Понятие «интонационная сторона речи»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение Актуальность курсовой работы. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. Преодоление расстройства интонационной выразительности является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей [1, c. 33]. У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи, по мнению Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, E. H. Винарской, Л. В. Лопатиной, Л. А. Копачевской, Н. А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности. В связи с этим необходимо целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи [3, с. 18].
Объект исследования – учащиеся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования – развитие интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Цель исследования – выявление особенностей развития интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи: –раскрыть понятие «интонационная сторона речи»; – провести исследование развития интонационной выразительности у детей с тяжелыми нарушениями речи; – предложить коррекционную работу по развитию интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования: у детей, с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развита интонационная выразительность. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть полезны для преподавателей и студентов при подготовке к лекциям и семинарам по данной теме.
Теоретические аспекты изучения развитие интонационной выразительности у детей с тяжелыми нарушениями речи Понятие «интонационная сторона речи» Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Значение интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Зайцева Л.А. указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры [15, c. 20]. Все исследователи они сходятся в одном: интонация – не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл [4, c. 33]. Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono», «intonare» – «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения [7, c. 28]. Ученая М. А. Поваляева указывается, что интонация – сложный комплекс просодических компонентов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций [27, с. 41]. Л. З. Андронова указывает, что интонация – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится [2, с. 63]. В психолингвистике единицей интонации является интонема. Интонема передает коммуникативный тип высказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), а также смысловую важность каждой части высказывания – синтагмы. Л. А. Копачевская [19, с. 6] подчеркивает, что под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла. Интонация относится к сверхсегментным средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, высказывания). В высказывании она выполняет следующие функции:
1) объединение частей в единое целое, оформление высказывания; 2) расчленение высказывания на ритмические группы; 3) выражение различных эмоций; 4) характеристика говорящего и ситуации общения в целом; 5) выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах); 6) различение коммуникативных типов высказывания (побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное, подразумевающее); 7) выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему) [19, с. 7]. В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции: 1) разделяет текст на смысловые части; 2) осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части текста; 3) различает стили и жанры повествования; 4) осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие; 5) служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движений или действий, физические свойства предметов и явлений (размер объектов, скорость изменения событий и т.п.). Итак, интонация – это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи [9, c. 22]. К числу этих основных средств относятся: – логическое ударение; – мелодика (движение основного тона голоса); – паузы (перерывы в звучании); – сила звучания отдельных слов в речи; – темп речи; – тембр речи; – ритм речи. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. Мелодика – это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
Пауза – перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания [20, c. 16]. Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания. Темп речи – скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Это последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Оно непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Тембр – это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Тембр может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего [13, c. 46]. Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичности голосовых складок. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух. Голос характеризуется следующими признаками: 1) высота; 2) громкость или сила; 3) тембр; 4) диапазоном, т.е. количеством тонов. Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи [1, c. 18]. Таким образом, интонационная сторона речи человека является сложным и многогранным явлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|