1.1 Экономические, политические и социальные предпосылки возникновения сепаратизма в Испании
1. 1 Экономические, политические и социальные предпосылки возникновения сепаратизма в Испании Предпосылки возникновения сепаратизма в Испании имеют огромную историю, берущую свое начало в VIII веке, когда в страну вторглись арабы и в кратчайшие сроки завоевали большую часть Пиренейского полуострова. Часть населения отдала предпочтение остаться в подчинении у захватчиков, однако другая отступила в Астурию и через некоторое время начала освободительную борьбу против арабских завоевателей, известную как Реконкиста. Данный процесс завершился лишь в 1492 году, династическим браком королевы Кастилии Изабеллы первой и короля Арагона Фердинанда второго. Освободительная борьба длилась больше 8 веков лишь потому, что пиренейские христианские короли вместо того, чтобы сосредоточить все силы на борьбу с арабами, предпочитали сражаться друг против друга и расправляться со своими неверными феодалами. Данный факт говорит нам о том, что между королевствами не было единства и каждое из них боролась с захватчиками самостоятельно, поэтому регионы полуострова развивались изолировано друг от друга. Последующее объединение Испании повлекло за собой стандартизацию кастильского языка, что было традиционно представлено как консолидация кастильской и испанской идентичности и рост господства Кастилии в XVI веке. Усилия по централизации власти продолжались и в XVIII веке при Бурбонах, которые ликвидировали каталонское самоуправление в 1714 году, однако в XIX веке Испания стала формироваться как нация и интериоризироваться ее населением. Восстания 1808 года против наполеоновских войск и Конституции Кадиса 1812 года, которая предусматривала формирование единой испанской родины, стали ключевыми событиями, посредством которых родилась идея Испании как нации. Однако девятнадцатое столетие – это также период, когда появился не-кастильский национализм в ответ на усилия государства по консолидации нации, оправданные ориентированным на Кастилию испанским националистическим дискурсом. Корни изначально региональных, культурных движений в Каталонии, Галисии и Стране Басков, как проявления не-кастильской идентичности к началу двадцатого столетия приняли форму националистических движений. Стоит отметить, что в Стране Басков подобные настроения Начали появляться еще в 80-е годы XIX века. Однако, (1931–1939) режим Второй республики был более открытым для культурного и политического плюрализма, чем режимы, предшествовавшие ему (военная диктатура Примо де Ривере и Франсиско Франко). Как следствие, Каталония в 1932 году приняла свой статус автономии, а Страна Басков И Галисия предложили свои незадолго до начала Гражданской Войны в 1936 году.
Как известно, диктатура Франциско Франко установила традиционно католическую, Кастильскоориентированную национальную идентичность и репрессировала не кастильские языки и культуры Испании. Начиная с конца 1950-х годов правительство Испании открыла границы для международного сообщества и экономической модернизации, отказавшись в какой-то степени от чрезвычайно жестких репрессий, характерных для послевоенных лет. Следовательно, в Стране Басков и Каталонии начался рассвет подпольной культурной и политической деятельности, направленной на прекращение диктатуры и восстановление не-Кастильских национальных идентичностей. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что желание данных регионов отделиться от Испании или же получить большую автономию, вполне естественно, однако их попытки на самоопределение и приобретение самостоятельности всегда жестоко прерывались верховной властью, и теми, кто придерживался идеей создания единого централизованного государства.
