Исследование развития интонационной выразительности у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выявление особенностей развития интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи Для выявление особенностей развития интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи было проведено исследование на базе «ГБОУ Школа № 158/3 (Интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи) г.Москва. Цель диагностического исследования: диагностика состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. В рамках проведения диагностического исследованиябыли выделены следующие задачи: 1. Подбор выборки и методов диагностического исследования. 2. Диагностика состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. 3. Оформление и апробация результатов исследования. 4. Разработка рекомендаций по развитию интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. База исследования – «Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» г. о. Саранск Республики Мордовия. Выборка исследования – дети, 7-8 лет, в количестве 14 детей. Исследования состояния интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи, проводилось при помощи методики Е. Е. Шевцовой, Л. В. Забродиной, которая состоит из пяти заданий [30, c. 61]. 1 Задание. Направлено на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции. Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение». 1. Сегодня светит солнце. 2. Как твои дела? 3. Дети любят играть?
4. А мама придет? 5. Какой ты молодец! Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов: 1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены – 2 балла: 2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз – 1 балл; 3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона – 0 баллов. 2 Задание. Направлено навыявление способности детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы. Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно». – Завтра будет дождь. – Завтра будет дождь? – Завтра будет дождь! Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов: 1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно – 2 балла: 2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы – 1 балл; 3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы – 0 баллов. 3 Задание. Направлено на определение сформированностьи умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение. Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово». – Вова рисует машину. – Вова рисует машину. – Вова рисует машину. В протоколе фиксировалось наличие и место ударного слова. Оценка результатов: 1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение – 2 балла: 2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах – 1 балл; 3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах – 0 баллов. 4 Задание. Направлено на исследование воспроизведения по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов). Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1. простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают; 2. сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах. Оценка результатов: 1) выполнены оба задания – 2 балла. 2) выполнены только простые ритмы – 1 балла. 3) не выполнено ни одного задания – 0 баллов. 5 Задание. Направлено на исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же». – Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп) – Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп) – Улитка носит свой домик на спине (медленный темп) Оценка результатов: 1) все фразы повторил верно – 2 балла: 2) темп изменяет незначительно – 1 балл; 3) задание недоступно – 0 баллов. Были выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста: Низкий уровень – ребенок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов). Средний уровень – ребенок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов). Высокий уровень – ребенок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов) [30, c. 63 - 67]. Результаты диагностики показаны в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики
По результатам исследования, согласно таблице 1, можно сделать вывод, что у большинства детей наблюдается низкий уровень развития интонационных компонентов речи – у 45% детей, и у 40% детей выявлен средний уровень, следует также отметить, что высокий уровень выявлен у 15 % детей младшего школьного возраста с ТНР.
Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|