Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живопись второй половины XIX века




Русская культура второй половины XIX века развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. В то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России. В изобразительном искусстве второй половины XIX века господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.Н. Крамской. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И.Н. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 году было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование - «Передвижники». В творчестве И.Н.Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, С.С. Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887гг.) - русский художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель реализма.Художник родился в провинции в семье писаря. Крамской И.Н. пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушёром к фотографу. В 1857 году, оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в Академию Художеств, и был принят. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрёл авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 году, когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств И.Н. Крамской возглавил созданную по его инициативе «Артель художников» - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике «мокрого соуса», позволявшей имитировать фотографию. Из его ранних работ особенно выделяются портрет В.М. Максимова (1866г.) и автопортрет (1867г.).Затем И.Н.Крамской покидает «Артель», увлекаясь новой идеей - созданием «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Он принял участие в разработке устава «Товарищества» и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и его идеологом, защищавшим и обосновывавшим основные позиции этого своеобразного художнического братства. От других руководителей «Товарищества» его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость к догматизму.Замыслы картин И.Н. Крамского были значительны и оригинальны.В картине «Христос в пустыне» (1872г.), ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта картина художника достойно вошла в историю отечественного искусства.

Необходимо отметить, что И.Н. Крамской проявил себя, прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года, художник утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873г.); П. М. Третьякова (1876г.); Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-1878гг.); живописца А. Д. Литовченко (1878г.); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879 г.); И.А. Гончарова (1874г.); Я.П. Полонского (1875г.); Д.В. Григоровича (1876 г.); М.М. Антокольского (1876г.). Часть этих портретов была написана специально по заказу П.М. Третьякова для его картинной галереи. И.Н. Крамской часто применял в портретах (например, портрет художника Ф.А. Васильева (1871г.), который находится в Третьяковской галерее) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Портреты И.И. Шишкина (1873г.) и В.С. Соловьева (1885г.) находятся в Русском музее. Личности портретируемых не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Следует отметить, что та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы И.Н.Крамского. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: «Полесовщик» (1874), «Созерцатель» (1876), «Мина Моисеев» (1882), «Крестьянин с уздечкой» (1883) – находятся в Киевском музее русского искусства. В портретах образы русских крестьян по-своему значительны и величавы. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна И.Н. Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872г.) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Незавершенным остался последний большой замысел художника – картина «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский» - находится в Русском музее). В картине показана тупая и самодовольная толпа стражников и фарисеев, которая осмеивает Христа. Художник в своём творчестве стремится создать картины-символы, воплощающие «вечные темы» - такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь», 1871г.); упадок и бренность (в работе, которая осталась неоконченной, «Осмотр старого дома», 1873 г.); смерть (в работе «Неутешное горе», 1884г.) В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи» (1880г.) или «Неизвестной» (1883г.). Во всех этих работах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал И.Н. Крамской и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-1868гг.), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволило ему в последние годы жизни существовать безбедно. По мнению специалистов, в 1880-х гг. И.Н. Крамской поднялся на новую ступень в своём творчестве - добился более глубокого психологизма, позволявшего «обнажить» сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И.И. Шишкина (1880г.), В.Г. Перова (1881г.), А.С. Суворина (1881г.), С.С. Боткина (1882г.), С.И. Крамской, дочери художника (1882г.), В.С. Соловьева (1885г.).

Напряжённая жизнь подорвала здоровье художника. И.Н.Крамской умер 24 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса: внезапно наклонился и упал. Сам доктор попытался оказать ему помощь, но уже ничего нельзя было сделать. Художнику не было и пятидесяти лет. Похоронен Иван Николаевич Крамской на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств) в Санкт-Петербурге.

Своим творчеством мировую славу как живописец-маринист и мастер батального жанра снискал великий русский художник

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900гг.) – художник-маринист и исторический баталист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского коммерсанта.Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году семье Гайвазовских жилось тяжело. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.Очень рано у И.К. Айвазовского проявились исключительные способности к рисованию и музыке, он хорошо играл на скрипке. Айвазовский И.К. в этот период с увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества. Начальное образование Айвазовский И.К. получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский И.К. отправился в Петербург. Он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева по представленным детским рисункам. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

В 1835 году за «Этюд воздуха над морем» художнику была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину «Штиль» ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы он за это время написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839г.), «Буря», «Морской берег» (1840г.).