Анализируя экономические предпосылки развития сепаратизма в Испании, будет уместно отметить, что в стране сложилась несколько необычная ситуация: области, которые хотят получить независимость путём сецессии, относятся к одним из наиболее развитых регионов страны, кроме Галисии, которая продолжает оставаться довольно отсталой в экономическом плане областью. Соответственно, экономическое развитие страны выглядишь довольно специфично, и вполне понятно стремление периферийных регионов к отделению и нежелание «кормить» страну за свой счёт. 1. 2 Влияние режима Ф. Франко на баскский сепаратизм 29 мая 2022 года исполниться 85 лет со дна начала запрета баскской культуры франкистами. 40 лет тоталитарного режима не может долго длиться с политической программой, основанной на щедрости, покаянии и принципе вытянутой руки. Это абсолютно противоположные термины. Известно, что франкистский фашизм был навязан силой, но при этом был легализирован, и сопровождался как физическими, так и культурными и моральными репрессиями. Мрачный идеал великой и свободной Испании, по своей сути исключал любые размышления против действующего режима и культурного разнообразия, которое бы противоречило Испании, которая была при католических королях-завоевателях, и которую хотел создать Франко. Для этого требовалось сотворить единую страну с единым языком и в национально-католическом ключе, под управлением генералиссимуса. А 29 мая 1937 года можно рассматривать как знаменательный день, когда на государственном уровне было запрещено использование баскского языка во всех сферах жизни Euskal Herria (Страна Басков). Особенно сильно это было заметно в первые годы франкизма. Однако, было бы опрометчиво утверждать, что всех, кто говорил на баскском языке, преследовали и забивали камнями, но репрессии, проводимые правительством, были достаточно настойчивыми, чтобы использование баскского языка значительно сократилось во время диктатуры из-за страха противоречить франкистским властям и, следовательно, быть осужденными за это.
29 мая в Сан-Себастьяне был выпущен циркуляр, подписанный главой города, сформулированный следующим образом: «Любой, кто нарушает положение говорить на языках и диалектах, отличных от кастильского, будет осужден…Гражданской гвардии поручено следить за точным соблюдением предписанного положения»[6]. Невозможно представить какой страх окутал людей, использовавших баскский язык в качестве языка повседневного общения и живущих в провинциях-предателях, особенно наварров, которые подверглись чрезвычайно жесткими репрессиями в районе Рибера Наварра, где число жертв убитых франкистами приближается к 3000. Постановление о введении кастильского языка в качестве единственного официального и обязательного для использования более чем достаточно, чтобы вызвать террор и, по крайней мере, полностью препятствовать использованию баскского языка, исключая даже семейную среду, где любой сосед мог сообщить местным властям о неповиновении закону. Тем не менее, Ф. Франко не брал во внимание тот факт, что баскский язык во многих регионах Страны Басков был языком большинства жителей независимо от их идеологии, поскольку во многих случаях доходило до того, что баски едва могли сказать несколько слов на языке Сервантеса. Более того, карлисты, социалисты и аполитичные люди выражались на баскском языке как на родном, не только в Наварре, но и в провинциях Страны Басков. Исходя из вышеперечисленного можно предположить, что в последующие годы преследование использования баскского языка на разговорном уровне и в повседневной жизни совершалось нерегулярно, особенно в отдаленных сельских населенных пунктах Страны Басков. Тем не менее, иногда дело доходило до того, что просили заменить надписи на надгробиях с баскского языка на кастильский[7]. Несомненно, под запрет попало Общество Баскских Исследований культурного характера, основанное в 1918 году, с целью подавления использования баскского языка и культуры. Конечно, само собой разумеется, что церковные обряды также должны были осуществляться на испанском языке, хотя в некоторых циркулярах разрешалось выражать их на баскском, если прихожане не знали испанского и только в течение десяти минут, затем остаток мессы должен был пройти на испанском.
