Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парадигма




м

«Маленький Альберт»

Исследование по классическому сіюрмированию условных реф-лексов, проведенное в 1920 году Уотсоном и Рейнером. Каждый раз, когда девятимесячный ребенок играл с мышкой, эксперимен-татор производил громкий шум. После многократного повторс-ния этого опыта у ребенка развился страх перед мышами с после-дующей генерализацией на других пушистых животных, и даже на бороду Деда Мороза!

«Маленький Ганс»

Одно из наиболее знаменитых исследовапий лтности, проведен-ное Фрейдом. Ганс был десятилетним мальчиком, который боялся, что его укусит лошадь, если он выйдет на улицу. Фрейд диагнос-тировал этот страх как символический — т. е. лошадь в данном случае символизировала пенис. Это рассматривалось как указание на комішекс кастрации, встречающийся у детей мужского пола в результате Эдипова комігпекса.

Маниакально-депрессивный психоз

См. Биполяриые расстройства.

Маниакальные расстройства

Группа психических расстройств, не входящих в диагноз ши-зофрении, однако тоже характеризующихся присутствием одной или нескольких маниакальных идей. В целом, эти расстройства сравнительно редки; вероятность их проявления немного возрас-тает в пожилом возрасте. К примеру, можно встретить людей, убежденных в том, что соседи пытаются отравить их кошку или строят заговор против них.

Мания

Эмоциональное состояние болезненно-повышенного возбужде-ния, что приводит к гиперактивности, рассеянности, чрезмерной

м

разговорчивости и нарушенному («скачущему») мышлению. Люди, страдающие манией, почти всегда испытывают приступы депрессии. Термин обозначает также сильное, почти болезненное пристрастие, влечение к чему-либо.

Маслоу, А. (1908-1970)

Представитель гуманистической психологии, который ввел термин «третья сила», демонстрирующий отличие главных убеждений гуманистической психологии от сложившихся подходов психоанализа и бихевиоризма. Маслоу предложил довольно оригинальную (для того времени) концепцию о том, что люди обладают унаследованной психологической структурой потребностей, склонностей и способностей, обычно направленных на благо общества. Это резко контрастировало с фрейдистской доктриной, согласно которой человеческие влечения и потребности считаются антиобщественными по своей сути и требуют «обуздания» в процессе социализации. Маслоу считал, что для здорового развития необходима реализация наших способностей, а симптомы психических расстройств являются результатом торможения или подавления этих способностей.

Наибольшую известность Маслоу принесла его схема иерархии потребностей, основанная на предпосылке, что главные физиологические потребности (голод и жажда) должны удовлетворяться перед высшими потребностями (такими как самоуважение и самоактуализация). Конкретные виды самоактуализации меняются в

Иерархия потребностей по А. Маслоу

м

зависимости от характера человека. Это может быть создание ху-дожественных произведений, спортивная карьера или даже хоро-шее выполнение родительских обязанностей. При достижении са-моактуализации пиковые переживаиия, связанные с этими аспекта-ми жизни. становятся обычным делом.

Критики теории Маслоу подвергают сомнению валидиостъ его утверждений. Некоторые полагают, что несмотря на внешнюю привлекательность, доводы Маслоу лишены научной достоверно-сти и не подкреплены доказательствами. Сам Маслоу говорил, что хотя его теорию нельзя считать успешной в эксперимеиталъном смысле, она хорошо согласуется с личным опытом многих людей и позволила им обрести смысл в жизни.

Медиана

Средний (центральный) показатель в диапазоне результатов. К

примеру, в серии 3, 3, 3, 5, 6 медиана равна 3.

Межвидовая дискриминация

Термин описывает тот факт, что дискримииация животных логи-чески сходна с другими видами дискриминации, такими как меэіс-возрастиая коикуренция и расизм. Для них характерна классифика-ция всех членов группы на основе часто условных и необъектив-ных характеристик. Затем этот «ярлык» используется для оправда-ния дискриминации. Мы можем оправдывать использование других видов животных в своих целях, исходя из предпосылки, что они не обладают разумом и не разделяют нравственных принци-пов, присущих человеку. Эта концепция часто цитируется теми, кто выступает против экспериментов над эісивотными по этичес-ким соображениям.

