Организация коррекционной работы по развитию интонационной выразительности у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основная цель логопедической работы: устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация интонационной организации речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Задачи: – развивать артикуляционные и мимические движения; – развивать голос; – развивать речевое дыхание; – научить детей ритмично выполнять задания педагогов; – развивать слуховое внимание; – научить детей подбирать рифмующееся слово; – развивать умение пользоваться интонацией, паузой; – научить правильно пользоваться ударением. Работа по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников должна проходить через всю деятельность детей на занятиях [22, c. 54 – 56]. Коррекционная работа по развитию интонационных компонентов речи включает в себя: 1. Медленные стихи. Цель: развивать чувство ритма. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу. Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой, Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой, Ко-зел ша-га-ет по цве-там. 2. Подбор рифмы. Цель: Научить детей подбирать рифму к слову. Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу: Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?) Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу: Наша старшая сестра Вяжет... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?) Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение: Шина, машина, прокололась, ехала. Ехала машина. Прокололась шина [22, c. 58]. 3. Работа над ритмом. Цель: развивать чувство ритма.
Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения: 1. Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. 2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 3. Формирование ритмической организации высказывания. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений: 1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка. 2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно). 3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре. 4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое удаление). В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей. 4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием. Цель: развивать чувства ритма. Паузация – один из важнейших и сложнейших элементов интонации. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундной раньше или позже – свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.
Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя. Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. Дети считают и топают: раз – два – три – четыре – пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе. 5. Работа по развитию высоты голоса. Умение изменять силу голоса – одно из важнейших его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот [17, c. 62 – 63]. Упражнения: 1) Постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе прои неизменной средней громкости голоса. 2) Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-ау-ау; уза-уза-уза-уза и т.д.) 3) Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-оу-оу-оу; эва- эва-эва-эва и т.д.) 4) Усиление голоса без паузы (оооо; ауауауау; узаузаузауза и т.д.) 5) Ослабление звука, но без паузы (ииии; оуоуоуоу; эваэваэваэва и т.д.) 6) Усиление – ослабление голоса без паузы, на одном выдохе (ооооооо; ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза и т.д.) 7) Усиление голоса с увеличением длительности звучания (о_о_о_о_; ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т.д.) 8) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания (и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т.д.) 9) Повторение предложений и стихотворений с постепенной сменой силы и голоса. 6. Работа над темпом. Цель: формировать темповую организацию высказывания детей. Логопедическая работа осуществляется в три этапа: 1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2. Развитие восприятия различного темпа речи. 3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи сопряженно с логопедом, отраженно, вслед за логопедом и самостоятельно. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений: – повторение за логопедом фраз в медленном темпе; – самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т.д.;
– ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух; – медленное проговаривание сложных скороговорок; рассказы по картине, чтение стихотворения в медленном темпе и др. Для формирования умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания: – определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка; – определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком); – определить подходящий для высказывания темп речи; – произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном); – разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа; – моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи, например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т.д. 7. Работа над интонацией. Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос [17, c. 64]. При работе по формированию интонационной выразительности речи проводится: 1. Формирование общих представлений о выразительности речи. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ и т.д. 2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. 4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. 5. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (в процессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове). 6. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом. После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по подражанию и самостоятельно. 7. Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание [24, c. 37 – 38]. Проводиться в процессе сопряженного проговаривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов. У детей с ТНР в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при коррекции интонации становится воспитание правильного речевого дыхания. Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется: – дыхательная гимнастика; – упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха; – упражнения для воспитания правильного выдоха; – дыхательные упражнения с движениями. В логопедической работе над речевым дыханием у детей с ТНР, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно. В работе с детьми с ТНР я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными. Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок. При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа [23, c. 78 – 79]. Вывод. У детей старшего дошкольного возраста с ТНР отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи.
Ограниченные интонационные возможности детей характеризуются рядом особенностей: – нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз; – трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; – трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; – некоторыми изменениями темпо – ритмической организации речи; – ограниченными возможностями голоса. Но существует ряд технологий и методов, благодаря которым можно улучшить выразительность речи. У детей с ТНР в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается интонационная выразительность, четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Поэтому, перед логопедом для развития интонации становится еще одна важная цель – воспитание правильного речевого дыхания. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной логопедической работы по развитию интонационно-выразительной окраски речи у дошкольников данной категории.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования и результаты собственного педагогического исследования позволили сформулировать следующие общие выводы: Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говориться, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту звучание сообщения, вопроса, приказа, просьбы и т.д. К числу основных средств интонации относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; тембр речи, ритм речи. Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо каждому ребенку обеспечить возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении. У детей старшего дошкольного возраста с ТНР отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи. Ограниченные интонационные возможности детей характеризуется рядом особенностей: нечетким восприятием и не воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями темпо – ритмической организации речи; ограниченными возможностями голоса. Обнаруженные у старших дошкольников разные уровни нарушения интонационных возможностей позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить интонационную сторону речи. Система логопедической коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников с ТНР нормализует основные компоненты интонации, делает речь детей более выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач. Все изложенное выше свидетельствует о том, что целенаправленная коррекционно–логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР является одной из актуальных проблем современной логопедии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|