Раздел III. Дыхание растений.
Дыхание – это сложный, многоступенчатый ферментативный процесс, протекающий в каждой живой клетке растения и являющийся источником энергии и метаболитов для нее. Дыхание можно представить как совокупность последовательных окислительно-восстановительных процессов, в ходе которых осуществляется постепенное окисление сложных органических веществ – субстратов дыхания – до более простых метаболитов. Одним из внешних проявлений дыхания является поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Суммарное уравнение процесса дыхания выглядит следующим образом: С6Н12О6 + 6О2 6СО2 + 6Н2О Из этого уравнения видно, что скорость и интенсивность дыхания возможно определить, измеряя скорость поглощения кислорода или выделения углекислого газа. Осуществлять это можно различными методами: химическим, манометрическим, полярографическим и др. Процессы дыхания в клетках обеспечиваются работой большого количества ферментов. Ферменты, непосредственно осуществляющие окислительно-восстановительные превращения дыхательного субстрата можно разделить на следующие группы: 1.Дегидрогеназы – ферменты, активирующие субстрат. Акцептором электронов и протонов может выступать кислород или различные соединения, так называемые, промежуточные акцепторы (например, НАД+, ФАД); 2.Оксидазы – ферменты, катализирующие перенос электронов на кислород. Их называет терминальными, поскольку катализируемый ими процесс представляет конечный этап окисления. Особенностью растительной клетки является высокая гетерогенность терминальных оксидаз, в том числе и не связанных с дыхательной цепью митохондрий. Они завершают окислительные процессы, часто происходящие вне митохондрий. Многообразие альтернативных окислительных цепей позволяет компенсировать функции одной системы другими, что дает возможность быстрой и тонкой подстройки процесса дыхания растительной клетки к изменяющимся условиям окружающей среды. Кроме того, такие оксидазы, как каталаза и пероксидаза, выполняют функцию защиты клетки от сильных окислителей – активированных форм кислорода, возникающих в процессе метаболизма.
Работа 8. Определение интенсивности дыхания по количеству выделенного диоксида углерода (по Бойсен-Йенсену).
Принцип метода – учет изменения состава воздуха в замкнутом сосуде после выдерживания в нем целого растения или его частей. Для определения интенсивности дыхания по количеству выделенного диоксида углерода в замкнутый сосуд (колбу) помещают навеску исследуемого материала и определенное количество р аствора щелочи (рис.4). Выделяемый в процессе дыхания диоксид углерода реагирует со щелочью, в результате чего концентрация раствора уменьшается: Ва(ОН)2 + СО2 → ВаСО3 + Н2О Через определенное время оставшуюся в сосуде щелочь титруют: Ва(ОН)2 + 2НСl → ВаСl2 + 2Н2О
Рис. 4. Схема экспериментальной установки
Сравнивают полученную величину с результатом титрования такого же количества исходного раствора щелочи. Последнее необходимо для определения исходной концентрации щелочи и одновременно для учета небольшого количества углекислого газа, которое содержалось в сосуде до опыта, а также поглощаемого щелочью во время опыта и при открывании сосуда. Разность между результатами титрования содержимого контрольного и опытного сосудов прямо пропорциональна количеству выделенного при дыхании СО2. Продолжительность экспозиции зависит от размера навески и от интенсивности дыхания исследуемого объекта. При очень короткой экспозиции разность между результатами титрования контрольной и опытной колб будет недостоверной. Наоборот, если в колбе останется мало барита, то может произойти неполное поглощение углекислого газа. Желательно поэтому подобрать такую экспозицию, чтобы на связывание СО2 было израсходовано 20-50% щелочи (если, например, на титрование барита в контрольной пробе пошло 10 мл НСl, то на титрование раствора в опытной колбе должно пойти не более 8 мл и не менее 5 мл).
Ходработы
Пометить навеску исследуемого материала (5-10 г) в марлевый мешочек и прикрепить его к пробке при помощи крючка, вставленного в пробку. В качестве исследуемого материала можно взять листья и стебли растения, проросшие или непроросшие семена. Использовать корни растений нежелательно. Растительный материал не следует сильно измельчать, поскольку возможна значительная активизация дыхания в ответ на поранение. Провести пробную сборку установки, проверив, свободно ли проходит мешочек с материалом через горло колбы и не опускается ли он слишком низко. Внести в колбу 2-3 капли фенолфталеина и налить 20 мл раствора Ва(ОН)2. Быстро опустить в колбу материал, слегка смочить пробку водой (для герметичности) и плотно (вращательным движением) закрыть колбу пробкой. Отметить начало экспозиции. В контрольную (пустую) колбу также налить 20 мл барита и 2-3 капли фенолфталеина и плотно закрыть пробкой. Колбы с объектами, содержащими хлорофилл, необходимо в ходе экспозиции выдерживать в темноте для исключения фотосинтеза. Время от времени колбы следует осторожно покачивать, чтобы разрушить на поверхности раствора пленку ВаСО3, препятствующую поглощению СО2, не допуская попадания ни одной капли раствора на мешочек с исследуемым растительным материалом. Через 1-2 ч вынуть мешочки, быстро закрыть колбу пробкой и отметить время окончания опыта. Оттитровать оставшуюся щелочь, приливая через отверстие в пробке 0,025 н. НСl до исчезновения розового оттенка. Чтобы избежать уменьшения концентрации раствора барита из-за поглощения СО2 воздуха, следует провести титрование, закрыв колбу резиновой пробкой с двумя отверстиями, одно из которых закрыто трубкой с натронной известью, другое - плотно вставленным концом бюретки.
Контрольную колбу можно титровать через 20 мин после того, как налит раствор барита (все это время колбу необходимо периодически взбалтывать). Расчет проводят по формуле:
I = (a-b)×K×0,55/pt, (мг СО2/г сыр. веса * час), где
a – результат титрования содержимого контрольной колбы, мл b – результат титрования содержимого опытной колбы, мл K – поправка к титру НСl 0,55 – количество мг СО2, эквивалентное 1 мл 0,025 н. НСl p – навеска, г t – экспозиция, ч Сделать вывод, сопоставив интенсивность дыхания разных объектов. Материалы и оборудование:
1. Проросшие и непроросшие семена, почки, листья, стебли, цветки и другой растительный материал 2. 0,025 н. раствор Ва(ОН)2 3 0,025 н. НСl 4. Фенолфталеин в капельнице 5. Технические весы с разновесами 6. Одинаковые конические колбы на 250-300 мл с пробками, в которые вставлены металлические крючки 7. Марлевые салфетки 10×10 см 8. Бюретки
Работа 9. Изучение ферментных систем дыхания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|