Межвозрастная конкуренция

Разновидность дискриминации, когда отношение к людям ста-вится в зависимость от их возраста. Хотя технически этот термин применим к дискриминации любой возрастной группы, он обычно относится к дискриминации пожилых людей. Эта дискриминация может принимать различные формы, от законодательных и соци-альных ограничений до личной враждебности в семейных взаимо-отношениях. Утверждается также, что сама психология как наука проявляет предвзятое отношение к схемам поведения, распростра-ненным в пожилом возрасте: во многих теориях человеческой дея-

м

тельности возрастныс изменения рассматриваются в контексте расстройства личности (см. Отчуждеиие).

Международная классификация расстройств (ІСй)

Система классификации физических и психических рас-стройств, публикуемая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В ней приводится статистика заболеваемости по многим странам, в результате чего специалисты из многих стран могут достигать значительного согласия в оценке характеристик различ-ных расстройств. ІСБ-10. наиболее современная версия на момент создания этой книги, акцентирует вниманис на характерных симп-томах и течении расстройств, а не на их этиологии или лечении. ІСО не предназначена для диагностических целей, в отличие от ИЗМ, которое служит в основном для постановки клинических диагнозов.

Межличностная аттракция

Изучение процессов и факторов, участвующих в формировании взаимного влечения. Термин относится к различным видам ат-тракции, включая дружбу, половое влечение и романтическую лю-бовь.

Межнациональное исследование

Сравнение двух или большего числа культур (например, Япо-нии, Кении и Гватемалы) в контексте определенных аспектов этих культур, таких как стиль воспитания детей, когнитивное развитие или общественные условности. Цель межнационального исследо-вания заключается не в установлении различий между культурами, а скорее в изучении воздействия разнообразного культурного опыта на человеческое восприятие. Так, если нас интересуют ре-зультаты различного опыта социализации при когнитивном разви-тии, межнациональное исследование предоставляет нам возмож-ность естествеииого экспершіеита.

Аргументы за:

• Предоставляет возможность естественного эксперимента для оценки роли различного опыта социализации при когнитив-ном развитии.

• Может продемонстрировать уииверсалъиые области деятель-ности и опыта.

м

Аргументы против:

• Часто бывает трудно отделить результаты конкретного опы-та социализации от результатов. обусловленных другими факторами, о которых нам ничего не известно.

• В наблюдениях могут присутствовать свидетельства этно-цеитризма: мы склонны рассматривать другие культуры. ис-ходя из перспективы западного человека, поэтому некото-рые виды поведения могут показаться сиюрмалыѣ ши просто потому, что они отличаются от наших.

Межполовой отбор

См. Половой отбор.

Мезоморф

См. Коиституциоиная теория.

Мейоз

Вид клеточного деления в организме, при котором вырабаты-ваются сперматозоиды и яйцеклетки. Во время мсйоза происходит деление хромосом с образованием 23 хромосом в каждой из двух гамет (шести клеток). Количество хромосом в каждой клетке вследствие этого процесса уменьшается наполовину.

Меланхолия

Состояние, описанное древними греками и римлянами, харак-теризуемое глубокой и продолжительной печалыо. Наиболее близко соответствует тому, что в наши дни называется депрессией.

Метакоммуникация

В буквальном смысле, «сообщение о сообщении», когда первая демонстрация изменяет смысл последующей. Наиболее известным примером метакоммуникации является «игривый поклон» у собак. Принимая эту позу перед шуточной схваткой, собаки сообщают друг другу, что следующая за ней агрессивная поза на самом деле не настоящая, а игровая.

Метод двойной страховки

Экспериментальная процедура, разработанная для уменьшения искажений, которые могут возникнуть в том случае, если участник

м

или экспериментатор знает, какое условие экспершіеі ипа выиолня-ется в данный момент. Если никто не обладает этой информанией, то они не могут приспособить свое поведение для достижения ожидаемых результатов.

Метод поперечных срезов

Тип организации экагерішеііта, когда группы людей разного возраста изучаются одновременно. К примеру. исследователь, ко-торый хочет выяснить, как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы.

Аргументы за:

• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т. е. типичных представле-ниях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встреча-ется с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лоигитюдпого метода.

Аргументы против:

• Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом воз-расте. Проблема становится особенно острой, когда изучает-ся широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».

Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».

