Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская и эстетическая основа мировоззрения Блейка




ВВЕДЕНИЕ

 

Наше обращение к фигуре одного из самых загадочных и малоизученных в России великих поэтов Британии совсем не случайно - именно современная постмодернистская традиция вновь обращается к наследию Блейка и открывает его новые стороны и провидения.

Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников и сегодня остается не до конца открытым, впервые начал изучаться Габриэлем Россетти в 50-е годы Х1Х века как гравер, затем о нем написали Александр Джилкрист Алджернон Суинберн, в 1868 г. напечатавший восторженную книгу о поэте.

В СССР лишь в конце 1950-х годов, когда вся мировая культурная общественность праздновала двухсотлетие со дня рождения Блейка, отечественным энтузиастам и знатокам творчества Блейка удалось привлечь внимание к талантливому поэту и художнику.

На этой «юбилейной» волне получили широкую известность переводы Блейка, сделанные С. Маршаком, который на протяжении всей своей жизни проявлял интерес к поэзии неординарного автора. Полное научное исследование - искусствоведа Е.А. Некрасовой «Творчество У. Блейка» появилось лишь в 1962 году. В те годы авторы вынуждены были интерпретировать его поэзию с учетом жестких идеологических требований эпохи. Позднее, в 80-е годы ХХ века вышли работы Зверева, в 2000-е годы были опубликованы переводы В. Чухно, работы В.Сердечной и Г. Токаревой. Именно труды В. Сердечной являются в настоящее время наиболее полной попыткой изучения блейковского наследия, «блейкианы».

Автор-исследователь пытается понять истоки происхождения «новых миров» Блейка, найти библейские традиции в его трудах, исследователь Г. Токарева же пытается представить насколько творчество Блейка эволюционировало от романтизма к мистическому пророчеству.

Мы попытаемся изучить творчество Блейка как целостную художественную систему, уникальную по своей структуре и специфике, при этом затронув только «Песни Неведения (Невинности) и Опыта» и «Пророческие Песни» автора.

Новизна работы заключается в анализе оригинальной авторской мифологии Блейка, созданной его неординарной фантазией.

Объектом исследования в работе является особенность творчества У. Блейка.

В качестве предмета исследования избрано изучение произведений «Песни Невинности», «Песни Опыта», «Пророческих песен».

Целью работы является определение своеобразия поэтики У. Блейка.

Задачи работы:

выявить особенности поэтики Блейка в раннем и зрелом творчестве;

представить влияние творчества Блейка на современных авторов;

рассмотреть философскую и эстетическую основу мировоззрения Блейка.


Глава первая. Уильям Блейк - творец и философ

 

Творческий путь Блейка

 

Творчество Уильяма Блейка (1757-1827) стало известно в России немногим более пятидесяти лет назад, в пору празднования двухсотлетия со дня его рождения, благодаря усилиям замечательного советского поэта и переводчика Самуила Маршака. Творчество Блейка и в Британии получило общественное признание лишь в ХХ веке. Однако настоящий интерес к творчеству и личности Блейка начался в двадцатом столетии. В 1966 году вышло "Полное собрание сочинений Уильяма Блейка". Блейк открылся миру не только как провидец, каким его привыкли считать, но и как автор остроумных афоризмов, как оригинальный мыслитель и критик, намного опередивший свой век.

При этом имя Блейка было почти неизвестно и его английским современникам. Уроженец Лондона, по профессии гравер, он не был известен и как художник, поскольку его картины редко выставлялись и не очень хорошо продавались. Он сам издавал и сам иллюстрировал свои поэтические сборники. Его хоронили за государственный счет в безымянной общей могиле. Художник ушел в полной безвестности, но зато после посмертного «открытия» слава его, как отметил Зверев, «накатывает такими могучими волнами, что потомкам кажется непостижимой выпавшая гению горькая, жестокая судьба».

«Обретение» Блейка тоже было непростым. В семидесятые годы Х1Х века к его творчеству обратились британские символисты, их восхищение составило Блейку славу «предшественника символизма» и мистика и лишь в ХХ веке его сумели понять как великого гуманиста, философа со сложнейшей системой идей. При этом, как отмечает Жирмунский, сам поэт считал себя провидцем: «Каждый честный человек - пророк; Он говорит: «Если вы поступите так-то, результат будет такой-то» Отметим, что и для русских поэтов начала 19 века характерно осознание себя как пророков.

Как гравер Блейк иллюстрировал Вергилия, «Божественную комедию» Данте, но за обличение «классических» портретистов своего времени не был принят в Академию художеств, а за невоздержанные высказывания и поддержку революционного пафоса Французской революции считался общественно опасным, был судим и приобрел славу если не сумасшедшего, то изгоя и чудака.

