Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Основные методы определения интенсивности фотосинтеза.




Методы определения фотосинтеза вытекают из его суммарного уравнения:

 

6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2

 

Показателями, характеризующими интенсивность данного процесса могут служить:

– количество поглощенного СО2;

– количество выделенного О2;

– количество синтезированного органического вещества.

Наиболее распространенным методом является первый. Для определения интенсивности фотосинтеза этим способом предложен ряд методов, один из которых – определение поглощения СО2 в замкнутом пространстве.

 

 

Работа 5. Определение интенсивности фотосинтеза высшего водного растения по выделению кислорода.

 

Для определения интенсивности фотосинтеза водного растения можно использовать метод счета пузырьков О2. На свету в листьях происходит процесс фотосинтеза, продуктом которого является О2, накапливающийся в межклетниках. При срезании стебля избыток газа начинает выделяться с поверхности среза в виде непрерывного тока пузырьков, скорость образования которых зависит от интенсивности фотосинтеза. Данный метод не отличается большой точностью, но зато очень прост и дает наглядное представление о тесной зависимости фотосинтеза от внешних условий.

 

 

Ход определения.

Черенки элодеи (Elodea сanadensis L.) опускают в пробирки с водой срезом вверх. Пробирки помещают в различные условия (табл.1.) и подсчитывают количество выделившихся пузырьков в течение 3 мин. По результатам работы заполняют таблицу и делают вывод о влиянии исследованных факторов на интенсивность фотосинтеза.

 

 

Таблица 1.

Влияние внешних факторов на интенсивность фотосинтеза высшего водного растения.

 

Расстояние от источника света, см   Экран   t воды, °С Количество пузырьков О2 за 1 мин   % к контролю
  белый белый белый измеряется перед началом опыта    
  белый красный синий измеряется перед началом опыта    
  белый белый белый комнатная 30 – 35 8 – 10    

 

 

Реактивы и оборудование.

1. Пробирки на 20 мл

2. Стаканы химические на 300 – 500 мл

3. Раствор бихромата калия (красный экран)

4. Раствор серно-аммиачно-медной соли (синий экран)

5. Лампы накаливания 100 – 200 Вт

6. Песочные часы

7. Линейки

8. Термометры ртутные

9. Водяная баня

 

 

Работа 6. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальной пробы

(по Саксу).

 

Видимым продуктом фотосинтеза у высших растений является крахмал, который накапливается в виде зерен в хлоропластах листа. Объектом изучения служат растений различных систематических групп.

Ход определения.

Перед опытом растения выдерживают 1 – 2 дня в темноте до полного исчезновения крахмала (отрицательная реакция с раствором йода в йодистом калии).

Листья на растениях с обеих сторон покрывают черной бумагой с вырезанными в ней различными фигурами и выставляют их на свет на 1 час. По окончании экспозиции, чтобы убить клетки листа, его помещают на несколько минут в кипящую воду, затем переносят в стакан со спиртом и выдерживают на горячей бане до полного обесцвечивания. После этого лист промывают водой, раскладывают в фарфоровой чашке или чашке Петри и заливают раствором Люголя (раствор J2 в KJ).

Объяснить причину появления окраски разных зон листа и зарисовать (или вклеить) лист в тетрадь.

 

 

Реактивы и оборудование.

1. Раствор J2 в KJ

2. Спирт

3. Водяная баня

4. Черная бумага

5. Настольная лампа

6. Чашки Петри или фарфоровые чашки

7. Ножницы

 

 

Работа 7. Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению углекислого газа (по Л.А. Иванову и Н.Л. Коссович).

 

Данную методику используют при изучении фотосинтеза листьев, побегов или целых растений.

Лист растений помещают в стеклянную колбу и выдерживают на свету. Разница в содержании СО2 в воздухе колбы до и после опыта характеризует количество углекислого газа, поглощенного растением в ходе фотосинтеза.

Ход определения.

Определение интенсивности фотосинтеза производят в круглодонных или конических колбах определенного объема. Для предварительного заполнения колб одинаковым по составу воздухом их оставляют открытыми в течение 20 – 30 минут. Затем колбы одновременно закрывают пробками. В одной колбе проводят опыт, другая служит для контрольного определения содержания СО2 в воздухе.

Лист растения (не срывая!) укрепляют за черешок в отверстии запасной пробки. Быстрым, но спокойным движением вынимают из горлышка колбы основную пробку и помещают в колбу лист, закрепленный на запасной пробке. Все щели в пробке замазывают пластилином для герметизации сосуда. Колбу с растением ставят на свет и фиксируют время. Через 30 минут быстро заменяют пробку с листом на основную. Определяют площадь или вес листа без черешка. Затем анализируют воздух в колбах: в каждую колбу через отверстие в пробке наливают по 2 – 3 капли фенолфталеина и по 20 мл 0.02Н раствора Ва(ОН)2. Барит реагирует с СО2 по реакции:

Ва(ОН)2 + СО2 → ВаСО3 + Н2О

Избыток барита оттитровывают 0.02Н раствором щавелевой кислоты (НООС–СООН) до исчезновения розовой окраски фенолфталеина.

Интенсивность фотосинтеза рассчитывают в мг СО2 в час на 1 дм2 листовой поверхности или на 1 г сырого веса.

Барит при стоянии может изменить титр, поэтому перед титрованием нужно установить соотношение между растворами барита и щавелевой кислоты и рассчитать поправку к титру барита.

Интенсивность фотосинтеза вычисляют по формуле:

 

(A – B)´K´0.88´60

F = (мг СО2´час-1´дм-2), где

S´t

А – количество щавелевой кислоты, пошедшей на титрование барита в

опытной колбе, мл;

В – количество щавелевой кислоты, пошедшей на титрование барита в

контрольной колбе, мл;

К – поправка к титру барита;

0.88 – количество мг СО2 соответствующее 1 мл 0.02Н раствора

щавелевой кислоты;

S – площадь листа, дм2;

T – время опыта, мин;

60 – коэффициент пересчета минут в часы.

Реактивы и оборудование.

1. Колбы 1л, конические или круглодонные

2. Пробки резиновые с отверстием

3. Штативы

4. Фенолфталеин

5. Лампы накаливания 60-100Вт

6. 0.02Н Ва(ОН)2

7. 0.02Н НООС–СООН

8. Бюретки для титрования

9. Часы

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...