Метод фокусировки

Один из способов повышения эффективности работы памяти. Человек, пользующийся этим методом, запоминает несколько раз-ных мест (например, комнат в доме или остановок во время про-гулки), а затем представляет одну из запоминаемых тем или объек-тов в каждом из этих мест. Чтобы вспомнить тему, он мысленно

м

нроходит по дому, поочередно посещает каждую комнату и «ви-дит» объект, который там находится. К примеру, для запоминания этических ориентиров Брытшіскоіі ассоцыиции псыхологов, мы мо-жем зайти на кухню и увидеть профессионального повара за рабо-той, а потом зайти в столовую и посмотреть на часы, которые все-гда показывают неправильное время (ключевые слова здесь «ком-пстснтность» и «обман»). См. также Сыстеми ключевых слов и Мне-моныки.

Методика «дверью в лицо»

Одна из методик уступчывости, когда человека сначала просят о значительной услуге (обычно получая отказ), а затем просят о друтой, гораздо меньшей услуге. К примеру, если вы хотите занять пять фунтов у отца, то у вас болыхіе шансов на успех, если начнете с двадцати фунтов, получите отказ, а затем попросите пять фун-тов. Поскольку вы пошли на уступку, значительно снизив свои требования, другой человек тоже ощущает потребность уступить.

Методика «ногой в дверь»

Методика уступчывости, основанная на том, что если человек сначала соглашается на небольшую просьбу, то позднее он может пойти навстречу в гораздо более значительных вопросах. К приме-ру, если вы просите соседа покормить вашу кошку, пока вас не будет дома на выходные, то есть вероятность того, что он согла-сится кормить вашу кошку, выгуливать собаку и поливать домаш-ние растения, пока вы будете проводить отпуск в Южной Америке (см. также Методыка «дверыо в лицо»).

Методика «составной головоломки»

Методика, разработанная для нейтрализации предубежденыы, которая чаще всего применяется в экспериментах с участием детей разных национальностей. Перед каждым из членов группы ставит-ся задача по усвоению информации, образующей лишь одну часть урока. Затем ребенок должен поделиться этой информацией с ос-тальными детьми. Поскольку каждому из членов группы прихо-дится полагаться на остальных для успешного завершения урока, они должны поддерживать друг друга, а не соперничать в борьбе за лидерство. Результаты этой методики подкрепляют мнение о том, что она укрепляет сплоченность группы и улучшает отноше-ния между детьми, однако нет оснований полагать, что эти отно-

м

шения могут распространяться на других детей, принадлежащих к разным культурам или национальностям.

Методики релаксации

Наиболее распространенная методика релаксации заключается в поочередном напряжении и расслаблении каждой группы мышц. Цель этой процедуры — выявить контраст между чувствами, которые мы испытываем в напряженном и расслабленном состоянии. В конечном счете мы учимся расслаблять мышцы без предварительного напряжения. Релаксация является важным аспектом систематической десенсибилизации, когда несовместимость релаксации и чувства тревоги по отношению к пугающему объекту в конце концов заставляет пациента расслабляться в его присутствии.

Механизм овладения языком

Механизм, позволяющий детям овладевать языковыми навыками, предложенный Хромским, и, по его мнению, свойственный только человеку. Этот вроэ/сденный механизм позволяет маленьким детям усваивать правила человеческой речи, а затем применять эти правила в повседневном общении.

Ребенок слушает разговорную речь -------> -------> -------> Механизм овладения языком использует информацию для построения «языковых правил» -------> -------> Ребенок составляет грамматически правильные предложения

Механизм овладения языком

Миелиновый покров

Слой жироподобного материала, покрывающий аксоны нервных клеток. Миелиновый покров выполняет две главные функции. Первая заключается в изоляции нервных клеток, чтобы импульсы, идущие от одной клетки, не вносили помехи в импульсы другой клетки. Во-вторых, миелиновый покров помогает ускорить передачу нервных импульсов по аксонам (см. Нейронная трансмиссия).

