Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие и значение «Пророческих песен»




 

В настоящее время адекватное восприятие наследия Блейка выявило специфику авторской иронии, определение фабульно-сюжетного соотношения различных поэм.

Глубина философского воззрения автора воплотилась в десяти «Пророческих книгах» - «Книга Тэль» (1789), «Тириель» (1789), «Видение дочерей Альбиона» (1793), «Бракосочетание Неба и Ада» (1793), «Французская революция» (1791), «Америка» (1793), «Европа» (1794), «Вала» (1797), «Мильтон» (1804-1808) и «Иерусалим» (1804-1820), вместе с примыкающими к ним «Книгой Юрайзен» (1794), «Книгой Лоса» (1795) и «Книгой Ахании» (1795), которые представляют различные версии и части грандиозной мифологической эпопеи, охватывающей, по замыслу автора, как новый библейский эпос, судьбы мира и человечества от их сотворения через грехопадение и тысячелетия страданий до грядущего восстановления и освобождения.

Произведения Блейка свидетельствуют нам о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора. Он был совершенно не похож на тот, в котором живут остальные, что дает понять каков сам Блейк, и какова была его творческая миссия.

Он не был поэтом «для всех» и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности.

Обособленное место в ряду «пророческих книг» Блейка занимает первая из них - «Книга Тэль» (1789). По времени написания, по простоте и ясности образов и стиля она соприкасается с одновременными лирическими «Песнями».

В поэмах «Тириэль» (1789), «Книга Тэль» (1789), «Видения Дочерей Альбиона» (1793) преобладает сюжет странствия. Как указывает В. Сердечная «поэмы объединены в цикл по принципу триады тезис - антитезис - синтез: герой «Тириэля» опытен и не может смириться с познанием чего-то нового; Тэль, напротив, невинна и боится познания; героиня последней поэмы переходит от невинности к опыту и становится внутренне чистой, объединяя оба пути»

Каждая из поэм оставляет ощущение незавершенности, имеет целью вызов особой читательской активности; однако, как показывает история прочтения Блейка, возможность эта была увидена его потенциальными читателями далеко не сразу и до сих пор открыта не для всех.

Двойственность повествования, где сочетается «буквальное» рассказывание и иносказательность притчи и обуславливает сложность интерпретации произведений Блейка.

Сам Блейк различает обще понимаемый смысл произведения от авторского значения, вкладываемого в него. Заметим, что наука «герменевтика», как наука о философском толковании текста, его интерпретации, появляется лишь в ХХ веке, а Блейк за сто лет до этого тонко подмечает: «Дерево, которое повергает кого-то в слезы восторга, в Глазах других - только нечто Зеленое, что стоит на пути». В веке девятнадцатом концепции Блейка не увидел никто, увидели только нечто зеленое

Для пророческих поэм Блейка характерен интертекст, то есть соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, но этот способ построения текста характерен для постмодернизма середины ХХ века, где текст зачастую строится из цитат и отсылок к другим текстам. Здесь же, еще на переломе 18 и 19 веков самоповторения задают важнейшую тенденцию в творчестве Блейка: повторение одних и тех же ситуаций, словесных образов, строк, мотивов становится особым способом создания целостного авторского мифа.

В поэмах «Тириэль» (1789), «Книга Тэль» (1789), «Видения Дочерей Альбиона» (1793) рассказываемым событием становится познание мира, переход от Невинности к Опыту (или обратно), которые понимаются в контексте философии Блейка как два равноправных начала бытия. О проблемах познания рассказывает неявный, но приближенный к героям автор, слово которого иносказательно, но может быть достаточно легко расшифровано.

Вот старому Тириэлю, живущему в мире опыта, противопоставлена невинная Тэль, ищущая и боящаяся познания; Утун же, обретя опыт падения, возвышается над ним и остается внутренне чистой, совмещая в себе черты Тириэля и Тэль.

Основой объединения поэм является типологическое сходство события повествуемого: сюжетная сторона основана на одних и тех же сюжетных вариантах функций: отправки, странствия, трудной задачи и ее решения.

