Прототип. Процедурное знание. Прямая годность. Психиатр. Психический мораториій. Психическое расстройс-тво
п альным. Противоположным этоэму является аитиобществеипое по-ведепие, когда человек пытается і вредить другим или совершает аг-рессивные поступки. Прототип Термин обычно используетс^я для обозначения личности или объекта, обладающего качестваами, характерными для данной ка-тегории лиц или объектов. Дом і в деревне для многих людей явля-ется абстракцией категории объьектов, известных как «дома». Хотя туземные хижины и дворцы выпаолняют сходную функцию, их ред-ко рассматривают как типичныее для этой категории объектов. Процедурное знание Любой вид знания, к которошу человек не имеет сознательного доступа и которое можно прояввить лишь косвенно, через опреде-ленные действия. Типичным пршмером является езда на велосипе-де. Большинство из нас умеет езздить на велосипеде (процедурное знание) но немногие могут объяаснить, как они это делают или по-чему они не падают с велосипедаа (см. также Декларативиое зиаиие). Прямая годность Репродуктивная выгода, степаень которой можно оценить толь-ко по прямым потомка животноэго, т. е. по его потомству. Психиатр Специалист, получивший меедицинское образование, способ-ный диагностировать и лечитьь психические расстройства. При обучении психиатров предпочтгение отдается биомедицинскому подходу к психологическим просблемам. В отличие от клинического психолога, психиатр может выпшсывать рецепты на лекарства. Психический мораториій Термин, введенный неофрейдшстом Эриком Эриксоном для опи-сания кризисного периода междцу юностыо и взрослостью, когда человек экспериментирует с разгными ценностями и убеждениями, стараясь обрести чувство собстввенной взрослой идентичности.
Психическое расстройс-тво Общий термин, указывающиш на то, что психическое состояние человека дает основание для тсихиатрического вмешательства. п Хермин также подразумевает. что сиюрмалыюе поведеиие обуслов-лено факторами, сходными с теми, которые могут вызвать сомати-ческое (физическое) заболевание. Противники этой точки зрения указывают на то. что в отличие от объективных симптомов физи-ческого заболевания, симптомы психического расстройства носят субъективный характер. Психоанализ Термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретичес-кое направление в психологии; 2) особая методология исследова-ния психики; 3) псих*отсрапевтический метод. Создание психоанализа связано в первую очередь с именем Зиг-мунда Фрейда. Этот подход основан на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессозиателыіъш. Согласно Фрейду, невротические проблемы в зрелом возрасте являются следствием внутренних конфликтов на фаллической (эдиповой) стадии развития. Задача психоанализа как терапевтического метода состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать истинную причину его стра-даний, скрытую в бессознательном, выявить забытые травмирую-щие переживания и как бы пережить их заново. Выведение подав-ленных конфликтов на осознанный уровень позволяет исследовать и решать их. Особенности отношений пациента и терапевта в психоаналити-ческом процессе отражают следующие основные явления и методы: • Метод свободных ассоциаций: пациенту предлагается сво-бодно рассказывать обо всем, что приходит в голову (иног-да — лежа на кушетке). Таким образом пациент может вы-вести на осознанный уровень травмирующие воспомина-ния, которые были подавлены или подвергались цензуре со стороны Эго. • Резистентность (сопротивление): иногда пациент пытается блокировать обсуждение, быстро изменяя тему разговора, или даже активно противится действиям терапевта. Фрейд считал сопротивление важным фактором, указывающим на чувствительные области в подсознании пациента.
• Анализ сновидений: психосшалитик пытается раскрыть и ин-терпретировать символическую природу сновидений паци-ента. Реальные заботы и тревоги пациента часто обретают в сновидениях причудливую фоэрму и переживаются символп-чески. т. е. во сне пациент вшдит нечто, символизирующее скорсе саму тревогу, чем ее пршчину. К примеру, когда во сне мы выходим на перекресток ш думаем, какую дорогу следует выбрать. это может символизіировать важное жизненное ре-шение, предстоящее в будущегм. Реальные тревоги пациента часто скрываются за этой симіволической формой, чтобы за-щитить сознательный разум от непосредственного осозна-ния проблемы. • Интерпретации: психоаналитгик предлагает истолкованис мыслей, поступков и сновидеший пациента, выявляя участву-ющие в них защитпые механшзмы. Терпеливо ожидая, пока сам пациент не придет к опрегделенным выводам, психоана-литик может повысить качестгво интерпретации. • Несогласие: с интерпрстациями связана проблема несогла-сия пациента. Аналитик можсет иметь веские основания для предположения о том, что нессогласие с его интерпретацией является очередным примерош действия защитных механиз-мов пациента. • Перенос (смещение аффектса): пациент, испытывающий внутренний конфликт, можетг перенести подавленные чув-ства (например, по отношенико к родителям) на психоанали-тика. Это обычно означает, чтго внутренний конфликт выхо-дит на уровень осознанного вюсприятия. Психоаналитик по-ощряет этот процесс и способіствует ему. Оценки психоанализа: • Центральная проблема заключіается в том, можно ли вообще назвать пациента полностью шзлечившимся. По мнению не-которых критиков, критерии шзлечения в психоанализе име-ют субъективный характер. • Некоторые исследования пожазали, что люди, которые проходят полный курс психсэанализа, чувствуют себя не-многим лучше тех, кто вообгще не обращался к психоанали-тику. • По всей видимости, психоангализ оказывает благотворное воздействие лишь на определешных пациентов и гораздо ме-нее эффективен при терапии острых психоиатологических расстройств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|