Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перцептуальное постоянство




п

Парадигма предрасположенности к стрессу

Убеждение в том, что люди могут обладать предрасположенностью к развитию конкретного расстройства, которое затем делает их более уязвимыми к событиям, происходящим в окружающем мире (стресс). Если человек имеет предрасположенность к расстройству (например, унаследовал от родителей какую-то биологическую дисфункцию), это не обязательно означает, что у него проявятся симптомы этого расстройства. Развитие болезни определяется стрессовыми обстоятельствами — например, последствиями психологической травмы. Вполне достоверно установлено, что шизофрения имеет наследственную предрасположенность, в результате чего некоторые люди более склонны к развитию этого расстройства. Наличие или отсутствие симптомов определяется воздействием стрессовых обстоятельств, с которыми человек сталкивается в своей жизни.

Личность А уязвима перед слабым стрессом, личность Б — перед умеренным стрессом, а личность В — лишь перед сильным стрессом

Индивидуальные различия стрессового порога

Парадокс

Любая ситуация, не существующая с логической точки зрения. Большинство так называемых парадоксов в психологии возникает из-за временного непонимания или в тех ситуациях, которые можно легко понять, если выйти на другой уровень объяснения. Примером служит парадокс альтруизма у животных, когда животное подвергает себя опасности, не получая от этого никаких видимых преимуществ для себя. С точки зрения дарвиновской теории эволюции, оно поступает парадоксальным образом, однако на ином уровне объяснения (например, с точки зрения родственного отбора) парадокс исчезает.

п

Парадоксальный сон

Тсрмин используется как синоним фазы сиа с быстрым двыэісе-цием глаз. Он называется парадоксальным потому, что быстрое движение глаз у человека, который находится в состоянии сна, со-здаст впечатление, будто он бодрствует. Электроэнцефсілограмма регистрирует даже ббльшую активность мозга. чем в бодрствую-щем состоянии.

Паразитизм

Акт питания телесными тканями живого организма. Паразитизм отличается от отношений «хищник-добыча», поскольку хищник сначала убивает добычу, а затем пожирает его. Возможно, это самое простое различие, но не вполне точное. Существуют многочислен-ныс хищники, которыс не убивают свою добычу перед съедением, а многие паразиты в конечном счете убивают организм-«хозяин». Не-которые паразиты (например, ленточные черви) не питаются непос-редственно живыми тканями «хозяина», а поедают пищу, перевари-ваемую в его желудке. К другим разновидностям паразитизма отно-сится клептопаразитизм, когда одно животное крадет у другого его добычу (что часто происходит у некоторых видов морских птиц), и выводковый паразитизм, когда животное-паразит откладывает свои яйца в гнездо животного-«хозяина», которое затем вынуждено кормить и воспитывать его потомков. Самым распространенным примером этой формы паразитизма является кукушка.

Паралингвистика

Изучение того, как мы говорим (в противоположность тому, что мы говорим). Паралингвистика изучает выражение лица при разговоре, паузы, тембр голоса и т. д.

Параллельная игра

Разновидность игры, когда дети играют рядом, и каждый знает о присутствии соседа, но не пытается присоединиться к его игре. Это можно видеть, когда несколько малышей играют с большим конструктором, в котором есть много составных деталей. Дети могут строить отдельные модели, не стремясь к сотрудничеству и не проявляя видимого интереса к деятельности других детей. Счи-тается, что ребенка привлекает компания других детей, однако его общественные или разговорные навыки еще недостаточны для эф-фективного общения.

п

Параллельная обработка

Один из видов обработки информации, когда несколько опера-ций могут выполняться одновременно. В отличие от осознанной обработки, которая обычно выполняется последовательно, этот вид обработки происходит без осознанных усилий. Например, чи-тая эти слова, вы одновременно обрабатываете их смысл, синтак-сис и произношение. Однако более сложные операции, такие как обработка разговора с другим человеком, могут происходить лишь поэтапно — т. е. мы не в состоянии нормально разговари-вать с несколькими людьми одновременно.

