Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование развития интонационной выразительности у детей с тяжелыми нарушениями речи




Выявление особенностей развития интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Для выявление особенностей развития интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи было проведено исследование на базе «ГБОУ Школа № 158/3 (Интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи) г.Москва.

Цель диагностического исследования: диагностика состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.

В рамках проведения диагностического исследованиябыли выделены следующие задачи:

1. Подбор выборки и методов диагностического исследования.

2. Диагностика состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.

3. Оформление и апробация результатов исследования.

4. Разработка рекомендаций по развитию интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.

База исследования – «Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» г. о. Саранск Республики Мордовия.

Выборка исследования – дети, 7-8 лет, в количестве 14 детей.

Исследования состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи, проводилось при помощи методики Е. Е. Шевцовой, Л. В. Забродиной, которая состоит из пяти заданий [30, c. 61].

1 Задание. Направлено на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

1. Сегодня светит солнце.

2. Как твои дела?

3. Дети любят играть?

4. А мама придет?

5. Какой ты молодец!

Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:

1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены – 2 балла:

2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз – 1 балл;

3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона – 0 баллов.

2 Задание. Направлено навыявление способности детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

– Завтра будет дождь.

– Завтра будет дождь?

– Завтра будет дождь!

Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:

1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно – 2 балла:

2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы – 1 балл;

3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы – 0 баллов.

3 Задание. Направлено на определение сформированностьи умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

В протоколе фиксировалось наличие и место ударного слова. Оценка результатов:

1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение – 2 балла:

2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах – 1 балл;

3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах – 0 баллов.

4 Задание. Направлено на исследование воспроизведения по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2. сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка результатов:

1) выполнены оба задания – 2 балла.

2) выполнены только простые ритмы – 1 балла.

3) не выполнено ни одного задания – 0 баллов.

5 Задание. Направлено на исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

– Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

– Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)

– Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)

Оценка результатов:

1) все фразы повторил верно – 2 балла:

2) темп изменяет незначительно – 1 балл;

3) задание недоступно – 0 баллов.

Были выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – ребенок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов).

Средний уровень – ребенок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов).

Высокий уровень – ребенок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов) [30, c. 63 - 67].

Результаты диагностики показаны в Таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Результаты диагностики

п\п Имя ребенка Диагноз № задания   Ср. арифм. значение Уровень развития
№1 №2 №3 №4 №5
  Анна У. Дизартрия           2,2 Н
  Митя А. Дислалия           3,2 Н
  Лена О. ФФН           6,6 С
  Паша Ф. ФФН           4,6 Н
  Гоша Р. Дизартрия             Н
  Даша Д. Дизартрия           6,2 С
  Диана В. Дислалия           6,2 С
  Оля Ц. Дислалия           7,2 С
  Андрей Н. Дислалия           4,4 Н
  Женя Г. Дислалия           6,8 С
  Юля К. ФФН             Н
  Вадим Л. Дизартрия             Н
  Настя Е. Дислалия           3,8 Н
  Карина К. ФФН           4,4 Н

 

По результатам исследования, согласно таблице 1, можно сделать вывод, что у большинства детей наблюдается низкий уровень развития интонационных компонентов речи – у 45% детей, и у 40% детей выявлен средний уровень, следует также отметить, что высокий уровень выявлен у 15 % детей младшего школьного возраста с ТНР.

 

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...