Поэма «Бракосочетание Небес и Ада» (1793). Главное ее событие - это преодоление противоположностей бытия - добра и зла, Небес и Ада - достигаемое путем очищения восприятия. Особенности жанра поэмы, сближающие ее с научным, философским повествованием - развернутая система аргументации мыслей, риторических приемов, философские тезисы. Поддержим тезис В.В. Сердечной о том, что для современников Блейка шоком была так называемая «инверсия сторон бытия: «Ангелы» показаны лицемерами и морализаторами, а «Дьяволы» - носителями правды и свободы».

Для Суинберна, одного из первых исследователей Блейка, поэма - видение мистика; для художника Д. Линнелла - свидетельство сумасшедшего; для литературоведа Д. Эрдмана - аллегория политических событий современности; для философа Ж. Батая - свидетельство причастности Блейка миру Зла; для А. Глебовской - утверждение диалектической природы бытия; для Т. Васильевой - песнь возвеличения человека.

Здесь, пожалуй, нет антирелигиозности, ведь Библия для Блейка - не просто объект переосмысления: она остается для него произведением, наполненным Поэтическим Гением; себя поэт называет себя «солдатом Христа».

Как замечает Токарева, «поэт страстно говорит о разложении современной ему церкви, но защищает религию (какой она должна быть по Блейку) - средство объединения людей и освобождения творческого начала». События поэмы крайне интересны, в ней сообщается, что некогда порядок мира был нарушен, и стороны бытия поменялись местами, но порядок должен быть вскоре восстановлен. «Дьявол» сообщает об ограниченности человеческого восприятия, «адская» мудрость призвана расшатать привычные стереотипы мышления и поведения. Далее Блейк защищает свой замечательный тезис о том, что для спасения после смерти человеку необходимо очистить «двери восприятия», то есть не ограничиваться чувственным восприятием мира, черпать знания, познавать и добро, и зло, верить, что победит начало свободы.

Сюжетное построение поэмы, основано на развертывании идеи о том, что изменение способа восприятия мира ведет к внутреннему освобождению человека. Тезис об относительности восприятия доказывается рассказчиком несколько раз. При этом необходимо знакомство с мифологией Блейка, нужно словно узнавать предложенные знаки и разгадывать аллегории.

Блейк обращается к тем, кто много знает, но готов переосмыслить знания, кто способен отличить рассказчика поэмы от Дьявола.

Это ожидание не было оправдано современниками: Блейк не был не только популярен, но даже принят читательской общественностью его времени. Тем не менее в XX веке поэма «Бракосочетание Небес и Ада» стала культовым текстом. Актуальная для этой эпохи идея расширения границ восприятия, доступных человеку, обеспечила обращение к поэме и Олдоса Хаксли (эссе «Двери восприятия»), и культуры 60-х годов (название популярной группы «Doors»), и современно кинематографа (главный герой фильма «Мертвец» Джима Джармуша, Уильям Блейк, часто цитирует поэму своего тезки).

Безусловно, что произведения Блейка изначально ориентированы на подготовленного читателя, что и привело к неготовности читать его произведения современниками, ведь романтики отдавали предпочтение не философскому иносказательному осмыслению сути событий, а лиризму и психологизму. Непонимание поэта было преодолено только в XX веке, воспринявшем Блейка.

Что же вкладывал автор в свои «Пророческие поэмы»? Какие сюжеты он описал заново? По сути это попытка создания новой Библии, попытка нового описания мира. Его структура пророческого текста состоит из собственно говорящего - пророка, обращающегося к аудитории, и высшей силы (голоса), открывающей ему особое знание

Романтики утверждают, что искусство дает путь к мудрости; но это не путь сообщения готовой истины, а путь вовлечения человека в процесс познания. Поэзия для романтизма - только путь, а не форма сообщения готовой мудрости. А значит, и предмет поучения Блейка относится уже к наступающей эпохе романтизма. Это подтверждает характеристика поэмы А. Зверевым: «И хотя по своей сути это мысль романтическая, понять ее можно, только окунувшись в атмосферу доживающего свой век XVIII столетия»

По словам Т.С. Элиота, приводимым Токаревой, «поэзия Блейка отличается непривлекательностью великой поэзии». По некоему парадоксальному закону, по мере отдаления во времени Блейк находит своего читателя, «непривлекательность» его поэзии отступает перед ее величием. И сегодняшний читатель, быть может, больше его современника готов к Блейку.