В 1839 году И.К. Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля художник получает возможность изучать конструкции военных кораблей. И.К. Айвазовский создает первое батальное полотно – «Высадка десанта у Субаши» (1839г.).

Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.

В 1840 году И.К. Айвазовский отправляется в Италию. Затем в 1841 году художник фамилию Гайвазовский изменил на Айвазовский.

И.К. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанский залив лунной ночью» (1839г.) и другие. Его картину «Хаос» приобрел Ватиканский музей. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Талант художника признают ценители искусства и коллеги.

В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе в городах: Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам. И.К. Айвазовскому Академией художеств Амстердама было присуждено звание академика. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, И.К.Айвазовский вернулся в Россию, где Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира и поручило «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты Балтийского моря. В течение зимних месяцев (1844-1845гг.) И.К.Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке И.К.Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию. В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку.

Живопись И.К. Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся на живописном мастерстве художника.

Подобно К.П. Брюллову художник стремится к созданию грандиозных красочных полотен. Очень ярко это отразилось в батальной картине «Чесменский бой» (1848г.), посвященной выдающемуся морскому сражению.

Вклад И.К. Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота.

Айвазовский И.К. был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40 - 50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845г.), «Георгиевский монастырь» (1846г.), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851г.).

К раннему периоду творчества И.К. Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится картина «Девятый вал» (1850г.). Художник никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине «Волна» (1889г.) и одной из самых грандиозных картин «Черное море» (1881г.).

Творчество И.К. Айвазовского - своего рода морская энциклопедия.

Пятидесятые годы в творчестве художника связаны с Крымской войной 1853-1856 годов. Как только до И.К. Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины художника, изображающие «Синопский бой ночью» и «Синопский бой днём». Адмирал П.С. Нахимов высоко оценил эти работы, особенно «Синопский бой ночью».

В творчестве И.К. Айвазовского отображена природа Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях «Чумацкий обоз» (1868г.), «Украинский пейзаж» (1868г.). Эти картины близки к пейзажу мастеров русского идейного реализма.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования И.К. Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен: «Буря ночью» (1864г.), «Буря на Северном море» (1865г.). Эти картины относятся к наиболее поэтическим картинам И.К. Айвазовского.

В 1867 году И.К. Айвазовский создает большой цикл картин, связанный с восстанием жителей острова Крит против турецкого ига.

В 1868 году И.К. Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря. В этот же период И.К. Айвазовский создаёт целый ряд портретов и картин на библейские и исторические сюжеты: в их числе «Крещение армянского народа» и «Клятва. Полководец Вардан» и большое полотно «Сошествие Ноя с Арарата».

В 1869 году И.К. Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

В 1873 году И.К. Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Изображая морскую бурю, Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве И.К. Айвазовского.

Свет как идея играет в творчестве И.К. Айвазовского значительную роль. Свет в его искусстве - символ жизни, надежды и веры, символ вечности. В творчестве И.К. Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме.

Художник был близок со многими передвижниками. И.К. Айвазовский устраивал выставки своих картин в Петербурге, Москве, во многих других больших городах России задолго до организации передвижных выставок. В 1879 году И.К. Айвазовский посещает Геную, где собирает материалы об открытии Америки Колумбом. В 1880 году художник открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

В 1881 году Айвазовский создал картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием, величавый ритм и возвышенный строй картины.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883г.), «Волна» (1889г.), «Буря на Азовском море» (1895г.), «От штиля к урагану» (1895г.) и другие. И.К. Айвазовский в своём творчестве был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии.

В 1898 году художник пишет картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. И.К. Айвазовский изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами и кипящими в столкновении одна с другой.

В 1899 году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках – «Штиль у Крымских берегов».

Ряд поздних работ художника посвящен А.С. Пушкину, с которым И.К. Айвазовский познакомился в 1836 году на выставке в Академии художеств «Пушкин у моря» (1887г.)

Творческий путь И.К. Айвазовского охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет. До последних дней жизни художник был полон новых замыслов. За свою творческую жизнь он создал шесть тысяч картин, исполнил много рисунков и акварелей. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире.