Параноидальная шизофрения

Вид психоза, когда в сознании пациента развивается организо-ванная система бредовых состояний, сопровождаемых гситюцииа-циями. Хотя мыслительные процессы параноидального шизофре-ника затуманены и оторваны от действительности, они не фраг-ментированы, как при других формах шизофрении.

Параноидальное расстройство

Расстройство, при котором пациент испытывает стойкое бредо-вое состояиие величия или ревности, но не страдает галлюцинация-ми, сопровождающими параноидальную шизофрению.

Парапсихология

Область психологии, связанная с изучением паранормальных яв-лений (тех, которые нельзя объяснить в терминах обычного чув-ственного опыта). К паранормальным феноменам относятся ясно-видение (способность воспринимать объекты или события без не-посредственной стимуляции органов чувств), прекогнистика (зна-ние будущих событий) и телепатия (передача мыслей на расстоянии). Объяснение этих феноменов вызывает значительный скептицизм у представителей традиционной психологии по следу-ющим причинам:

• Результаты исследований, подтверждающих паранормаль-ные феномены, трудно воспроизвести в контролируемой ла-бораторной обстановке.

• Такие объяснения ясновидения, как «удаленное видение» (зрительное восприятие объектов, удаленных за тысячи миль), противоречат основным законам физики.

п

• Объяснения часто вступают в противоречие с принципами и методологией современной науки. К примеру, феномен пре-когнистики подразумевает, что будущее неким образом вли-яет на настоящее (хотя бы потому, что становится известным для нас). Это умозаключение противоречит нашему понима-нию принципа причин и следствий.

• К сожалению, эта область психологии привлекает многих шарлатанов, которые бросают тень на результаты иссле-дователей, предпринимающих искренние попытки объяс-нить паранормальные феномены научно достоверным об-разом.

Парасимпатическая нервная система

Вместе с сштатической нервиой системой она образуют авто-иомиую нервную систему организма. Симпатическая и парасимпа-тическая системы имеют взаимно дополняющие, хотя и не обяза-тельно противоположные функции. Симпатическая система акти-вирует мышцы и железы организма. С другой стороны, парасим-патическая система дезактивирует мышцы и железы, возвращая организм в состояние покоя и расслабления. Хотя в этой последо-вательности их действия взаимно дополняют друг друга, в других случаях обе системы находятся в активном состоянии. Классичес-ким примером является тенденция, наблюдаемая у многих живот-ных, опорожняющих мочевой пузырь (парасимпатическая реак-ция) в состоянии физического возбуждения (симпатическая реак-ция).

Парафилия

Неестественное сексуальное влечение к определенным объектам или видам деятельности. Это могут быть дети, животные, даже чувство боли или унижения. Для диагноза «парафилия» необходи-мы следующие условия:

• Сексуальные позывы или фантазии должны быть интенсив-ными и периодически повторяющимися.

• Человек должен либо следовать своим побуждениям, либо испытывать крайнее чувство вины и стыда в связи с ними.

• Сексуальные позывы или фантазии должны повторяться, по крайней мере, в течение полугода.

1 п______________________________________

Диагноз парафилии выносится в довольно редких случаях; этим расстройством страдают преимущественно лица мужского пола. До сих пор исследования еще не позволили точно опреде-лить причины парафилии и разработать соответствующие методы лечения.

Партнерская любовь

Чувство любви и привязанности, основаннос на взаимном вле-чении, уважении, дружбе и общей заботе о чувствах и интсресах партнера.

Пассивное наблюдение

Один из методов наблюдения, когда исследователь наблюдает за поведением человека или группы, не вмешиваясь в изучаемую ситуацию (см. Естествеішое паблюдение).

Педагогическая психология

Широкая область исследований, связанная с применением пси-хологических методов в процессе образования. Исследователи в области педагогической психологии применяют принципы обуче-ния на учебных занятиях, в системе школьного управления, в псы-хометрических тестах, при подготовке учителей и в других аспек-тах, тесно связанных с процессом образования. В Великобритании психологи-педагоги принимают деятельное участие в работе учеб-ных заведений. Обычно они имеют диплом с отличием по психо-логии, квалификацию преподавателя и соответствующий опыт. По окончании аспирантуры специалист может получить степень магистра в области педагогической психологии.

