Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметы ведения и сферы деятельности Европейского Сообщества.




 

Договор об учреждении Европейского (Экономического) Сообщества 1957 года – Договор о Е(Э)С или Римский договор;

Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами (Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ) подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г.

В экономической сфере создание общего рынка, включавшего все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет.

В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС.

Маастрихтский договор 1992 г. переименовал ЕОУС в Европейское сообщество (ЕС). Деятельность организации видоизменялась (расширения сфер и предметов ведения).

Предметы ведения Европейского сообщества входят одной из составляющей в предмет ведения ЕС.

Предметы ведения – это те сферы общественной жизни, которые в соответствии с учредительным договором Сообщества уполномочены решать его институты и другие органы. Сконцентрированы в сфере экономических, социальных и духовно-культурных отношений.

В настоящее время выделяют 4 компонента системы предметов ведения:

Общий (внутренний) рынок (разграничить юридически эти понятия невозможно), поэтому

- это пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договора о ЕС обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. (подробно об этом в других вопросах)

2. Сферы политики (закреплены в ст. 3 Учр.Догов., а их правовой режим раскрыт части третьей «Политика Сообщества) – это такие сферы общественной жизни, в отношении которых Сообщество уполномочено осуществлять целенаправленный комплекс мер регулятивного и управленческого характера. Эти мероприятия направлены на повышение общественного благосостояния (их более 20-ти). Например, аграрная, транспортная, антимонопольная, налоговая, социальная, экологическая, промышленная, молодежная, политика занятости, здравоохранения и др.

3. Экономический и валютный союз

4. Международные отношения Сообщества - (здесь имеются ввиду международные отношения в социально-экономической сфере, т.к. в иных сферах- в рамках «второй опоры»)- это связи ЕС с другими странами и международными организациями, т.е. это внешняя политика Сообщества (предусматривает три направления внешне политики;

4.1. внешнеторговая политика (общая торговая политика), основой которой служит установление и изменение общего таможенного тарифа. Сообщество устанавливает единые принципы в отношении таких вопросов, как изменения тарифных ставок, экспортная политика, антидемпинговое регулирование

4.2. содействие экономическому развитию развивающихся стран – здесь деятельность Сообщества призвана способствовать повышению благосостояния стран «третьего мира», в том числе посредством оказания им финансовой помощи.

4.3. «ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию». Речь идет об установлении особых отношений вплоть до создания зоны свободной торговли ЕС и иными территориальными единицами государств-членов, которые расположены за пределами Европы и не вошли вместе со своими метрополиями в состав Сообщества.

Международные отношения Сообщества вообще то не исчерпываются указанными направлениями и включают в себя взаимоотношения европейскими и универсальными международными организациями ООН и ее специализированными учреждениями, а также с ВТО, Советом Европы, другими государствами.

По объему своей международной правосубъектности Европейское Сообщество занимает промежуточное положение между суверенными государствами и международными (межправительственными) организациями. Она уже чем у первых, но значительно шире чем у вторых, причем общей тенденцией является постепенное расширение правосубъектности ЕС за счет правосубъектности входящих в него государств.

Основные мероприятия ЕС на международной арене:

Односторонние

• издание нормативных актов (бывает, что касается не только ЕС, но и сторонних лиц и государств) прежде всего это таможенное законодательство, законодательство о визах и визовом режиме и др.

• меры поощрительного характера (бабки дают другим государством и еще чего-нибудь, но в основном бабки)

• экономические санкции (прерывают либо ограничивают экономические отношения с другими странами)

Совместные мероприятия

• заключение международных договоров (их нормы имеют прямое действие…..см. и вспоминай Международное публичное право)

• участие в международных конференциях (там же)

• членство в международных организациях (…. ну там-же,…. типа форум сотрудничества и т.п.)

• дипломатические представительства с зарубежными странами

Полномочия Европейского СООБЩЕСТВА (т.е. права и обязанности институтов ЕС принимать НПА, осуществлять иные мероприятия по руководству конкретными подведомственными Сообществу сферами общественной жизни.)

Эти полномочия образуют систему, включающую в себя пять основных элементов:

• Законодательные полномочия- это полномочия осуществлять правовое регулирование о/о посредством издания НПА. (реализуются прежде всего в лице Европарламента и Совета для которых правотворчество- основная функция, также возможно Еврокомиссия (при делегировании ей полномочий) и Европейский центральный банк (в сфере экономического и валютного союза). Форма реализации полномочий- Регламент и Директива (в основном).

