Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели освоения дисциплины:

постижение магистрантами основных закономерностей взаимодействия и взаимовлияния языка и права, в уяснении комплекса проблем, связанных с правовым дискурсом и русским языком в сфере юридического функционирования в современном информационном обществе, а также в анализе способов, которые могут помочь в решении этих проблем.

1.2. Задачи:

1.изучить процесс взаимовлияния языка и права и основные тенденции их динамики этого взаимовлияния;

2.изучить актуальные проблемам, возникающим в сфере пересечения языка и права;

3.исследовать язык, функционирующий в правовом пространстве (юридические аспекты языка), и право, рассматриваемое со стороны его языковой составляющей (лингвистические аспекты права).

4.усвоить лингвистическую терминологию, имеющую отношение к правовому пространству;

5.выявить истоки и предпосылки современного состояния лингвоюридической экспертизы;

6.сформировать у студентов представление о стратегиях и тактиках правового дискурса

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Цикл (блок) ОП: М.1 В.

2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Философия права Актуальные проблемы теории государства и права История политических и правовых учений История и методология юридической науки Сравнительное правоведение Основные концепции правопонимания Типология современных подходов к праву Актуальные проблемы истории отечественного государства и права

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формируемые компетенции Осваиваемые знания, умения, владения
Код Наименование
  Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень З -знать основные формы взаимодействия языка и права в условиях плюрализма мнений; об основных этапах формирования лингвоюридической экспертизы и ее современной проблематике. -фактический материал, характеризующий процесс возникновения лингвоюридической экспертизы и тенденции ее развития в современном информационном пространстве; -концептуальные основы междисциплинарной области знания «юридическая лингвистика»; -принципы разрешения конфликтов с использованием лингвоюридической экспертизы; -.содержание наиболее фундаментальных источников, отражающих этапы становления лингвоюридической экспертизы текста; -терминологию, восходящую к греко-латинской традиции и необходимую для формирования профессиональной правовой и лингвистической культуры. -риторические фигуры двойственной мысли, способные привести к возникновению двусмысленности -имплицитные/эксплицитные способы оскорбления.  
У -провести лингвоюридическую экспертизу конфликтогенного текста; -комментировать лингвистическую составляющую нормативно-правовые актов посредством юридической терминологии; -логически грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по лингво-правовой проблематике; -самостоятельно работать с научной и учебной литературой по лингвоюридической экспертизе текста; -видеть особенности лингвоюридической экспертизы в современном информационном пространстве. -подготовить экспертное заключение/провести лингвоюридическую экспертизу конфликтогенного текста  
В -концептуальными основами междисциплинарной области знания «юридическая лингвистика»; -принципами разрешения конфликтов с использованием лингвоюридической экспертизы; -содержанием наиболее фундаментальных источников, отражающих этапы становления лингвоюридической экспретизы текста; -терминологией, восходящей к греко-латинской традиции и необходимой для формирования профессиональной правовой и лингвистической культуры. - риторическими фигурами двусмысленной речи, которые способны привести к возникновению двусмысленности  
ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения   З -знать основные формы взаимодействия языка и права в условиях плюрализма мнений; об основных этапах формирования лингвоюридической экспертизы и ее современной проблематике. -фактический материал, характеризующий процесс возникновения лингвоюридической экспертизы и тенденции ее развития в современном информационном пространстве; -концептуальные основы междисциплинарной области знания «юридическая лингвистика»; -принципы разрешения конфликтов с использованием лингвоюридической экспертизы; -.содержание наиболее фундаментальных источников, отражающих этапы становления лингвоюридической экспертизы текста; -терминологию, восходящую к греко-латинской традиции и необходимую для формирования профессиональной правовой и лингвистической культуры. -риторические фигуры двойственной мысли, способные привести к возникновению двусмысленности -имплицитные/эксплицитные способы оскорбления.  
У -провести лингвоюридическую экспертизу конфликтогенного текста; -комментировать лингвистическую составляющую нормативно-правовые актов посредством юридической терминологии; -логически грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по лингво-правовой проблематике; -самостоятельно работать с научной и учебной литературой по лингвоюридической экспертизе текста; -видеть особенности лингвоюридической экспертизы в современном информационном пространстве. -подготовить экспертное заключение/провести лингвоюридическую экспертизу конфликтогенного текста  
В -концептуальными основами междисциплинарной области знания «юридическая лингвистика»; -принципами разрешения конфликтов с использованием лингвоюридической экспертизы; -содержанием наиболее фундаментальных источников, отражающих этапы становления лингвоюридической экспретизы текста; -терминологией, восходящей к греко-латинской традиции и необходимой для формирования профессиональной правовой и лингвистической культуры. - риторическими фигурами двусмысленной речи, которые способны привести к возникновению двусмысленности  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения

Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Формируемые коммпетенции
    Практические занятия  
    Модуль№1 «Коммуникативное пространство юридического дискурса»  
    Тема 1: Лингвоюридическая экспертиза текста. План Место и содержание дисциплины «Лингвоюридическая экспертиза текста» в цикле гуманитарных дисциплин и в рамках научного направления «Юридическая лингвистика». Правовые основы деятельности лингвистов-экспертов. Правовой статус лингвоюридической экспертизы. Права и обязанности экспертов. Спорная часть текста: анализ имплицитных компонентов высказывания. Конфликт филологических экспертиз   ОК-3, ОК-4  
    Тема 2. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Вербальные преступления против личности План Защита чести и достоинства личности: лингвоюридическая экспертиза текстов: а) тексты СМИ; б) реклама коммерческая; в) реклама политическая. Приемы речевого воздействия как объект исследования лингвистической экспертизы текста. Семантический анализ слова в экспертной практике. Шкала пейоративности и инвективности. Лингвоюридический аспект сквернословия. Типовые вопросы к экспертам-лингвистам. Выражение мнения и сообщение сведений: в чем различие. Если мнение вербально не оформлено. Речевые средства манипуляции сознанием. Изобразительно-выразительные средства языка: рисковать или не рисковать? Какие сведения считаются порочащими?Защита от посягательств на честь, достоинство и репутацию. Обязанность журналистов проверять достоверность сообщаемой ими информации. Распространение порочащих человека сведений. Опровержение и ответ. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к средствам массовой информации. Защита деловой репутации. Трактовка понятий «факт и оценка (комментарий)», «сведения и мнение», «ненормативная лексика» и других. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета, оскорбление. Судебная практика.Диффамация на Западе. Ограниченные права общественных деятелей в исках о диффамации. Большая защита СМИ в случаях исков к ним со стороны общественных деятелей. Общественный интерес. Дело «Компания ‘Нью-Йорк таймс» против Салливана», решения Европейского суда по правам человека. Право на ответ: англосаксонский и «континентальный» подходы. Опасность эффекта «холодного душа» в делах о защите от диффамации. Специфика законодательства об оскорблении символов и руководителей государства на Западе.   ОК-3, ОК-4
    Тема 3 «Языковая агрессия». Инвективная лексика как объект юридической лингвистики» План Прагматика общеязыковая и контекстуальная. Юридические аспекты лингвопрагматики. Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. Инвективное функционирование языка и лексикографического описания русской инвективной лексики. О типах инвективных текстов как объекта лингвистической экспертизы Оскорбление словом как агрессивный дискурс. Языковые проблемы права и правовые проблемы языка. Проявление языковой агрессии в СМИ. Интерпретационный анализ способен исследовать интенциональное содержание высказывания. Речевые средства агрессии в конфликтогенном тексте. Инвективность открытая и скрытая.   ОК-3, ОК-4
    Тема 4 «Лингвокогнитивный анализ конфликтогенного журналистского текста» План Принципы лингвокогнитивного анализа конфликтного высказывания. Взаимодействие адресата и адресанта в СМИ. «Правила и условия» успешности оскорбления. Коммуникативные ходы, реализующие коммуникативную тактику оскорбления и издевки. Клевета и оскорбление: почему молчит Уголовный кодекс. ОК-3, ОК-4
    Тема 5 «Прагматические типы скрытых стратегий дискредитации в региональном газетно-публицистическом дискурсе» План Инвектогенный характер иронического метода постижения социального бытия в региональной прессе. Инвективная функция насмешки и проблемы ее экспертной оценки. Типология речевых жанров дискредитации личности в региональных СМИ. ОК-3, ОК-4
    Модуль№2 «Конфликтогенность: исследование инвективы»  
    Тема 6. «Речевой конфликт и аспекты его изучения» План Лингвистические аспекты юридической конфликтологии. Языковые средства реализации речевого жанра угрозы. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.     ОК-3, ОК-4