Первичное подкрепление

См. Подкреплеиие.

Передний мозг

См. Головной мозг.

Перекрестная надежность

Степень согласия двух или более наблюдателей при классифи-кации или оценке изучаемого поведения. Чем болыпе наблюдате-лей соглашается друг с другом, тем выше степень перекрестной на-дежности эксперимента.

 

п

Переменная

Любой параметр. значенис которого может изменяться. Так, в тесте на умственное развитие. переменной являются интеллекту-альные способности человека; в эксперименте по оценкс воздей-ствия музыки на умственные вычислсния переменной являстся громкость музыки. При разработке экспсримснтальных схем псре-менные подразделяются на зависимые, иезависимые и внешние.

Перенос (смещение аффекта)

Термин психотерапии, описывающий ситуацию, в которой па-циент воссоздает чувства и конфликты из собственной жизни (осо-бенно ранние чувства по отношснию к родителям), а затем перено-сит их на терапевта.

Перенос навыка

Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ра-кеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.

Перманентная память

Убеждение, разделяемое многими психологами, которос заклю-чается в том, что воспоминания не утрачиваются навсегда, но со временем просто становятся недоступными. Доказательства в под-держку этой теории довольно разрозненны; такие исследования, как электрическая стшіуляцыя мозга и сеансы гиппоза, не смогли предо-ставить убедительных свидетельств восстановления предположи-тельно утраченных воспоминаний. То, что считается восстановлен-ными воспоминаниями, часто бывает расплывчатым и неточным представлением человека о его прошлом жизненном опыте.

Перцептуальная защита

Феномен, при котором слова, обладающие мощным эмоцио-нальным зарядом или рассматриваемые как «табу», воспринимают-ся труднее, чем слова, обладающие нейтральным значением. При использовании тахистоскопа можно показывать участникам экспе-римента слова в течение очень короткого времени (например, 10 мс, 20 мс и т. д. ), пока человек не начнет распознавать их смысл. Обыч-но порог распознавания эмоционально заряженных слов выше, чем

п

для нейтральных (т. е. они труднее поддаются правильному опозна-нию). Это считается свидетельством того, что бессознательный за-щитный механизм удерживает человека от восприятия потенциаль-но тревожного события. Однако здесь утрачивается различие меж-ду бессознательной и осознанной защитой — иными словами, сму-щением, возникаюшим при мысли о необходимости произносить «запретные» слова перед экспериментатором.

Перцептуальная организация

Способность организма упорядочивать информацию, поступа-ющую от органов чувств, в осмысленный перцептуальный опыт. Примеры перцептуальной организации включают:

• Восприятие формы: способность воспринимать фигуры от-дельно от фона.

• Пространственное восприятие: способность определять раз-меры и расстояния в трехмерной среде.

• Постоянство: способность воспринимать предметы одинако-во, несмотря на изменение условий наблюдения.

• Движение: способность четко отделять движущиеся предме-ты от неподвижного фона.

Перцептуальное постоянство

Свойство восприятия, создающее у нас одинаковое перцепту-альное впечатление о предметах, несмотря на изменение условий наблюдения. Широко распространенными примерами считается постоянство размера, постояиство формы и постояиство цвета.

Пиаже, Жан (1896—1980)

Швейцарский психолог, чьим главным вкладом в психологию было убеждение, что иителлект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития. Пи-аже не считал интеллект врожденным качеством; по его мнению, ин-теллект развивается в результате постоянно меняющегося взаимодей-ствия между ребенком и окружающей средой. Согласно теории Пи-аже, ребенок проходит через отдельные этапы развития, каждый из которых характеризуется качественно иным способом мышления.

В процессе развития ребенок вырабатывает умственные струк-туры, называемые схемсти, которые позволяют ему решать теку-щие проблемы. Адаптация происходит через ассимиляцию (реше-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...