Мимикрия

Внешнее сходство одного животного (имитатора) с другим животным (моделью), развившееся в процессе естественного отбора

м

и ооычно предоставляющее определенные преимущества живот-ному-имитатору. Существует много разных видов мимикрии, включая следующие:

• Защитная мимикрия. Хищники избегают контакта с живот-ным-имитатором из-за его физического сходства с более опасной или ядовитой моделыо. Хотя обычно имитатор ко-пирует признаки других животных, он может имитировать растения и другие объекты. К примеру, неподвижный бого-мол похож на сухую древесную ветку, несъедобную для ха-мелеона, который обычно охотится на богомолов. Хотя за-щитная мимикрия имеет явные преимущества для выживания вида, ее эффективность зависит от других важных факто-ров — например, от численности имитаторов по сравнению с численностыо моделей. Если первые гораздо многочисленнее, хищники сталкиваются с ними чаще, чем с объектами мимик-рии. Убедившись в съедобности животного-имитатора, хищ-ник будет охотиться за такими же животными, вместо того чтобы избегать их.

• Предупредительная мимикрия: все представители ядовитых или несъедобных видов обладают сходной предупреждаю-щей окраской. При этом не происходит «обмана», и все жи-вотные-имитаторы получают выгоду, так как хищники иг-норируют их. В отличие от защитной мимикрии, в данном случае бывает трудно отличить животное-имитатора от его модели.

Губан-чистильщик

Мимикрирующая саблезубая морская собачка

м

• Агрессивная мимикрия: одно животное имитирует другое с целью воспользоваться преимуществами особой связи, суше-ствующей между моделью и другими животными. Саблезу-бая морская собачка имитирует окраску и повадки губана-чистилыцика, однако в отличие от модели, очищающей от паразитов более крупную рыбу. имитатор питается мясом своих незадачливых «клиентов».

Минимальная дисфункция головного мозга

Термин используется для описания некоторых видов анормаль-ного поведения у детей, когда есть основания подозревать некую органическую причину, еще не выявленную современной медици-ной. В частности, незначительная травма головного мозга предла-галась в качестве объяснения дислексии и дефицит внимания у гипе-рактивных детей (ДВГ).

Минимальные группы

Категория групп, представители которых имеют очень мало общего и почти не взаимодействуют друг с другом. Исследуя та-кие экспериментально подобранные группы, психологи установи-ли, что даже на основе минимального взаимодействия начинает вырабатываться чувство групповой принадлежности и внутренней элитарности, а также предубеждепия по отношению к другим группам.

Митоз

Разновидность клеточного деления в организме, когда клетка делится на две другие клетки, каждая из которых обладает пол-ным набором хромосом. Каждая новая клетка получает точную копию хромосом первоначальной клетки. В процессе развития митоз происходит снова и снова, до полного формирования взрос-лого организма.

Мнемоника

Совокупность методик для улучшения памяти. К примерам мнемонических устройств относятся метод фокусировки и система ключевых слов. Хотя мнемонические техники улучшают запомина-ние простой информации, их эффективность при запоминании сложной информации более ограничена, и они не ведут к понима-нию запоминаемого материала.

м

Мода

Наиболее часто встречающееся значение в серии результатов. Например, в серии 3. 3, 3. 5, 6 мода равна 3.

Моделирование

Фундаментальный аспект научения через иаблюдепые, когда один человек наблюдает за действиями другого (модели), а затем пытается имитировать его поведение. Моделирование считается составной частыо процесса социатизации.

Модель

В психологии — нечто вроде «мини-теории», дающей схему свя-зи между различными аспектами поведения. К примеру, моделъ памяти Аткинсона-Шиффрииа объясняет взаимосвязь между сен-сорной, краткосрочной и долговременной памятыо. Термин также используется для описания личности, оказавшей значительное воз-действие на социализацию другого человека. В этом контексте о личности говорят как о «ролевой модели».

Модель «веры в здоровье»

Наша готовность обратиться за помощью к врачу или отка-заться от вредной привычки зависит от двух факторов: степени осознания угрозы здоровью и веры в то, что определенное поведе-ние уменьшит эту угрозу. Модель «веры в здоровье» объясняет нежелание многих молодых людей придерживаться правил пове-дения, уменьшающих риск опасной болезни или несчастного слу-чая. Они просто не считают угрозу реальной, поэтому не хотят из-менять свое поведение. По той же причине многие люди старшего возраста не отказываются от вредных привычек (например, куре-

 

Многоэтажная модель памяти по Аткинсону и Шиффрину (1971)

м

ния): они не верят, что такой отказ значительно уменьшит угрозу их благополучшо.