Сам Блейк был безусловно человеком психически неустойчивым, его посещали видения, которые он сам называл «посещениями Эдема».

Уже первое из видений Блейка представляется достаточно загадочным. "Бог приблизил свое чело к одному из окон их дома". Увидев лик Божий, Блейк, которому было всего лишь четыре года, испугался и издал пронзительный крик. Родители не отдали Уильяма в школу, и это лишь способствовало развитию в нем тех наклонностей, которые позднее приняли форму его великого призвания. Сложным было не только творчество Блейка, но и его характер. Общаться с ним было делом далеко не простым. Он был упрям и вспыльчив и мог в сердцах сказать что угодно и кому угодно, хотя успокаивался очень быстро. Известно его высказывание: "У тех, кому удается сдерживать свои эмоции, они, видно, недостаточно сильны, чтобы их невозможно было сдержать". Ему была присуща категоричность в суждениях, и он никогда не стеснялся высказывать людям в лицо, что о них думает. Как отмечает Т. Тютвинова, и мы солидаризируемся с ее оценкой, «об обширной эрудиции Блейка можно судить по его сочинениям, особенно прозаическим - полемическим и философским. Он был человеком глубоким и мудрым и в то же время наивным и простодушным, да и вообще в нем уживалось множество противоречий».

В 1782 году Блэйк женился на Кэтрин Ваучер. Новобрачная не умела ни читать, ни писать, муж принялся учить молодую жену грамоте, и она оказалась настолько способной ученицей, что уже через два-три года смогла начисто переписывать его рукописи.

Через год после женитьбы Блейка вышла в свет его первая книга, "Поэтические наброски". Его "Поэтические наброски" открыли целую эпоху в английской литературе, эпоху романтизма.

В 1784 году, после смерти отца, Уильям Блейк начинает учить граверному делу младшего брата Роберта, обладавшего врожденным художественным талантом. В 1787 году у Роберта обнаруживается туберкулез, и вскоре он умирает. Блейк преданно ухаживал за больным, и в момент смерти Роберта Блейк отчетливо увидел, как душа брата поднимается к потолку, "радостно хлопая в ладоши", а затем тает и исчезает. Позднее он говорил, что именно во время этих ночных бдений к нему впервые пришла идея нового способа гравировки, названного им "иллюминированной", или "декоративной" печатью.

Много лет спустя Блейк писал одному из своих друзей: "Я уверен, что наши друзья и родственники, ушедшие в мир иной, постоянно присутствуют рядом с нами, хотя мы далеко не всегда это чувствуем. Мне бы хотелось, чтобы ты разделил со мной убеждение, что смерть человека - это лишь шаг в Бессмертие, а руины, оставляемые Временем,- это фундаменты дворцов Вечности".

В 1789 году, в период создания "Песен Невинности", или как их еще называют, «Песен Неведения», Блейк, отчаявшись найти издателя для своих произведений, призывает на помощь свое мастерство гравера и прибегает к приему, называемому "иллюминированная печать": украшение рисунком тексты стихотворений гравировались обычным способом, а затем вручную раскрашивались.

В 1804 году Блейк возвращается в Лондон и, поселившись в доме на улице Саут-Молтон, начинает работать над гравированием своих поэм "Иерусалим" и "Мильтон". Эти две вещи были последними поэтическими произведениями, опубликованными самим Блейком. До конца своей жизни он продолжает искать покупателей на эти и другие свои поэмы, входящие в "Пророческие книги", но желающих их приобрести находится очень немного. Писать он, однако, не прекращал никогда.

Начиная с этого времени Блейк полностью иллюстрирует все свои произведения. В 1822 году, по заказу мистера Линнелла, Блейк создает целый ряд великолепных акварельных иллюстраций к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай", взяв за их основу, как это бывало и раньше, свои собственные видения и озарения. По прошествии трех лет, в 1825 году, он приступает к работе над иллюстрированием "Божественной комедии" Данте - и снова-таки через посредство своего верного друга Джона Линнелла. Полный цикл иллюстраций предполагалось сделать очень большим, но Блейк успел выполнить только часть акварельных эскизов и семь гравюр. В 1827 году Блейк скончался.

Принято считать, что судьба у Блейка была очень трудной, даже трагической, но сам он воспринимал свою жизнь совершенно иначе и ничего трагического в ней не усматривал. "Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле,- писал он. - Мой мозг и моя память переполнены давними книгами и картинами, которые я создал еще тогда, когда пребывал в Вечности, то есть до появления на Земле в своем нынешнем, смертном облике. Мои творения в те времена были предметом восхищения и изучения небожителей". Блейк был уверен, что прожил счастливую жизнь.