В поэмах «Книга Уризена» (1794), «Книга Ахании»(1795) и «Книга Лоса» (1795) сюжетным событием становится формирование ложного восприятия мира человеком, проявляющееся в создании научных, религиозных и философских систем.

В последних поэмах Блейка усложняется и без того непростой авторский стиль повествования, дается множество отсылок к библейским мифам, при этом поэмы остаются «зашифрованными», рассчитанными на глубинное чтение. Одно знакомство с Библией и древними мифологиями, способность опознать научную картину мира - еще не достаточные требования к читателю данных поэм. Исследователь Блейка, канадский ученый Фрай заметил, что «в отличие от Шекспира, Гомера или Чосера, создающих «гладкую удобочитаемую поверхность для ленивого читателя», поэмы Блейка, как и Данте, «делают невозможным для читателя пренебречь тем фактом, что они содержат более глубокие значения». Другой блейковед Кауфман замечает (перевод Степанова), что «искусство Блейка, бесконечно пересматривая ожидания аудитории, непрерывно открывает двери восприятия».

При этом, будучи знакомым с библейской мифологией, становится возможно соотнести тексты Блейка с пророческими книгами Ветхого Завета: «Вала» - книга пророка Исайи; «Милтон» - Иеремии; «Иерусалим» - Иезекиили.

Малые поэмы могут быть соотнесены с книгами малых пророков. Первая малая поэма Блейка, «Тириэль», находит соответствия в структуре книги первого из малых пророков - Осии: их объединяют мотив всемирного родства, сюжетные элементы проклятия сыновей и смерти беззаконного, образ праведника-птицелова (Гар в «Тириэле», пророк у Осии).

«Бракосочетание Рая и Ада» имеет множество соответствий с книгой пророка Захарии: в поэме также 14 частей (не считая дописанную позже «Песнь Свободы»); видение сменяется видением, их комментирует Ангел; в поэме повторяются мотивы урожая и бесплодия, алхимического очищения огнем и огненного конца света. Книга пророка Наума является очевидным прообразом «Видений Дочерей Альбиона»: женщина-город Ниневия отражается в образе Утун, уподобляемой Америке; обе они опозорены, ревнуемы, обнажены и пленены; народ Америки, как и Ниневии, попадает в рабство - поток пророчеств Наума фактически превращается в фабулу поэмы Блейка.

Подобным образом могут быть сопоставлены «Книга Тэль» и книга Ионы, «Америка» и книга Амоса, «Книга Уризена» и книга Михея, «Европа» и книга Аввакума,«Песнь Лоса» и книга Аггея, «Книга Ахании» и книга Авдея, «Книга Лоса» и книга Малахии.

Воображение - верховное божество Блейка, которому посвящены его самые восторженные гимны, - оказывается ключевым понятием блейковской философии. Воображению противостоит Своекорыстие - Разум рационалистов, закованный в круге земных, только земных, интересов. Враждебные друг другу, эти две формы сознания для Блейка не дают личности общаться с заключенным в ней самой Богом.

При этом, учитывая развитие библейской мифологии Блейком, можно согласиться и с утверждением Жирмунского о том, что «борьба Воображения и Своекорыстия - мотив, главенствующий во всей блейковской мифологии, и это борьба за целостного, гармоничного человека».

В «Бракосочетании Добра и Зла» Добро (Небо, Рай) становится у Блейка пассивным, все приемлющим, а потому не способным к развитию началом; напротив, мятежное Зло (Ад) видится ему началом активным, оно, ломая традиционные представления, движет развитием. Добро олицетворяет духовный застой, а Зло - метания и борения духа, без которых невозможно движение мысли. При этом Блейк остается верен своей позиции и утверждает, что два противоположных начала не могут существовать друг без друга и только их сосуществование, "бракосочетание" ведет к подлинной духовности, вскоре наступит тот час, когда Добро и Зло вернутся на свои настоящие места.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В истории мировой литературы Уильяма Блейка принято считать первым английским поэтом-романтиком. Поражает невиданный колорит настроений автора, его непредсказуемость и неспособность понять и вместить в нас все то, что он выражал собой. Отличительной особенностью произведений Блейка является множественность образов, мотивов, наложение иносказательных перспектив, в свете которых должны прочитываться его образы для наиболее адекватного понимания.