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина

Известна такжс под названием «многоэтажной модели памя-ти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных. но после-довательно связанных' систем памяти: сенсорной, кратковремен-ной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в крат-ковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менсе постоянные вос-поминания, извлекаемые для повторного использования (напри-мер, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отли-чается от другой по способу обработки информации, объему со-храняемых сведений и длительности ее сохранения.

Модификация поведения

Любая бихевиористская методика, основанная на процедуре вы-работки ииструменталъиых условиых рефлексов. Включает модели-рование, формирование условиых рефлексов путем последователыю-го приближения и жетопиую систему.

«Мозговой штурм»

Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о спо-собах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться свободное течение мыслительного процесса. Среди предлагаемых решений одно обычно оказывается правильным, хотя его значение может быть не столь очевидным при первом упоминании.

Мозжечок

Часть ствола головного мозга. Его главная функция заключает-ся в координации движений и поддержании равновесия тела.

Моногамия

Брачная система, при которой самцы и самки обычно спари-ваются лишь с одним представителем противоположного пола.

м

Если моногамная пара животных существует лишь в теченис одного сезона спаривания, а в следующем сезоне образуется связь с новым партнером, это называется «серийной моногами-ей». У самцов и самок моногамия развивается по разным при-чинам. У самцов:

• Самцы лучше могут зашишать отдельных самок. Остава-ясь с одной самкой, самец может заботиться о ней и по-томстве в течение всего брачного цикла. Хотя полигамия может быть идеальной системой спаривания для самцов некоторых видов животных, они часто выбирают монога-мию в силу обстоятельств, как более реалистичную аль-тернативу.

• При моногамных отношениях выживает больше потомства. чем в тех случаях, когда у самца есть несколько самок.

Для самок:

• В соперничестве заресурсы самки не получают преимущества от спаривания с несколькими самцами.

• Выбор наиболее подходящего самца позволяет обеспечить передачу генов самки следующим поколениям. Моногамное поведение служит достижению этой цели.

Мономорфный

Когда термин используется в словосочетании «половой моно-морфизм», это означает, что между полами одного вида животных не существует явных различий в размере, окраске и т. д.

Моральная дилемма

Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участпик экспе-римента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия. Реше-ние такой дилеммы связано с трудным моральным выбором, на-пример: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «посту-пить по закону и позволить человеку умереть». Решение мораль-ных дилемм дает важную информацию о способе мышления лю-дей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.

м

Типичная моральная дилемма

Моральная тревожность

Фрейдистсксія идея о том, что люди испытывают тревогу перед возможным наказанием за потакание импульсам Ид (см. Фрейд) вме-сто следования возвышенным идеям Супер-Эго. В результате многие импульсы Ид (включая половое влечение) начинают ассоцииро-ваться с тревогой и рассматриваются как морально неприемлемые.

Моральные нормы

Стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обще-стве. Моральные нормы обычно не имеют юридической силы, но большинство людей принимает их как должное.

Моральный реализм

Аспект теории нравственного развития Жана Пиаэісе, согласно которому ребенок принимает правила взрослых как нечто абсо-лютное и незыблемое. Одна из главных причин такого подчине-ния заключается в том, что ребенок осознает неравенство сил меж-ду теми, кто устанавливает правила (взрослые), и теми, кто должен выполнять эти правила (дети). Неравенство сил тем более очевид-но, что взрослые могут принудить ребенка к послушанию, а он не имеет силы противостоять им.

Морфема

Минимальная частица речи, обладающая смыслом. Обычно это односложное слово или часть слова, такая как приставка «не-» в словах «ненастный» или «неудачник».

12- 1066

м

Морфологические черты

Характерные черты физического облика. Общеизвестно, что морфологические черты облика новорожденных млекопитающих заставляют взрослых испытывать к ним особую нежность. Корпо-рация Уолта Диснея заработала миллиарды долларов на наших естественных чувствах, эксплуатируя забавные образы маленьких животных.

Мотивация

В наиболее общем смысле, мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя оп-ределенным образом. Существует три главных объяснения фсно-мена мотивации:

• Физиологические объяснения подчеркивают важность внут-ренних стимулов или потребностей. К примеру, животное, лишенное пищи, будет испытывать голод и стремиться к по-искам пищи для удовлетворения своей физиологической по-требности. Такие состояния, как голод, жажда и половое влечение, часто называются «первичным драйвом» из-за их важного значения для организма.

