1.3 Политика испанского правительства к национализму, сепаратизму терроризму
1. 3 Политика испанского правительства к национализму, сепаратизму терроризму В последние десятилетия организованное стремление этнических групп и регионов к независимости уже не кажется настолько актуальным, каким оно было в 1960-е или 1970-е годы. Тем не менее, события, активизировавшиеся в Испании в 2017 году, вновь возвращаются в информационное поле и вызывают немалый интерес к данной проблематике. Известно, сепаратизм представляет собой стремление, воплощенное в деятельности определенной этнической группы или представителей этой группы по выходу занимаемой ими территории из состава государства с целью образования нового образования (индепендизм) или присоединения к другому государству (ирредентизм). Так, 27 октября 2017 г. Каталонская Республика объявила о своей независимости от Испании. Несмотря на то, что молодое государство просуществовало всего 4 дня, это событие стало одним из ярких проявлений сепаратизма в Европе в наше время. Каким образом на это отреагировала центральная власть? В первую очередь, испанское правительство не признало Каталонскую Республику и итоги референдума. Во-вторых, в октябре 2019 г. Верховный суд Испании приговорил к тюремному сроку 9 лидеров сепаратистского движения из-за организации референдума. Данный поступок наложил глубокий отпечаток на отношения между Мадридом и Барселоной. В целом, внутри политического руководства центральной власти нет единства в отношение принимаемых мер по борьбе с сепаратистскими настроениями. Безусловно, большая часть партий настаивает на сохранении территориальной целостности (например, ярко себя проявляет правоцентристская «Народная партия» - “Partido Popular”), соблюдение Конституции (в частности, 155 статья)[13].
Важно отметить, что Испания в 2017 году также находилась под ударом террористов. Взрыв в жилом доме в Алканаре, таран в людей микроавтобусом в центре Барселоны, унесший жизни 13 человек свидетельствуют о тесной связи проявления крайнего насилия, то терроризма с нарастанием сепаратистских настроений в Каталонии. Таким образом, существенная часть регионов с сепаратистским потенциалом в настоящее время готова удовлетвориться расширенной автономией (Страна Басков) либо использует сепаратистские лозунги исключительно в инструментальных целях, не подразумевающих реализации сепаратистского проекта (Каталония). Однако вспышки насилия заставляют испанское правительство сохранять бдительность и быть на чеку. Глава 2. Сепаратизм в Стране Басков 2. 2 Этнокультурный критерий самоидентификации баскской народности Этнокультурный критерий самоидентификации баскской народности уходит корнями в историю, которая отличается от нормативного испанского или французского опыта, но при этом постоянно переплетается с историями своих более крупных соседей. Как было упомянуто в первой главе, Испания сформировалась под воздействием двух великих держав-колонизаторов: Римской империи и Арабского халифата (а также благодаря значительному культурному вкладу еврейского населения). Все, от начиная испанским языком и заканчивая испанской архитектурой и музыкой несет на себе отпечаток этого грозного присутствия. Однако, баски оставались относительно нетронутыми, так как окружены горами и лесами, поэтому им удалось избежать вторжения, оккупации и ассимиляции. Хотя нет никаких оснований полагать, что римляне не смогли бы оккупировать всю Страну Басков. Памплона, нынешняя столица Наварры, имеет римское происхождение, также в Алаве были раскопаны обширные римские руины. Существовали значительные торговые поселения, по крайней мере, на побережьях Бискайи, Гипускоа и Лабурда. Но, по-видимому, к северу от Кантабрийских гор не было обнаружено признаков присутствия римской администрации и следовательно их уж точно не могло быть в Баскский Пиренеях.
Общее отсутствие римских укреплений вокруг их прибрежных торговых постов, было воспринято как неудачная военная кампания со стороны Римской империи. Это может свидетельствовать как раз об обратном: баски не оказывали существенного сопротивления присутствию римских торговцев и вступали с ними во взаимовыгодные отношения не только без конфликтов, но и с небольшим культурным взаимодействием. Баскские националисты датируют культурную самобытность басков к гораздо более далеким временам. Историк Роджер Коллинз, после тщательных размышлений считает, что лингвистические документы, обнаруженные в топографии и археологии, склоняют чащу весов в пользу объяснения присутствия басков в Пиренеях с периода неолита и даже раньше. Но как указывает Маккленси, существует контраргумент, что баски прибыли туда совсем недавно, так что их происхождение остается открытым вопросом до сих пор[14]. Несмотря на все это, период от завоевания римлянами до конца XII века является решающим, в течение которого среди всех доиндоевропейских народов Европы только баски смогли выжить, противостоять культурной ассимиляции и сохранить язык, отдельный от всех других языков континента. В то же время эти столетия характеризуются неспособностью басков создать политическое единство или даже найти импульс для этого. Таким образом их культурная стойкость была полностью отделена от любой формы политической сплоченности, основанной на независимом самоуправлении или росте государственности. При этом баскские националисты, пытаясь создать достоверную историческую предпосылку для возникновения своей идеологии, прилагали немалые усилия, чтобы обойти этот факт, но их энергия до сих пор вырабатывала больше тепла чем света. Когда Римская империя пришла в упадок, баски по-видимому, не стали препятствием для вандалов, а затем вестготов, которые в V веке продвинулись через западные Пиренеи. Но пассивность басков испарилась, когда вестготы утвердились в Наваррской низменности с центром в Памплоне, на которую баски неоднократно совершали набеги. Вестготы быстро установили свою власть почти над всей территорией, ранее завоеванной римлянами, но баскские Пиренеи снова стали исключением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|