Умер Иван Констатинович Айвазовский 19 апреля 1900 года. Согласно воле И.К. Айвазовского его похоронили в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Высеченная надгробная надпись гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Основоположником лирического пейзажа в русской живописи по праву считается великий русский художник А.К. Саврасов

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897гг.) – русский художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи.Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия А.К. Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека, по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода выделяются два натурных этюда - «Камень в лесу у Разлива» и «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» - эти две работы написаны в 1850 году. Более зрелой и мастерски исполненной стала картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г.). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым. Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж «Вид в селе Кунцеве под Москвой», а в 1858 году «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца». И в той и в другой картине А.К. Саврасов передаёт прежде всего сложный мир жизни природы, а не только красивый открывающийся вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству А.К. Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Эта романтическая черта присутствует в таких работах, как «Старые сосны» (1854г.), «Сосны (из Гусарева)» (1850-е годы), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857г.). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач. Следует отметить, что раннее творчество А.Н. Саврасова: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г.), «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854г.) - пребывает в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким контрастам переднего и заднего планов. Однако постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например: «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859г.). В этот период изображение влажной почвы в его картинах получает большое значение, прописывается с тонким пониманием её фактура: «Лосиный остров в Сокольниках» (1869г.), «Лунная ночь. Болото» (1870г.). Изначально творчеству А.К. Саврасова был свойственен «виньеточный» стиль. Как правило, сюжетом для виньеток являются растительные мотивы (часто фантастического и сказочного содержания), абстрактные изображения, реже - изображения людей и животных. Необходимо отметить, что на развитие творчества А.К. Саврасова важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы. В 1857 году А.К. Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К.А. Коровин и И.И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И.И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. Необходимо отметить, что с творчества А.К. Саврасова появилась лирика в русской живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле», о чём свидетельствует «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859г.), который наглядно демонстрирует достижения художника в области пейзажной лирики. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Лучшим примером этого периода являются три пейзажа, написанные А.К. Саврасовым в 1861 году: «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж». Художник, увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, по-новому использует доступные ему приемы живописи. А.К. Саврасову удаётся гармонично соединить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне», — писал А.К.Саврасов в одном из писем. Из всего, что увидел А.К. Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

С 1869 А.К. Саврасов участвовал в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Апогеем творчества художника, обозначившим новый этап развития отечественной пейзажной школы, стало полотно «Грачи прилетели», написанное в 1871 году. Поэзия обыденности, красота повседневного – эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта художник передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. Работы А.К. Саврасова неоднократно получали премии на выставках. Кроме того, он был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени и орденом Святой Анны 3-й степени. В 70-е годы художник регулярно выезжал из Москвы на Волгу, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Троице–Сергиевой Лавре. Это были годы расцвета его творчества, создания шедевров лирического пейзажа. В 1871 на первой выставке Товарищества А.К. Саврасов экспонировал картины «Грачи прилетели» (ГТГ) и «Дорога в лесу» (ГРМ). Работа «Грачи прилетели» вызвала большой интерес и всеобщий восторг. Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами тёплого солнца. На переднем плане картины художник разместил несколько озябших от мороза тоненьких берёзок, их голые ветки, начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнёздами, над которыми с радостными криками носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Художник создаёт первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос силы матушки природы, способной творить чудо возрождения. Такова главная тема этой картины. Именно с А.К. Саврасова, как отмечал его ученик и продолжатель И.И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». В этом же году у А.К. Саврасова умерла дочь. Вслед за этим появились трагические ноты в пейзажах мастера, а в 1874 было написано полотно «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». В 1872 художник был избран в правление Товарищества вместе с В.Перовым, И.Прянишниковым, Г.Мясоедовым, Н.Ге и И.Крамским. Во второй половине 70-х у А.К. Саврасова начала развиваться болезнь глаз. В 1981 году художник в последний раз художник участвовал в выставке Товарищества, а в следующем году был уволен из Училища. У А.К. Саврасова произошел разрыв с семьей и начался период бедствования. Он жил во временных пристанищах, продавал работы перекупщикам «за копейки».