• Бихевиористские объяснения опираются на внутренние сти-мулы, приобретенные в процессе научения. Пример — моти-вационная тяга к обладанию деньгами. Мы испытываем мощную мотивацию к оплачиваемой работе из-за усвоенной ассоциации денег с такими состояниями «первичного драй-ва», как голод и жажда.

• Психологические объяснения: концепция «первичного драй-ва», побуждающего нас к конкретным действиям, остается актуальной и при объяснении более сложных видов челове-ческого поведения. Примером сложной внутренней потреб-ности служит мотивация к достиэісению, аффилиация или са-моактуализация по А. Маслоу.

Мотивация к достижению

Склонность к настойчивой работе над трудными задачами. бросающими вызов человеческим способностям. Различие в моти-вации достижения позволяет объяснить, почему дети со средними умственными способностями иногда учатся лучше, чем их более сообразительные товарищи.

м

Мотивированное забывание

Неспособность вспомнить определенные события в результате их вытеснения (см. Забывшшё). Согласно теории Фрейда, некото-рые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что их следует держать за пределами сознательного разума. Это объяснение в целом не имеет экспериментального под-тверждения из-за серьезных этыческих проблем, связанных с по-добными экспериментами.

Моторный нейрон

Отдельная нервная клетка, связанная с рецепторной областыо эффектора — например, определенной группой мышц.

Мультимодальная терапия

Разновидность когнитивио-поведеической терапии, в которой особо подчеркивается роль комплексного подхода к лечению пси-хологических расстройств. Согласно этому подходу, разработан-ному Арнольдом Лазарусом, пациентов нужно оценивать по сле-дующим параметрам:

• Поведение.

• Эмоциональные процессы.

• Ощущения.

• Образы.

• Когнитивные процессы.

• Межличностные отношения.

• Биологические функции.

Лазарус считал, что только комплексный подход может дать наиболее эффективные результаты. К примеру, если проблема заключается в искаженном восприятии одного из аспектов дей-ствительности, то психолог сосредоточивается на мыслительных процессах, вызывающих это искажение. Однако образ мыслей па-циента мог привести к формированию специфического поведения, которое тоже нужно скорректировать для полного преодоления проблемы.

Мутация

Внезапное изменение генотипа организма, не обусловленное обычными схемами наследственности. Во время мейоза хромосомы

12*

м

могут отрываться от хромосомной пары, образуя новые соедине-ния (процесс, который в генетике называется «кроссинговер»). Не-значительные изменения генетического материала могут иметь адаптивную ценность для организма и передаются в процессе ес-тествеииого отбора. Более значительные мутации редко облада-ют адантивной ценностыо, так как они приводят к глубоким изме-нениям характеристик организма, что понижает его общую год-иостъ.

Мышление

Одно из высших психических проявлений; процесс познава-тельной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностыо лич-ности. Термин охватывает различные виды деятельности (творче-ство, интеллектуальные упражнения, решение проблем). Считает-ся, что в каждом случае мы пользуемся мышлением. Виды мышле-ния имеют следующие общие особенности:

• Мышление символично (в нем участвуют слова и образы).

• Процесс мышления не поддается наблюдению, но его суще-ствование выводится через логические умозаключения.

• В процессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием.

н

Наблюдение

Общий термин, используемый для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников экспери-меита. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных (т. е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное опрсде-ление этому термину мы автоматически противопоставляем на-блюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независішой перемениой. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно клас-сифицировать как наблюдательные. В таблице внизу приведены наиболее распространенные категории наблюдения.

Контролируемое наблюдение Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя
Естественное наблюдение Поведение изучается в естественной обстановке. Пример — наблюдение за детьми, играющими на школьном дворе
Активное и пассивное наблюдение Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение) либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение)
Структурное наблюдение Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка по событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие за данный период времени (выборка по временному интервалу)

Навык

Способностъ человека выполнять определенные задачи быстро и компетентно, достигая желаемого результата.

