Денежно-кредитная политика.
Ключевые понятия Возникновение денег как результат микроэкономических процессов. Смена форм стоимости: простой, развернутой, всеобщей и денежной. Виды денег и процесс трансформации их микроэкономической природы в макроэкономическую. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Денежное обращение и денежные системы, их типы и элементы. Денежная база, денежная масса. Денежный мультипликатор. Модель Хансена (LM). Денежный рынок, активы и их ликвидность. Денежные агрегаты и измерение денежной массы. Частичный и спекулятивный спрос на деньги как составляющие полного спроса на них. Факторы спроса на деньги: номинальные и реальные доходы и кассовые остатки, процент и процентные ставки. Предложение денег. Электронные деньги и их микроэкономическая природа. Государственная монополия на деньги и неразрешенность микро- и макроэкономической их природы. Проблемы регулирования нового рынка денег. Кредитно-денежная политика Центрального банка. Регулирование учетной ставки. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование денежной массы с помощью нормы банковских резервов. Кредитная политика: кредитная рестрикция и экспансия. Краткие тематические пояснения Предпосылкой изучения темы является уяснение сущности денег, понимание того, каким образом и для чего появляются деньги, в чем их необходимость и каковы их функции. Изучая исторические формы стоимости, необходимо обратить внимание на микроэкономическую природу денег, которая затем была вытеснена ее макроэкономической трактовкой. В современных условиях появление электронных денег вновь напоминает нам о двойственной природе денег.
На денежном рынке имеются субъекты, нуждающиеся в деньгах как в товаре, т.е. как средстве, опосредующем куплю-продажу. Значит, количество денег, используемых для этих целей, будет зависеть от количества имеющихся (предлагаемых) товаров и цен этих товаров, а также от стоимости одноименной денежной единицы и скорости ее обращения. Следует рассмотреть классическую и кейнсианскую концепции спроса на деньги. При анализе спроса на деньги желательно сопоставить формулы И. Фишера и К. Маркса, обратив внимание на роль скорости обращения денег в обеих формулах. Для оценки состояния денежного обращения необходимо уяснить систему денежных агрегатов в зарубежных странах и в России. Денежные агрегаты включают не только собственно деньги, но и активы, выступающие в форме «почти денег», т.е. квазиденег. Затем следует уяснить факторы, определяющие равновесие (или неравновесие) спроса и предложения денег в экономике. Это позволяет соотнести «цену» денег в экономике с определенным периодом времени и конкретными условиями. Обратите внимание на предложение денег в соответствии с уравнением М. Фридмана. Оно выражает собой предложение денег в долгосрочном периоде и играет важную роль в регулировании равновесного состояния экономики. Тестовые задания 1. Функцию средства обращения деньги выполняют в момент: а) непосредственной оплаты покупаемого товара; б) торга, согласования цены на товар; в) оплаты ранее купленного товара в кредит; г) принятия решения о приобретении товара. 2. Из перечисленных активов наименее ликвидным средством являются: а) недвижимость; б) наличные деньги; в) депозиты и вклады; г) государственные ценные бумаги. 3. В России денежный агрегат М0 представляет собой: а) наличные деньги в обращении; б) чековые вклады до востребования; в) срочные вклады;
г) средства Госстраха. 4. Бумажные деньги отличаются от кредитных тем, что: а) они – наличные, а кредитные деньги существуют в форме записей на банковских счетах; б) не подлежат вывозу за пределы страны; в) имеют принудительную покупательную способность, а кредитные деньги – это векселя эмиссионного банка; г) предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг. 5. Автором уравнения, имеющего вид М · V = Р · Q, где М – количество денег в обращении; V – скорость их обращения; Р – средневзвешенный уровень цен; Q – количество всех товаров и услуг, является: а) И. Фишер; б) А. Пигу; в) Дж. М. Кейнс; г) М. Фридман. 