека, когда он испытывает глубокое чувство чего-то чудесного и непреходящего. В результате такого пережи-вания человек обычно чувствует себя обновленным и духовно пре-ображенным. Пиковое переживание может произойти, когда чело-век слушает музыку, занимается творческой деятельностью или даже испытывает влюбленность. Абрахам Маслоу, который ввел этот термин в употребление, считал пиковые переживания важны-ми моментами в процессе ссшоактуализации, По его мнению, они: • Позволяют человеку увидеть себя во всей своей полноте. • Высвобождают творческие способности, спонтанность и экс-прессивность. • Устраняют невротические симптомы. • Улучшают представление человека о жизни в целом. Пищевые расстройства Термин, обозначающий серьезные нарушения аппетита или привычного распорядка питания. Главными типами пищевых рас-стройств являются анорексия и булимия. См. также Нервная сіпо-рексия.
ПК ПК — аббревиатура, иногда используемая в качестве синонима термина «психокинез». п Плацебо Безвредный препарат, не обладающий какими-либо лекар-ственными свойствами. Плацебо дается участника коіітролыюй группы, чтобы лечебный эффект настоящего медицинского препа-рата можно было отделить от психологичсских эффектов, выяв-ленных у людей, которые думали. что получают лекарство. Поведение Общий термин, описываюший любую реакцию оргаішзма, ко-торую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения би-хевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чс-ловеческой псшяти или механизм решения проблем можно счи-тать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом. «Поведение постороннего» Этот термин, известный еще как «эффект постороннего», обо-значает склонность людей, ставших свидетелями чрезвычайного происшествия, игнорировать наличие проблемы. Обычные эпизо- С пассивным Два незнакомых Один товарищем человека Эффект постороннего: воздействие второго наблюдателя на вмешательство в чрезвычайной ситуации
п ды повседневной жизни происходят по знакомым сцешіриям, но чрезвычайные происшествия не запланированы, незнакомы и час-хо требуют немедленной реакции. Единственным важным факто-ром, определяющим готовность помочь в чрезвычайной ситуации, является текущее положение человека: находится ли он в одиноче-стве или в обществе других людей. В присутствии других потенци-альных помощников люди помогают гораздо реже, чем когда ря-дом никого нет.
Этот феномен, по всей видимости, обусловлен тремя соци-альными процессами: • Процессы общественного воздействия: люди оглядываются на других, чтобы правильно интерпретировать ситуацию. Если другие не реагируют, положение не кажется слишком серьезным. Поскольку нас учат сохранять спокойствие в нео-жиданных ситуациях, бездействие автоматически рассматри-вается как наиболее уместная реакция. • Присутствие зрителей: риск оказаться в неловком положе-нии блокирует побуждение оказать помощь тому, кто в ней нуждается (см. Предчувствие оцеики). • Распыление ответственности: в присутствии нескольких лю-дей ответственность за возможную помощь распределяется между ними, поэтому каждый человек ощущает меньшую ответственность. Эти три процесса подкрепляют друг друга и уменыпают веро-ятность прихода на помощь в чрезвычайных обстоятедьствах. Поверхностная структура См. Глубиииая структура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|