• Финансовые полномочия- включают права по установлению доходов и расходов Сообщества. (Реализуются Европарламентом и Советом в форме- Бюджета (он принимается общий для всех Сообществ и называется Общий бюджет ЕС)

• Исполнительно-распорядительные полномочия- осуществление текущего управления общественной жизнью. (реализуется в основном Комиссией, но и др. институтами тоже, в форме индивидуального акта правоприменения в виде – решения.

• Юрисдикционные полномочия- по разрешению правовых споров о применении норм права ЕС (реализуются Судами: Судом Европейских Сообществ, Трибуналом первой инстанции и Судебной палатой) в форме судебных решений.

• Контрольные полномочия - проверять выполнение норм права ЕС и других решений Сообщества. Реализуются в той или иной степени всеми институтами ЕС + спец. Органы контроля- Счетная палата и Омбудсман ЕС- в форме проверок и расследований.

• И другие полномочия, но эти основные (есть еще внешнеполитические, полномочия по принятию рекомендательных и поощрительных мер)

Дополнительная компетенция:

• Подразумеваемые полномочия- означают право принимать решения, в том числе НПА, по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС учредительным договором, но имеют значение для реализации его целей и задач.

• Механизм продвинутого сотрудничества- совокупность правил и процедур, в рамках которых отдельные государства-члены делегируют Европейскому СОЮЗУ дополнительную компетенцию.(суть механизма- те государства-члены, которые способны и желают двигаться вперед быстрее- могут это делать не дожидаясь остальных). Предметом продвинутого сотрудничества в рамках Европейского Сообщества может служить «одна из областей, которая предусмотрена» учредительным договором Сообщества, например Сообществу могут быть делегированы полномочия по установлению и/или взиманию прямых налогов (с желающих государств-членов), коими она в настоящее время не располагает.

 

Особую группу актов Союза образуют Рекомендации и Заключения. Их объединяет общий признак: отсутствие обязательной силы. Как сказано в статье 155 Договора о функционировании ЕС, Комиссия выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с настоящим Договором. Делается это в двух случаях: когда Договор прямо предусматривает подобные действия и когда так считает сама Комиссия. О заключениях говорится в статье 118, определяющей задачи Комиссии в сфере социальной политики: «С этой целью Комиссия будет действовать в тесном контакте с государствами-членами путем проведения исследований, выработки заключений и организации консультаций в отношении как проблем, возникающих в национальных рамках, так и проблем, которыми занимаются международные организации». Как видно, для выработки заключений установлено лишь одно предварительное условие – консультации. Особенно важны консультации с Экономическим и социальным комитетом.

Различия между рекомендацией и заключением ни в учредительных договорах, ни в последующих актах первичного права, в том числе в Маастрихтском договоре, не предусматриваются. Наблюдатели стремятся, хотя и без особого успеха, обращаться к анализу практики, отмечая особо, что заключение в большинстве случаев формулируется в ответ на заданный вопрос. Специфика усматривается также в том, что рекомендации являются косвенным средством обеспечения изменений в законодательстве, отличаясь от регламентов только отсутствием юридической силы[24].

Выше были перечислены пять основных актов вторичного права. Их перечень дается в ст. 249 Договора о функционировании ЕС. Как представляется, это положение образует четкую систему, в которой формальные обозначения соответствуют функциональным различиям. Однако указанная система актов не является такой четкой, как может показаться. Определенные трудность возникают из-за того, что «Суд ЕС отметил, что перечень статьи 249 не носит исчерпывающего характера: возможны юридически обязательные акты, которые не относятся ни к одной из перечисленных в Договоре категорий. Акты этой группы, пока не найдено другое название, обычно называются sui generis, акты особого рода»[25]. Наличие такой неопределенности в системе актов вторичного права, по моему мнению, вносит нестабильность в работу Союза, поэтому в дальнейшем необходимо исключить возможность использования актов sui generis.

Итак, в первой главе была изложена действующая система источников права ЕС. Данная система не является статичной: источники права постоянно изменяются под влиянием внешних условий. Это изменение позволяет развиваться Европейскому Союзу, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современной действительности. Ясно, что не возникает никаких проблем с изменением источников вторичного права: при устаревании какого-либо акта, необходимо принять новый акт соответствующим институтом Союза. Что касается источников первичного права, то тут возникают некоторые сложности, связанные с «жесткостью» «конституции» ЕС. Существует, по моему мнению, три способа изменения источников первичного права: прямое изменение учредительных договоров, изменение толкования норм учредительных договоров, пересмотр системы учредительных документов. Эти способы будут подробно рассмотрены во второй главе моего исследования.

