Привыкание. Привычка. Привязанность
Привыкание Постепснное затухание рвакции организма на новый сппшул, когда становится ясно, что стимул не имеет биологического значе-ния. Животное сначала реагирует на необычный стимул, выказы-вая тревогу (например. вскидывает голову, застывает на месте или убегает). Когда стимул повторяется без каких-либо значимых по-следствий для животного, реакция постепенно затухает. В таких случаях говорится, что у организма выработалось привыкание к стимулу. Привычка Поведеиие, которое было выработано в рсзультате жизненного опыта и теперь выполняется почти автоматически. Примером при-вычки может служить удовлетворение психологической зависимо-сти (обжорство или курение). Существуют различные взгляды на происхождение привычек. Психоаиалитики объясняют привычки как проявление подавлеииых импульсов в виде привычного поведе-ния. Специалисты в области теории иаучеиия рассматривают при-вычки как разновидность усвоенного поведения, которое слабо поддается осознанному контролю. Привычка может быть усвоена в результате последствий того или иного поведения; как только привычка укореняется, она становится самодостаточной и трудно устранимой. Привязанность Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характери-зуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие от-ношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный полоэісителъиый сгтшул, а пища — как первичный по-ложительный стимул (см. Подкрешеииё). В более поздних объясне-ниях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохнове-
п ние из идей теории ішпринтиига (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерыо, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В рабо-те Мэри Эйнсуорт с использованием теста иа незиакомую ситуи-цию определяется несколько видов привязанности (см. Тест иа пе-знакомую ситуаиию). Признак (особенность) Гипотетическая структура, которая рассматривается как при-чина любых стойких характеристик личности. К примеру, если человек постоянно покупает вещи, не слишком задумываясь о цели покупок, мы можем сказать, что сму свойственна импуль-сивность. Сходным образом, если кто-то постоянно опаздывает на встречи, мы можем сказать, что у него отсутствует такой при-знак, как пунктуальность. В геиетических исследованиях термин можно применять для обозначения любой унаследованной ха-рактеристики (например, цвет глаз или форма черепа). Признак стимула Термин обозначает некий аспект стимула, позволяющий на-блюдателю отличить его от другого стимула (к примеру, тонкие различия между пахучими метками, позволяющие уткам-самцам различать уток разных видов), или же некий внешний стимул, оп-ределенным образом направляющий поведение. К примеру, в тео-рии активации виешиих стимулов присутствие определенных сти-мулов (таких как оружие, враждебные лозунги или обычная гру-бость) может подталкивать людей к агрессивиой реакции. Принцип ковариации Аспект теории атрибуции, который гласит, что если два собы-тия совпадают (к примеру, утром вы не выпили обычную чашку кофе, и у вас разболелась голова), у нас возникает искушение рас-сматривать одно событие как причину другого — особенно в том случае, если у нас не болит голова после того, как мы пьем кофе. Этот принцип был применен в аналитической модели вариантнос-ти, где он рассматривается в трех измерениях, связанных с контек-стом человеческого поведения:
• Коисенсус: все ли реагируют одинаково? Если да, то мы имеем высокий консенсус; если рассматриваемое поведение п проявлено только у одной личности, мы имеем низкий кон-сенсус. • Соответствие: является ли реакция человека обычной в данной ситуации? Если да, то мы имеем высокую степень со-ответствия; если нет, мы имеем низкую степень соответствия. • Характерностъ: наблюдается ли такая реакция лишь в дан-ной ситуации или в различных ситуациях? Если она наблю-дается только в данной ситуации, мы имеем сильную харак-терность; если человек реагирует сходным образом в разных ситуациях, мы имеем слабую характерность. Затем, в зависимости от сочетания характерных признаков, мы можем объяснить событие, если соотнесем его с личностыо участ-ника (характериая атрибуция), с объектом деятельности (виешняя или ситуациониая атрибуция) или с ситуацией, в которой наблю-далась данная деятельность (ситуациониая атрибуция).
Альтернативой этому подходу является фокальная модель анормальных условий, отвергающая логические правила умозак-лючений, характерные для аналитической модели вариантности. Она предлагает более простой, нелогичный, почти интуитивный подход к анормальным событиям, которые могли послужить причиной данного поведения. Если случилось что-то необычное или анормальное, это рассматривается как возможная причина поведения, а все остальное отодвигается на задний план. Таким образом, многие люди могут отнести всевозможные успехи или неудачи на счет анормальных событий (в том смысле, как они это понимают). До события эффект отсутствовал; следовательно, они должны быть связаны друг с другом. К примеру, семья от-правляется провести отпуск во Францию, где все заболевают гриппом. Поскольку этого никогда не происходило, когда они проводили отпуск дома, значит, все дело в отъезде за границу. Подобные рассуждения могут удержать их от заграничных поез-док в будущем, так как между болезнью и поездкой образуется стойкая негативная связь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|