Виды, типы и функции маркетинга
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение В нынешнее время сфера услуг становится все более значимой в экономике России так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Кроме этого, значимость услуг определяется и тем, что многие виды деятельности, не имеющих самостоятельного значения для конечных покупателей, по существу являются услугами, которые потребляются промежуточными покупателями такими как отделы и подразделения организаций. Скоординированность и взаимодействие подразделений внутри организаций возрастает не только на основе административно-управленческих мер, но в большей мере это достигается на основе моделей обслуживания. К сожалению, в мировой практике только складывается такая модель деятельности, но ее внутренняя логика и результативность уже просматриваются. Пока появляются только ее отдельные составляющие, но результаты, полученные даже при неполной компоновке всех элементов, заставляют организации пересматривать традиционные модели деятельности. Именно в сфере услуг маркетинг становится полноценной дисциплиной, поскольку в отличие от товарного маркетинга здесь необходимо учитывать не только желания и действия производителя, но и желания и действия потребителя, психологию персонала. Именно благодаря сфере услуг маркетинг теперь очень много думает о том, что происходит в голове реальных людей, а не только о том, что происходит на каком-то абстрактном рынке. Современный динамично развивающийся мир открывает новые перспективы для роста некоторых сфер экономической деятельности. Одной из таких сфер является сфера услуг. Развитие данной отрасли обусловлено множеством различных факторов. Это и улучшение общего уровня жизни населения и, как следствие, появления средств на оплату различных услуг; и увеличение темпов жизни населения, нехватка времени на самообслуживание; и конечно же рост потребности в квалифицированной профессиональной услуге.
Ярчайшим представителем сферы услуг является бытовое обслуживание. Первое место в производстве и оказании бытовых услуг занимают предприятия, оказывающие парикмахерские услуги. Высока привлекательность сферы парикмахерских услуг по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности. Предприниматели достаточно охотно открывают парикмахерские даже в самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бытового обслуживания.
Сущность маркетинга Виды, типы и функции маркетинга Маркетинг(от англ. market - рынок) - это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Таким образом, сущность маркетинга заключается, в выявлении потребностей, их изучении, формировании, воздействии на них, в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредствомобмена (через рынок), и вдостижении таким путемспецифических целейорганизации (фирмы). Маркетологи продолжают работать со своим товаром на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая его потребительские свойства, используя для этой цели отчеты о продажах и обратную связь с потребителями. Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, позволяющий отдельным лицам и группам лиц, удовлетворять свои нужды и потребности с помощью обмена созданными ими товарами и потребительскими ценностями.
Цели маркетинга предопределяются его сущностью. Первой целью является - эффективность. Любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики, должна действовать с предельной отдачей, стремясь к достижению наибольшего результата с минимальной затратой ресурсов и усилий. Эффективная деятельность является условием самосохранения организации в конкурентной среде. Для коммерческой фирмы критерием эффективности выступает прибыльность. Вторая специфически маркетинговая цель - обеспечение эффективности посредством наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Она может достигаться путем: предоставления максимально широкого выбора, максимальной потребительской удовлетворенности, максимально возможного высокого потребления, максимального повышения качества жизни. Существуют различные способы улучшения коммерческого результата деятельности фирмы: снижение производственных издержек, совершенствование качества предлагаемой продукции, развитие системы сбыта и содействия реализации, изучение потребностей и их удовлетворение. По мере развития и становления концепции маркетинга выделились следующие виды и области его применения: потребительский маркетинг, или маркетинг товаров массового спроса; промышленный маркетинг - маркетинг товаров промышленного назначения; маркетинг услуг; региональный маркетинг; маркетинг информации; телемаркетинг; международный маркетинг; маркетинг в Интернет; некоммерческий маркетинг (метамаркетинг) - в управлении политическими партиями, профессиональными ассоциациями, благотворительными обществами, государственными органами и т.п., где предметом реализации (продажи, обмена) являются идеи, программы, взгляды и т.п.; микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм и других коммерческих организаций; макромаркетинг - маркетинговая деятельность государства в сфере рынка; социальный маркетинг - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями, а также социальные аспекты рыночной деятельности корпораций;
бенчмаркинг - метод анализа превосходства и оценки преимуществ партнеров и конкурентов в целях изучения использования лучшего. Управление маркетингом впрямую зависит от состояния спроса. Можно сказать, что управление маркетингом - это и реакция на спрос, и управление спросом. Фирма вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свои товары. В любой отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Именно состояние спроса определяет стратегию маркетинга (его тип) и диктует изменения в механизме его управления, прежде всего изменяя основную задачу управления. В мировой практике обычно выделяется восемь ситуаций спроса, которым соответствуют определенные задачи по управлению маркетингом и тип маркетинга.