н

Навязчивые идеи

Иррашюнальные мысли и образы, которые вторгаются в созна-ние человека и кажутся неподвластными его воле. Навязчивые идеи могут принимать вид ярких образов (например, катастрофи-ческое событие). убеждений (человек уверен. что в доме полно крыс), сомнений (о будущем, прошлом и т. д. ) и страхов (напри-мер, страх опозориться на экзамене). Частота и интенсивность на-вязчивых идей порождает тревогу, мешающую нормальной чело-веческой деятельности. Попытки игнорировать навязчивые идеи приводят к ещс болыпему повышению уровня тревоэіспосты. Од-ним из способом борьбы с тревогой у людей, страдающих навяз-чивыми идеями, является компулъсивное поведение.

Награда

Любое событие, приятное для организма или удовлетворяющее его потребности (например, пища для голодного животного или одобрение родителей для ребенка). Термин часто используется как синоним подкреігченыя, указывая на то, что награда является мощ-ным положытелъпым стымулом. В таких случаях иногда происхо-дит путаница понятий, и психолог исходит из предпосылки, что любое событие является наградой лишь в том случае, если его осу-ществление после специфической реакции организма увеличивает вероятность проявления этой реакции в будущем.

Надпочечная железа

См. Эндокрынная сыстема.

Наименее предпочитаемый сотрудник (НПС)

См. Вероятностпая теорыя лыдерства.

Наказание

Любая реакция, следующая за определенным событием и уменыпающая вероятность возникновения этого события в буду-щем. К примеру, если ребенка бранят каждый раз, когда он кор-мит собаку едой со стола, то в конце концов он прекратит это де-лать. Наказание может подразумевать запрет на определенную де-ятельность — например, когда ребенку запрещают играть на ком-пьютере, если он плохо себя ведет. Если за определенным поведением не следует наказание, вероятность его повторения в будущем повышается до первоначального уровня.

н

Дебаты о пользе или даже желательности наказания как метода коррекции поведения не привели к каким-либо определенным вы-водам. Ясно, что наказание само по себе не является эффективным способом выработки желательной реакции. Подкрепление, которое может сопровождаться наказанием, обычно увеличивает вероят-ность желательной реакции. Кроме того, наказание имеет нежела-тельные побочные эффекты, включая избегание и эмоциональные расстройства.

В психологии важно проводить различие между наказанием (ослабляющим реакцию) и негативным ігодкреіпеиием (усиливаю-щим реакцию). В обоих случаях организм подвергается воздей-ствию аверсивных стимулов, но в разных обстоятельствах и с раз-личными последствиями.

Нарушение

Любое повреждение или разрушение тканей, вызванное трав-мой или хирургическим вмешательством. В психологии использу-ется также в значении «существенное отклонение от иормы».

Нарушенная речь

Один из позитивных симптомов шизофрении: бессвязная и от-рывистая речь, затрудняющая понимание мыслей больного. Нару-шение речи считается одним из главных диагностических симпто-мов шизофрении, но здесь присутствуют две проблемы:

• Многие шизофреники не страдают нарушениями речи.

• Нарушенная речь также является симптом других рас-стройств, например мапии; таким образом, этот симптом яв-ляется недостаточным для проведения различия между ши-зофренией и другими психическими расстройствами.

Наследственность

Биологическая передача геиетических характеристик потом-ству от родителей. Термин часто используется по контрасту с вли-янием внешней среды, хотя наибольший интерес психологов вы-зывает механизм взаимодействия между наследственностью и ок-ружающей средой.

Настоятельная характеристика

Любой аспект экспериментальной ситуации, побуждающий участника интерпретировать процесс специфическим образом и

н

соответственно изменять свое поведенис. Приспосабливая поведе-ние к тому, что он рассматривает как «требование» эксперимешпа. участник создает предубеждение, которое может исказить резуль-тат исследования.

Экспериментатор дает инструкции -------> Участник реагирует на инструкции, не выясняя других «требований» эксперимента -------> Экспериментатор оценивает связь между зависимой и независимой переменными

Взгляд экспериментатора на процесс эксперимента

Экспериментатор дает инструкции -------> Участник пытается выяснить «истинное» предназначение эксперимента -------> Участник реагирует на инструкции, но изменяет свое поведение в соответствии с интерпретацией событий -------> Результаты искажаются

Роль настоятельной характеристики в процессе экс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...