В середине 80-х А.К. Саврасов создавал рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха». В начале 90-х художник вступил в гражданский брак с Е.Моргуновой, у них родился сын (будущий художник–авангардист). В 1894 было опубликовано издание «А.К.Саврасов. Художественный альбом рисунков». Несмотря на болезнь и творческий кризис последних лет жизни мастера, он в эти годы писал значительные произведения: «Весна. Огороды» (1893г.), рисунок «Вид на село Покровское-Фили» (1893г.). Некоторые графические работы художника последних лет отличаются опережающей свое время экспрессией и раскованностью рисунка. На протяжении нескольких десятилетий А.К. Саврасов оставался признанным лидером отечественной школы пейзажа. Он оказал огромное влияние на формирование русских пейзажистов конца XIX – начала XX века. В 1897 А.К. Саврасов умер в отделении для бедных 2-й Московской городской больницы и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Русскую природу воспевал в своих картинах художник-пейзажист И.И. Шишкин.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898гг.) – русский художник, мастер пейзажа. И.И.Шишкин родился в Елабуге, ныне Татарстан русский художник. Выдающийся мастер пейзажа органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. И.И. Шишкин родился в купеческой семье. Отец художника, И.В.Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкин И.И, закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, продолжил обучение в петербургской Академии художеств (1856-1860гг.). Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 гг. в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Однако большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца А. Калама. Жил И.И. Шишкин преимущественно в Петербурге. Особое значение для художника имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также природа острова Валаам и окрестностей Петербурга и Москвы. В 1858 году И. И. Шишкин создаёт картину «Вид на острове Валааме», которая была удостоена большой золотой медали Академии художеств, хотя сам художник не был вполне удовлетворен этой работой. Следует отметить, что для ранних работ мастера «Вид на острове Валааме» (1858г.), «Рубка леса» (1867г.) характерным является некоторая дробность форм. Художник не достигает еще в этих работах убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869г.), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, а также почвы, которую И.И. Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом он не имел себе равных в русском пейзажном искусстве. В 1870-е годы И.И. Шишкин входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872г.) и «Рожь» (1878г.).

В картинах художника всегда присутствует монументально-романтический образ Природы с большой буквы. Новые же, реалистические веяния проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

И.И. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и природной отличительной особенности каждого дерева: вяза, дуба, сосны, ели, осины, берёзы, липы. С особой охотой художник пишет мощные и крепкие типы дубов и сосен, раскрывая их в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения И.И. Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (1883г.), (картина названа по песне поэта А. Ф. Мерзлякова), «Лесные дали» (1884г.), воспринимаются зрителем как обобщенные, эпические образы России. Художнику И.И. Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни. И.И. Шишкин плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Все работы И.И. Шишкина с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею картину «Лесная глушь». В 1891. И. И. Шишкин создаёт картину «Дождь в дубовом лесу». После вступления в действие нового устава академии в 1892 году И.И. Шишкин был приглашен руководить в академии учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Педагогической деятельностью Иван Шишкин занимался мало, в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-1895 гг. Мастер имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс. Следует отметить, что И.И. Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока. И.И. Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. В 1898 году И. И. Шишкин создаёт картину «Корабельная роща».

Иван Иванович Шишкин умер скоропостижно 8 марта 1898 года В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Гуркиным. В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд... Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени... Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но, увы... Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца... Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул... («Новости дня», 12 марта 1898г.). Ныне в Елабуге создан музей имени выдающегося русского художника И.И. Шишкина.

Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов. Его картина «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова - это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

Перов Василий Григорьевич (1834-1882 гг.) – (настоящая фамилия Криденер), русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2/4 января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу. Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил азы профессионального образования.В 1852 году В.Г. Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о В.Г.Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище В.Г. Перов под руководством С.К. Зарянко. В конце пятидесятых годов В.Г. Перов стал много работать с целью получения академической медали, В.Г. Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику Большую серебряную медаль. Картина стала заметным событием для публики и критики. В В.Г.Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В 1860 году В.Г. Перову была присуждена Малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, В.Г. Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861г.). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. Однако картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была отвергнута академией, В.Г. Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали – «Проповедь в селе» (1861г.). На этот раз она была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины. Содержание же его было не менее злободневным и не менее острым, чем предыдущей картины. В 1862 году В.Г.Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.Осенью 1862 года В.Г. Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрезд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...