Однако, академия баскского языка Eskaltzaindia не была распущена, хотя ее деятельность, особенно в начале режима претерпела значительный спад. Издание книг на баскском языке также не было полностью запрещено во время франкизма. Как уже отмечалось выше преследования словесного использования баскского языка было довольно умеренным в шестидесятые годы, в качестве краткого изложения можно установить два различных параметра языковых репрессий баскского языка во время диктатуры Франко. Во-первых, главным образом использование баскского языка в повседневной жизни, которое было запрещено и наиболее жестоко преследовалось в начале режима, а именно через экономические штрафы, физические наказания в школах, угрозы и выговоры. Во-вторых, баскская литература и культура в целом была в значительной степени под цензурой и прекратила публикацию газет на баскском языке, однако смена поколений, недовольная режимом, в некоторой степени возродили баскскую культуру и язык, разрешая его использовать. К сожалению, историография скудна документами и исследований на тему восстановления баскского языка и культуры. Еще одним аспектом, который следует отметить политические последствия к которые произошли в результате запрета баскской культуры. Одним из самых непосредственных последствий стала демобилизация политических и профсоюзных сил, выступавших против военного восстания. Хотя репрессии в Стране Басков затронули практически все организации, которые оставались верными республиканской законности, включая националистические, они особенно тяжело сказались на политических партиях, связанных с левыми, и на классовых профсоюзных организациях. Многие из ее самых выдающихся лидеров и боевиков были вынуждены иммигрировать. Многие другие были арестованы, преданы суду, а в некоторых случаях казнены. Как и в остальной Испании, помещения партий и союзов были захвачены новыми властями, а их органы выражения мнений ликвидированы. Таким образом, любая форма оппозиции режиму Франко была практически ликвидирована. Как отметил историк Педро Баррузо, «хотя некоторые действия сопротивления удалось осуществить, практически до конца Второй мировой войны оппозиция режиму Франко была стерта с карты»[8]. Находясь за границей, и особенно во Франции, куда баскское правительство перешло в конце войны, оппозиции пришлось столкнуться с превратностями немецкой оккупации, и внутри ее главная цель была сосредоточена на простом выживании[9]. Только после освобождения соседней страны оппозиция начала проявлять некоторые признаки активности.
Также в глубине Страны Басков члены организаций укрывались в компаниях и семейном окружении, имитировали себя социальным ландшафтом, управляемым страхом и репрессиями, и пытались выжить. Только всеобщая забастовка, объявленная 1 мая 1947 года Советом делегатов сопротивления, позволила снять состояние атонии оппозиции против диктатуры. Неделю спустя правительство Басков в заявлении Lehendakari Agirre, взяло на себя ответственность за забастовку[10]. Этот конфликт затронул прежде всего компании в Риа-де-Бильбао и других промышленных районах Гипускоа, таких как Эйбар и Эльгойбар, где рабочее движение, несмотря на страх, сохранило ядро активистов и память о мобилизациях и конфликтах прошлых лет. Но эта акция привела лишь к ужесточению репрессий, которые выражались в арестах и увольнениях сотен рабочих. В то время мир труда был одним из немногих опорных пунктов, где, несмотря на репрессии и социальный контроль, установленные с первых лет диктатуры, были соблюдены обстоятельства, возможности и необходимые для организации и развития протеста. В 1951 году новая всеобщая забастовка изменила социальный мир, навязанный режимом. В этом контексте рекомпозиция политической оппозиции во внутренних районах была чрезвычайно сложной и сдерживалась постоянными преследованиями властей Франко, что привело к многочисленным арестам. В интерьере оппозиционных организаций так называемое «баскское сопротивление» провело несколько более-менее удачные действия в 1940-х годах, но на протяжении 1950-х годов его активность снизилась. Руководство БНП перешло к реорганизации партии. С этой целью оно восстановил Хуана Ахуриагерру, временно отстраненного от руководства БНП. Однако, внезапная смерть Хосе Антонио Агирре в марте 1960 года явно ознаменовала конец этапа баскского национализма. В июле 1959 года группа, сформировавшаяся из группы молодых людей под названием EKIN, которая поддерживала некоторые контакты с БНП в середине пятидесятых годов, опубликовала политический манифест, в котором она выступала за защиту отличительных черт и прав Страны Басков[11]. Это Euskadi Ta Askatasuna («Страна Басков и свобода»), ЭТА. Ее вторжение в политическую панораму выявило возможность замены поколений в баскском национализме, которая ответила, как организация на то, что они считали, пассивностью и неэффективностью БНП и баскского правительства против режима Франко[12]. Более подробно данная организация будет рассмотрена во второй главе курсовой работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|