    Тема 7 «Манипуляция как лингвоюридическая проблема» План Противопоставленность манипуляции гносеологической истине. Манипуляция в институциональном и межличностном дискурсах. Манипулятивная коммерческая реклама. Манипулятивная политическая реклама. Тексты паблик рилейшнз и скрытой рекламы в печатных средствах массовой информации. Риторическая и нериторические стратегии убеждения. Политическая листовка и ее структура. Политическое имя. Политическая биография. Политический лозунг в политической рекламе. Политический манифест. Открытые письма. Правильность, уместность и красота политической речи.   ОК-3, ОК-4
    Тема 8 «Коммуникативная свобода в современной прессе как лингвоюридический феномен». «Имплицитные способы выражения авторской интенции как проявление инвективности в региональной прессе» План Информация, сведения, утверждение: критерии разграничения. Имплицитная информация как способ присвоения объекту текста оценочных значений и понижения этой оценки. Оценки как средство манипуляции в юридическом дискурсе. Языковые и речевые признаки манипулятивных текстов. Речевая манипуляция и речевое мошенничество: сходство и различие. Имплицитные смыслы как основа разграничения факта и мнения. Конструирование символического мира. Разграничение факта и мнения в конфликтогенном журналистском тексте. Коммуникативная свобода журналиста при освещении фактов. Способы речевой презентации мнения в критическом газетно-публицистическом тексте. Использование факта без комментариев. Использование правовых принципов при разграничении факта и мнения в лингвоюридической экспертизе конфликтного текста. Статус факта (события) и оценки в текстах массовой коммуникации.   ОК-3, ОК-4
    Тема 9. «Конфликт филологических экспертиз». «Приемы речевого воздействия как объект исследования лингвистической экспертизы План Введение в отрицательно оцениваемый контекст/ассоциативный ряд. Argumentum ad hominem, или переход на личности. Недоказанность как виновность. Установление немотивированного сходства с отрицательно оцениваемой сущностью. Семантическая импликация как инструмент управления пониманием. Как вопрос становится ответом. Как предположение сделать фактом, дезориентация адресата повторяющейся сменой противоположных модальностей. Три лингвистические экспертизы по одному делу. О вариативности презумпций экспертов ОК-3, ОК-4
    Тема 10. «Оценочные стратегии в создании образа этнически «чужого» на страницах российской прессы» План Лингвоюридическая экспертиза по криминальным проявлениям экстремизма. Криминальные проявления экстремизма в публичных выступлениях и литературе. Призывы к действиям, направленным на возбуждение розни (расовой, национальной и религиозной), на унижение национального достоинства. Призывы к действиям, направленным на пропаганду исключительности и превосходства. К чему нельзя призывать? Что считается призывом? Что считается пропагандой? ОК-3, ОК-4
    Тема 11 «Феномены языка и речи в лингвистической экспертизе текста». Структура лингвистической экспертизы по процессам о защите чести, достоинства и деловой репутации». План Технология экспертной деятельности. Квалификация составов языковых правонарушений. Корпусы текстов в лингвистической экспертизе текста. Элементы типологизации корпусов текстов: фундаментальные корпусы текстов; динамические/мониторные vs статические корпусы; исследовательские корпусы vs иллюстративные корпусы; авторские корпусы. Использование корпусов в экспертизе семантики текста. Контент-анализ в оценке плана содержания текста. Речевой конфликт и аспекты его изучения. Фигуры двусмысленной речи. Приемы речевого воздействия как объект исследования лингвистической экспертизы. Проблема внутренней формы фразеологизма. Проблема экспликации актуального значения фразеологизма. Реконструкция семантики пословицы. Языковая игра. Метафоры. Следствия из метафоры и коммуникативное высвечивание смысла. Метонимии. Фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки в конфлктогенном тексте. О стратегии отождествления альтернативных описаний ситуации. Нестандартные объекты лингвоюридической экспертизы: текст с невербальной составляющей. Визуальная персонификация как прием управления пониманием. Визуальная верификация знания. Знай наших! – выражение чувства удовлетворения и законной гордости или призыв к просвещению. ОК-3, ОК-4
    Тема 12 «Речевой жанр жалобы в делах о защите чести и достоинства» План Жалоба или распространение сведений, порочащих того, на кого жалуются. Распространение порочащих слухов: поиск путей уклонения от судебного преследования. Публичная клевета в отношении лица, занимающего государственную должность. В чем особенность преступления, именуемого клеветой? ОК-3, ОК-4
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...