6. Автором формулы М = К · Р · Т, где М – количество денег; К – доля годовых доходов, которую желают иметь в денежной форме; Р – уровень цен; Т – физический объем производства, является: а) А. Пигу; б) И. Фишер; в) М. Фридман; г) Дж. М. Кейнс. 7. Согласно доктрины «предпочтения ликвидности» Дж. М. Кей-нса, потребность в денежных средствах не связана с: а) планируемым объемом их предложения; б) необходимостью осуществления текущих сделок; в) неопределенностью будущих изменений нормы процента; г) риском потерь. 8. Денежная система, имеющая фидуциарный характер, – это система, построенная на: а) доверии правительству; б) золото-валютных резервах; в) использовании золота и серебра в качестве денег; г) использовании кредитных денег. 9. К основным функциям денег не относится функция: а) перераспределения доходов; б) средства платежа; в) средства обмена; г) счетной единицы. 10. Компонентами квазиденег не являются: а) наличные средства; б) средства на срочных счетах; в) государственные облигации; г) сберегательные вклады. 11. Деньги на срочных и сберегательных счетах включаются в состав агрегата: а) М2; б) М0; в) М1; г) М0 и М3. 12. Если Центральный банк страны проводит политику «дорогих» денег, то: а) увеличивается объём импорта; б) увеличивается объём национального экспорта; в) сокращается объём импорта; г) сокращается объём национального экспорта. 13. Если Центральный банк страны продаёт большое количество государственных ценных бумаг, то это приводит к: а) сокращению объёма ссуд, предоставляемых коммерческими банками;
б) сокращению общей суммы личных накоплений; в) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков; г) увеличению налогового бремени. 14. Если Центральный банк страны проводит политику «дешёвых» денег, то: а) увеличивается объём национального экспорта; б) увеличивается объём импорта; в) сокращается объём импорта; г) сокращается объём национального экспорта. 15. Если Центральный банк покупает на открытом рынке ценные бумаги на 10 млрд ден. ед. при денежном мультипликаторе, равном 2, то с большой долей вероятности объем денежной массы в стране: а) возрастет на 20 млрд ден. ед.; б) сократится на 20 млрд ден. ед.; в) возрастет до 20 млрд ден. ед.; г) сократится до 5 млрд ден. ед. 16. Для устранения «перегрева» экономики Центральный банк может использовать такой инструмент денежно-кредитной политики, как: а) увеличение нормы обязательных резервов; б) снижение учетной ставки процента; в) покупка государственных долговых ценных бумаг у населения; г) снижение нормы обязательных резервов. 17. К увеличению денег в обращении приведет: а) внесение населением наличных средств на текущие счета; б) продажа Центробанком ценных бумаг населению; в) увеличение Центробанком ставки рефинансирования; г) взаимное кредитование коммерческих банков. 18. Согласно монетарному правилу, в долгосрочном периоде прирост массы денег в обращении должен быть равен темпу прироста: а) реального ВВП; б) инфляции; в) номинального ВВП; г) скорости обращения денег. 19. В результате проведения Центральным банком гибкой денежно-кредитной политики и снижения налогов Правительством РФ объем частных инвестиций в краткосрочном периоде: а) практически не изменится; б) увеличится вдвое; в) уменьшится; г) увеличится. 20. В условиях увеличения государственных расходов и проведения Центробанком гибкой монетарной политики эффект мультипликатора государственных расходов будет: а) больше, чем при жесткой монетарной политике; б) меньше, чем при жесткой монетарной политике;
в) такой же, как при жесткой монетарной политике; г) вдвое меньше, чем при жесткой монетарной политике. 21. Если Центральный банк снизит учетную ставку процента, макроэкономические последствия этого решения могут быть представлены с помощью модели IS-LM: а) смещением кривой LM вправо и вниз; б) смещением кривой LM влево и вверх; в) смещением кривой IS вправо и вверх; г) смещением кривой IS влево и вниз. 22. Продажа государственных ценных бумаг вызывает: а) рост уровня цен; б) сокращение денежного предложения; в) рост процентной ставки; г) уменьшение резервной нормы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|