Правовые основы ОВПБ.

 

ОВПБ не представляет собой отдельную организацию с собственной правосубъектностью (хотя правовые акты в этой области издаются как акты ОВПБ).

Предмет ОВПБ охватывает все сферы общей внешней политики и политики безопасности.

Раздел 5 Договора о Евр. Союзе, в нем закрепляются основные сферы деятельности. Деятельность ЕС на международной арене осуществляется по двум направлениям: внешняя политика Европейских Сообществ и ОВБП., в рамках ОВБП ЕС осуществляет те мероприятия, которые выходят за пределы компетенции Сообществ. ОВПБ это и отдельная сфера деятельности Союза и в то же время «вторая опора» и это не отдельная организация, а представляет собой компетенцию Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Нет таких сфер международных отношений, которые бы составляли исключительную компетенцию государств-членов и в которые Союзу запрещено было бы вмешиваться в рамках ОВБП.

Основные полномочия Союза в сфере ОВПБ закреплены в ст.12 Маастрихтского Договора, который подразумевает принятие следующих решений:

• Принципы и общие ориентиры - своеобразная программа внешней политики, определяющая общий курс в международных отношениях Союза в целом и для каждого государства-члена в отдельности (орган- Европейский Совет). Принципы и общие ориентиры оформляются заключением Е.Совета (общего или конкретного характера).

• Общая стратегия - НПА в сфере ОВПБ, в котором определяется план действий Союза в отношении конкретных стран или регионов планеты. (отличие от п. 1 там внешняя политика в целом, здесь к конкретному региону или к отдельной стране) (орган - Европейский Совет по предложению Совета ЕС. Стратегии вырабатываются на определенный срок. Их утверждает Е.Совет.

Официальная точка зрения ЕС в целом по конкретным внешнеполитическим проблемам выражается в:

3. Общих позициях (она определяет отношение Союза к отдельному вопросу географического или тематического характера, в отличие от общих стратегий она направлена на решение определенных задач внешне политики. Общая позиция это документ, в котором определяется официальная позиция Союза по конкретным внешнеполитическим делам.

П.1-3 это создание программ, высказывания взглядов, а правовой формой, на основании которой предпринимаются реальные действия служит- Совместная акция

4. Совместная акция - это документ, на основании которого Союз осуществляет оперативные действия на международной арене (в этой форме принимается решения о направлении наблюдателей на выборы иностр. Государств, направление разного рода представителей за рубеж, Силы быстрого реагирования когда создадутся- будут действовать на основании этой правовой формы.(орган Совет)

5. Заключение Советом в рамках ОВПБ международных договоров.

Предметом таких договоров могут быть любые вопросы, относящиеся к сфере ОВПБ, а также вопросы борьбы с преступностью (однако в отличие от международных договоров, заключаемых в рамках первой опоры, в качестве стороны таких договоров будет выступать либо Совет, либо Союз в целом)

Общая оборонная политика ЕС

Занимает особое место в ОВПБ, хотели даже выделить ее в отдельную опору…..хотя - различных планов было много как бы создать свою (европейскую армию), но пока ни как. Стратегическая цель (в рамках именно ОВПБ) – есть - прогрессивное формирование общей оборонной политики, которая со временем может привести к общей обороне.

Органы:

1. Европейский Совет - возглавляет оборону деятельность Союза и государств-членов (обсуждение основных вопросов обороны, и т.п.)

2. Совет ЕС (компетенция принятия решения в форме Совместной акции

3. Европейское оборонное агентство (цель деятельности- содействие Совету при проведении миротворческих акций. Возглавляет—в смысле Генеральный секретарь Совета ЕС.

4. Комитет по вопросам политики и безопасности (разработка предложений, направляемых в Совет, на основе мониторинга политической ситуации на международной арене, состоит из представителей государств.

5. Военный комитет (обеспечение практических мероприятий военного

6. Военный штаб (быстрое реагирование, оценка ситуации и стратегическое планирование)

7. Командующий операцией (осуществляет непосредственное управление Силами быстренького реагирования)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...