Безусловно, подобный вывод он мог сделать на основе сформировавшегося под влиянием современных ему философов мировоззрения, где непонимание его трудов читателям не мешало достичь ему гармонии с окружающим миром.

 

Философская и эстетическая основа мировоззрения Блейка

 

Еще в юности Уильям Блейк приучился часами читать и изучать почти все, что имелось в библиотеке, в том числе философские труды Сведенборга и Бёме, произведения которого в переводе с немецкого как раз выходили в ту пору. Блейк был очень способен к языкам и сумел неплохо овладеть французским, итальянским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками, что давало ему возможность читать в подлинниках многих зарубежных авторов, как современных ему, так и древних.

Блейк очень интересовался историей христианства, особенно трактовкам самоотречения, основам категорий «прощение» и «спасение души».

Для Блейка Иисус - символ жизненных взаимоотношений и единения совершенства и гуманности: «Всё изъяснялось на одном языке и верило одной религии: это была религия Иисуса, вечно звучащего».

Одно из сильнейших возражений Блейка по отношению к христианству заключалось в том, что поэту казалось, будто эта религия поощряла подавление в человеке его природных потребностей и расхолаживала земную радость.

У Блейка были сложные взаимоотношения с философией Просвещения. Полагаясь на свои собственные фантастические религиозные верования, Блейк противопоставил их Ньютоновскому видению вселенной и создал собственное обоснование происхождения и развития галактик. Даже сам метод гравировки, изобретенный Блейком, с его точки зрения был противопоставлен меццо-тинто, печати, которая производилась путём нанесения на поверхность тысяч крошечных точек в зависимости от черт изображаемого. Блейк проследил аналогии между этим способом и Ньютоновской теории света и подверг резкой критике как несовершенство подобной печати, так и вообще общепризнанную физику Исаака Ньютона.

Блейк никогда не использовал эту технику, выбирая путь развития метода гравировки в частности в жидкой среде, настаивая на том, что линии и черты не формируются случайно, линия есть линия в своём подразделении, ровная он, или загнутая.

Поэты романтического поколения опирались на некие устойчивые, обладавшие большой художественной историей мифологические «сюжеты» (Каин, Прометей), а Блейк даже полнее, чем они, осуществил принцип, который у Шеллинга в «Философии искусства» - выделен как определяющий для истинного искусства: «Всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открывшуюся ему часть мира и из его материала создать собственную мифологию».

В то же время Блейка можно рассматривать и как поэта и художника Просвещения в том смысле, что он так же не принимал идеи, системы, авторитеты и традиции стиля. В диалектическом смысле, он использовал дух Просвещения как дух противостояния внешним авторитетам, дабы раскритиковать узконаправленную концепцию периода.

Блейк питал отвращение к рабству и верил в половое и расовое равенство. Несколько его стихов и картин выражают идею всеобщей гуманности: все люди похожи, хоть они и бесконечно разные. Блейк питал живой интерес к социальным и политическим событиям всю свою жизнь, и социальные и политические формулировки часто встречаются в его мистическом символизме. То, что в его понимании являлось притеснением и ограничением свободы, было распространено влиянием церкви.

Есть много документов, говорящих, что Блейк словно бы сам искал столкновений со своим веком. Видимо, он был из тех художников и поэтов, которых впоследствии станут называть то маргиналами, то бунтарями, подразумевая, в сущности, одно и то же - для них расхождение с преобладающими веяниями и установками становится принципом, определяющим творческую позицию. Им не дано приспосабливаться.

Поддержим высказанную великим советским литературоведом Зверевым мысль, что подобные творцы - «не продолжатели, а, пользуясь словом, когда-то предложенным в статьях Юрия Тынянова, «ново водители». Его нововведением стали не только необычные композиции, не только метафоры, передающие образность символистов, он разработал целую концепцию, важную для истории романтизма, о философии поэзии». Блейк был убежден, что искусство должно пробудить воображение читателя, воспитать новое ощущение мира, а значит, и новую систему ценностей. Так смысл и цель поэзии понимал в ту пору один Блейк. Должно быть, поэтому он один и стал чем-то наподобие пророка.

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка

Способность видеть небо в чашечке цветка, как в цитируемом четверостишии была неподражаемой.Это было великое открытие Блейка. Действительность им впервые осознавалась как дисгармоничное единство. При этом Блейк был не только и не столько романтиком, и не только опередившим свое время философом, но также мыслителем, определившим развитие англоязычной литературы и культуры. Особенно ярко это проявилось во второй половине двадцатого века.

блейк литература поэтика творчество


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...