Таблица 1. Состояние спроса и тип маркетинга
1. Отрицательный (негативный) спрос характеризует состояние рынка, когда значительная его часть не любит товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его использования. При отрицательном спросе используется конверсионный маркетинг, задачей которого является определение причин негативного спроса и разработка программы по изменению отрицательного отношения потребителя к какому- то товару на положительное путем переделки товара, снижения цены и более активного стимулирования.
. При отсутствии спросаприменяют стимулирующий маркетинг. Отсутствие спроса может быть вызвано разными причинами - слабой подготовленностью рынка к появлению нового товара, утратой товаром своей полезности с точки зрения потребителей данного рынка (моральное старение). В этих случаях задача маркетинга - стимулировать спрос, то есть с помощью рекламы убедить потребителей в полезности произведенного товара. Стремление в случае с устаревшими товарами отыскать в них новую потребительскую ценность. Нередки и случаи, когда устаревшее (морально) оборудование стремятся продать на рынках развивающихся стран. . Потенциальный (скрытый) спросхарактеризует состояние рынка, когда многие потребители не удовлетворены существующими товарами. При таком спросе целесообразно использовать развивающиймаркетинг, задачей которого является оценка размера потенциального рынка, разработка и производство новых товаров, способных удовлетворить потенциальный спрос и превратить его в реальный. . При падающем (снижающемся) спросеиспользуется ремаркетинг, задачей которого является оживление снижающегося спроса, его восстановление. Для ремаркетинга характерна политика снижения цены на товар, что объясняется в период снижения спроса обострением конкуренции между фирмами, выпускающими аналогичную продукцию. Применяются следующие приёмы: резкое снижение цены на товар привлекает при этом внимание не только собственных клиентов, но и потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурентов; скрытое понижение цены, которое сводится к тому, что производитель улучшает потребительские характеристики изделий, не повышая цены; осуществление комплексных продаж при существенном понижении цены на центральную часть товарного комплекса. . Колеблющийся (нерегулярный) спросимеет место, если сбыт изменяется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе. (спрос на обувь, спрос на услуги городского транспорта, загрузка музеев и т. д.) При колеблющемся спросе используется синхромаркетингзадачей которого является регулирование и сглаживание колебаний, то есть сбалансирование спроса с помощью гибких цен, методов продвижения и других инструментов маркетинга. Эффективное средством является - поочередный, заранее спланированный переход на различные географические и другие сегменты рынка (с последующим возвратом). . При полноценном спросе, когда уровень и структура спроса на товары и услуги фирмы полностью соответствуют уровню и структуре предложения, используется поддерживающий маркетинг, задачей которого является поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения предпочтений потребителей и усиления конкуренции. Этот тип маркетинга должен быть нацелен на быстрое реагирование при изменении спроса и на повышение цен при его увеличении на реализуемый вид товара.
. При чрезмерном спросе, когда величина спроса превышает возможности и желания фирмы по его удовлетворению, используется демаркетинг. Его задачей является изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, он также применяется для того, чтобы у потребителей не создалось невыгодного для фирмы впечатления о ее низких производственных возможностях. Основные инструменты демаркетинга - повышение цен, прекращение любого стимулирования продаж, в том числе и рекламной работы. Иногда передают права на производство данного продукта, лицензии, «ноу-хау» и т. п. другим фирмам, но с условием использования или упоминания марки данной фирмы. . Иррациональный спрос- это спрос на «социально опасные» товары, считающихся опасными для здоровья людей и интересов и благополучия общества. При спросе на подобные товары используется противодействующий маркетинг(как правило, по социальному заказу), задачей которого является убедить людей отказаться от потребления вредных товаров, то есть ликвидировать спрос. Наряду с дискриминирующей информацией используются и другие пути: резкое повышение цен, например, установление больших акцизных налогов, ограничение доступности товара и другие. Функция маркетинга нацелена на организацию и осуществление процесса обмена между фирмой и ее потребителями, клиентами. В классическом понимании функция маркетинга включает действие, способствующее процессу сбыта и реализации продукции. Функция маркетинга включает следующие подфункции: · Комплексное исследование и прогнозирование спроса; · Планирование ассортимента; · Планирование и организация товаро-движения и сбыта; · Ценообразование; · Сервисное обслуживание; · Реклама; · Социально-этическая деятельность. Функция маркетинга отличается от функции маркетинговой деятельности. Функция маркетинговой деятельности намного шире и включает такие подфункции, как: · анализ внешней среды; · согласование производственных программ, · анализ потенциальных возможностей производства; · изучение рынков и анализ потребителей; · изучение товарной политики; · планирование товародвижения и сбыта; · организация спроса и стимулирование сбыта; · организация ценовой политики; · формирование целей и обоснование стратегий деятельности предприятия на рынке; · управление маркетинговой деятельностью; · анализ результатов и определение эффективности маркетинга и маркетинговой деятельности; · планирование мероприятий, обеспечивающих соблюдение технологических, социально-этических и экологических норм при производстве, распределении и потреблении товаров и услуг.
Рис. 1. Функциональная структура маркетинга
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|