Привлекает в Блейке не только его творчество, но и его загадочная личность. Привлекает его странная и незаурядная творческая судьба. Главная особенность его творческой жизни заключалась в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом.

Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез с нормами литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия его не всегда последовательна и логична. Однако если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное, нечто завораживающее и величественное. В целом, его творческие труды являют собой вполне определенную завершенность, они представляют собой результат долгого, упрямого и глубокого искания творческой талантливой души. Блейка можно ценить прежде всего за то, что он пытался проникнуть во многие законы этого мироздания, понять и преподать саму духовность.

Наиболее адекватной общей характеристикой творчества Блейка представляется синкретизм, под которой подразумевается и сочетание видов искусств - поэзия, живопись, графика, гравюра, - и соединение различных традиций - философской, литературной, фольклорной, мистической, - и, главным образом, удивительная способность комбинирования в поэтическом языке Блейка.

Мифопоэтика Блейка может быть сопоставима с библейской мифологией, она повторяет и развивает её.

В силу неприсущих веку ХVIII и XIX само повторов в тексте, отсылок, интертекста, стремления вызвать читателя на «разговор» своей недосказанностью, поэтические произведения Блейка были заново поняты и интерпретированы только в ХХ веке - эпоху постмодернизма. Идеи Блейка и его художественные образы нашли отражение в многочисленных произведениях искусства XX века.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

3) Уильям Блейк. Избранные стихи. Москва, Прогресс, 1982

4) Уильям Блейк. Песни Невинности и Опыта. СПб., 1993

5) Уильям Блейк в переводах С.Я. Маршака»: Олма-Пресс; Москва; 2000

6) Уильям Блейк. Видения Страшного Суда. М., 2002

7) Батай Жорж. Литература и зло. Блейк. СПб., 2003

8) Быстрова, К. «И небо в чашечке цветка.»/ К. Быстрова на сайте: http://www.interline.ivanovo.ru/-bistrov/wblake.htm

9) Васильева Т.Н. Поэмы В. Блейка («Пророческие книги» 18-19 вв.) // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 108, 1969.

10)Глебовская А. Предварение// Блейк, У. Песни Невинности и Опыта, СПб, 1993

11)Жирмунский В. Уильям Блейк. // Л., 1981

12)Зверев А.М. Уильям Блейк. // Иностранная литература 1997, №5

13)Зверев А.М. Величие Блейка // В кн. Уильям Блейк Избранные стихи М., 1982

14)Йейтс, У.Б. Этот странный Уилл Блейк / У.Б.Йейтс. // Блейк У. Видения страшного суда. М., 2002. С. 323-365

15)Карачаровский В.М. Ад Уильяма Блейка: апология этики насилия/ В. Карачаровский, на сайте: http://sagab.chat.ru/AA/ad.html

16)Левина Г.Л. Романтизм как результирующий феномен кризисного сознания // Вестник Дальневосточного государственного технического университета, 2011 № 2 (7)

17)Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

18)Некрасова Е.А. Творчество Блейка М., 1962

19)Сердечная В.В. Диалектика дидактики Уильяма Блейка // Дидактика художественного текста, под редакцией А.В. Татаринова и Т.А. Хитаровой, Краснодар 2004

20)Сердечная В.В. «Нарративные стратегии малых пророческих поэм Уильяма Блейка Краснодар, 2010

21)Степанов С.В. Комментарии к «Песням невинности» и «Песням опыта» // В кн. Уильям Блейк. Песни Невинности и Опыта. СПб., 1993

22)Токарева Г.А. Мифопоэтика У. Блейка Воронеж, 2006

23)Тютвинова Т. Каталог к выставке «Уильям Блейк и британские визионеры» в Музее им А.С. Пушкина М., 2011

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...