Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Характеристика и оценка состояния государственной и муниципальной службы в современной России, динамика и тенденции их развития




Но главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения непосредственно и через выборные органы местного самоуправления.

Муниципальная служба Российской Федерации основана на определенных принципах. Именно через их систему наиболее полно раскрывается сущность данной службы.

Статья 4 Федерального закона №25-ФЗ устанавливает десять основных принципов муниципальной службы. К ним относятся:

 – приоритет прав и свобод человека и гражданина

– равный доступ граждан к муниципальной службе

– профессионализм и компетентность муниципальных служащих

– стабильность муниципальной службы

– доступность информации о деятельности государственных служащих

– взаимодействие с общественными объединениями и гражданами

– единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы

– правовая и социальная защищенность муниципальных служащих

– ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

– внепартийность муниципальной службы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ. Муниципальная служба –  это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора. Сущность государственной службы и муниципальной заключается в целях, задачах и принципах, которые раскрывают детальные аспекты государственной и муниципальной службы. Каждая из служб имеет свои характерные особенности, однако, они тесны связаны между собой создавая крепкую связь, помогая и дополняя друг друга.

1. 2. Характеристика и оценка состояния государственной и муниципальной службы в современной России, динамика и тенденции их развития

Современное состояние государственной службы РФ характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий. Поэтому обозначим основные проблемы государственной службы РФ:

– Не существует единой целостной системы государственной службы. Функционирование государственной службы как службы осуществляется в отдельном государственном органе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Работодателем для государственного служащего является не государство в целом в лице отдельного государственного органа, а сам государственный орган, это создает разрозненность государственной службы.

– Отсутствует система законодательного регулирования для различных видов государственной службы, а также для субъектов РФ. Законодательство о государственной службе РФ не структурированно, нет объемлющего Закона (Кодекса) о государственной службе.

– Неэффективна государственная кадровая политика в государственной службе.

Из вышеизложенного следует, что в РФ сложилась ситуация, при которой реформирование государственной и муниципальной службы является необходимым приоритетом для решения непростых задач государственной службы РФ.

Для решения вопросов государственной службы были выделяют основные направления реформирования.

Реформы государственной и муниципальной службы должны быть направлены на создание целостной системы государственной службы, которые бы учитывали исторические, культурные, национальные и иные особенности России, а также тенденции мирового развития.

Реформирование системы государственной службы, предполагает:

– определение и конкретизация функционирования государственной службы.

Происходит изменение работодателя для государственных служащих и утверждение новых типовых контрактов, в которых работодателем будет является государство в лице отдельного государственного органа. Создается систематизация должностных регламентов, исключающая произвол в служебной деятельности государственных служащих.

 – Изменениекатегорий государственной службы и выделение в явном виде категорий руководителей и их советников с ограничением по количеству таких лиц в государственных органах.

Будут введены новые категории профессиональных государственных служащих, подбираемых и продвигающихся по службе на основании их профессиональных заслуг и достоинств.

Произведено новое разделение государственных служащих по группам и по классным чинам, что поможет, унифицировано соотносить служащих разных видов службы и наладить систему карьерного роста;

– создание системы органов по управлению государственной службой РФ. Эти органы призваны проводить независимую от отдельных органов власти аттестацию; осуществлять работу с кадровым резервом; формировать и вести реестр должностей; производить досудебное рассмотрение споров, связанных с прохождением государственной службы; проводить конкурсы на замещение вакантных должностей; создавать комиссии по этике государственной службы и руководить работой таких комиссий; издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;

– создание единой структуры нормативных правовых актов, регулирующих государственную службу РФ, а также отмена тех положений, которые не соответствуют целям и задачам реформ. В частности, принятие Кодекса государственной службы;

– принятие неотложных финансово-экономических мер и улучшение материально-технического обеспечения государственной службы. Среди этих мер полагается максимально возможный перевод косвенных мер материального вознаграждения в прямые; признано необходимым развивать социальное и медицинское страхование; стимулирование по результатам работы должно быть значительно усилено в сравнении с регулярной заработной платой.

Для ключевых категорий служащих будет проведено увеличение оплаты их труда с целью восстановления конкурентоспособности профессии государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда; постепенно бессрочные контракты для большинства категорий государственных служащих будут переведены в срочные контракты; будет развиваться «электронное правительство».

– изменение образовательной системы первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Будет введен открытый конкурсный порядок выбора образовательных учреждений, ведущих все образовательные программы. При профессиональной подготовке и повышении квалификации государственных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, будет использоваться потенциал профильных академий, а также университетов и академических институтов. Будет предусмотрены на ведущие позиции государственной службы категории «советники» и «профессионалы» для ученых и специалистов в области государственного управления по областям специализаций государственных органов. Планируется прекращение финансирования системы второго высшего образования и направление средств на интенсивные краткосрочные программы повышения квалификации. Предполагается запрет на занятие должностей начиная со старших для лиц, не обладающих профессиональным высшим образованием в областях управленческой специализации данного государственного органа.

В конечном итоге объектом реформы является конкретный человек - государственный служащий, который олицетворяет для населения представителя государства и государственной власти, а также высокообразованного человека, превосходно обладающий навыками владения своей профессии. Также важно отметить, что и для государственного служащего должны быть созданы условия для комфортной работы. Данная реформа предполагает и это преобразование, однако, стоит отметить, что нужно уделить большее внимание образованию, потому что не все государственные служащие полноценно разбираются в своих компетенциях. На рисунке №1 представлен опрос среди государственных служащих различных ведомств, который подтверждает данный вывод.

Источник: Организационные культуры государственной службы. М.: ЦПРЦТ ВШГУ РАНХиГС, 2019  

 

На представленной диаграмме (Рисунок №2) представлен возрастной состав кадров. Данная диаграмма свидетельствует о недостатке молодых специалистов в государственном управлении.

Источник: Расчеты ЦПУР по данным Росстата (бюллетени «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию» за 2009, 2011, 2013, 2016, 2019 гг. )
Рисунок №2 %

на 1 октября 2009 г.


Таким образом, государственная и муниципальная служба имеет не мало достаточно сложных проблем, для решения которых еще вырабатываются реформы. Основная реформация направленна на создание единой системы, которая будет предусматривать все аспекты государственной службы, а также решать ключевые проблемы. Созданная единая система, будет учитывать, как национальные тенденции, так и мировые тенденции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...