Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субкультура: понятие, виды, конфликтный характер.




«Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различных государственно-националь­ных образованиях, социальных группах и т. д. Можно ска­зать, что эти характеристики относятся к культуре как та­ковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различ­ных уровнях в определенных конкретных формах Для отра­жения этой конкретной формы бытия культуры в с социоло­гии используется понятие субкультуры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов по­ведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедея­тельности тех или иных сообществ.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и об­разцов поведения, которые характеризуют человеческое со­общество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в боль­шинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.

Для социологии важно определить, смешиваются ли эти субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые воздействуют на все остальные культу­ры и даже подавляют их. От правильной культурной поли­тики зависят состояние экономики, социально-политичес­кий климат и все благосостояние данного государства.

Другой важнейшей формой является конфессио­нальная субкультура. Конфессиональная культура скла­дывается на основе общности вероисповедания, принад­лежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и об­разцов поведения. Например, можно говорить о христиан­ской, мусульманской, буддийской культурах в целом. От­дельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католичес­кую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в об­ществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка» [9, c.65-67].

 

ГЛОССАРИЙ

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur; фр. culture; чешек, kultura. 1. Совокупность материальных и ду­ховных ценностей, выражающая оп­ределенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфе­ра духовной жизнедеятельности об­щества, включающая систему обра­зования, воспитания, духовного твор­чества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятель­ности. 4. Формы соц. поведения чело­века, обусловленные уровнем его вос­питания и образования.

КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯангл. culture, adaptive; нем. Kultur, adaptive; фр. culture adaptive; чешек, kultura adaptivni. 1. Совокупность элементов культуры.,способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяй ственные методы и навыки, техн. зна­ния, нормы, регулирующие экон. от­ношения и т. д.). 2. Нормы ценности, образцы соц. ролей, обеспечивающие приспособление духовной К. к мате­риальной, регулирующие экон., про­фессиональную деятельность и т. д.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — англ. culture, spiritual; нем. Kultur, geistige; фр. culture spirituelle; чешек, kultura duchovni.

Совокупность результатов деятель­ности, связанной со сверхсознанием и духовностью; К. д. включает науку, философию, мораль, искусство, рели­гию, политику, право.

КУЛЬТУРА ЗАКРЫТАЯангл. cul­ture, closed; нем. Kultur, geschlossene; фр. culture fermee; чешек, kultura skrytd. Культура, ограничивающая проник­новение ценностей других культур, стремящаяся удовлетворить матери­альные и духовные потребности сво­их представителей исключительно за счет внутренних ресурсов.

КУЛЬТУРА ИДЕАЛИСТИЧЕС­КАЯангл. culture, idealist; нем. Kultur, idealistische; фр. culture idealiste; чешек, kultura idealistickd. По П. Сорокину — тип культуры, характеризующийся синтезом идеа-ционных и чувственных ценностей при доминирующей роли первых.

КУЛЬТУРА ИДЕАЦИОННАЯ — англ. culture, ideation; нем. Kultur, ido-variative; фр. culture ideationnelle; чешек, kultura ideacni. По П. Сорокину — тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестест­венные ценности.

КУЛЬТУРА ИМПЛИЦИТНАЯ — англ. culture, implicit; нем. Kultur, implizite; фр. culture implicite; чешек. kultura implicitni.

Элементы культуры, само собой ра­зумеющиеся, но не осознаваемые чле­нами общности, трудно доступные непосредственному наблюдению и вербальному выражению; К. и. объ­ясняется на основе углубленного ана­лиза и интерпретации данных.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯангл. cul­ture, mass; нем. Massenkultur; фр. cul­ture de masse; чешек, kultura masovd. 1. Вид культуры современного инду­стриального общества, характеризующийся производством культ, ценнос­тей, рассчитанных на массовое по­требление и распространяемых сред­ствами массовой информации (комму­никации). 2. Вид культуры, характе­ризующийся ориентацией на усред­ненный массовый вкус, стандартиза­цией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ —англ. culture, material; нем. Kultur, та-terielle; фр. culture materielle; чешек. kultura materidlni.

Совокупность овеществленных резуль­татов человеческой деятельности, включающая как физические объек­ты, созданные человеком, так и при­родные объекты, используемые им.

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯангл. culture, elitarian; нем. Kultur, elitare; фр. culture d'ilite; чешек, kultura elitdrnl. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, об­разцов, к-рые в силу своей исключи­тельности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите.

КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ — англ. cultural accumulation; нем. Kul­turakkumulation; фр. accumulation culturelle; чешек, kulturni akumulace. Прибавление новых элементов к су­ществующей культуре. Процесс обо­гащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. См. АККУЛЬТУ­РАЦИЯ, ДИФФУЗИЯ.

КУЛЬТУРНАЯ ИНЕРЦИЯ — англ. cultural inertia; нем. Kulturelle Behar-rung; фр. inertie culturelle; чешек. kulturni inercie.

Тенденция нек-рых элементов куль­туры сопротивляться изменениям, к к-рым они не могут адаптироваться, и сохраняться, несмотря на утрату значимых соц. функций.

 

КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕангл. cultural change; нем. Kulturwan-del; фр. changement culturel; чешек. kulturni zmena.

Изменение любого аспекта культуры посредством модификации культ, черт или их комплексов. К. и. может быть результатом как самостоятельного развития данной культуры, приспо­собления ее к природной среде, так и результатом контакта с другими культурами.

КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕангл. cul­tural area; нем. Kulturgebiet; фр. champ culturel; чешек, kulturni pole. Территориально-экон. ареал, вклю­чающий всю совокупность характер­ных для данной среды культ, моделей.

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТангл. cultural landscape; нем. Kultur-landschaft; фр. paysage culturel; чешек. kulturni krajina.

Природный ландшафт, преобразован­ный людьми в процессе их трудовой деятельности.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕКТ — англ. cultural object; нем. Kulturobjekt; фр. objet culturel; чешек, kulturni objekt. 1. Материальный объект культуры, (артефакт, материальная черта куль­туры). 2. В теории соц. дейст­вия — любой элемент культуры (ма­териальный объект, обычай, ценность, идея и т. д.), рассматриваемый индиви­дом в качестве внешнего по отношению к нему в той или иной соц. ситуации.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОКангл. cul­tural shock; нем. Kulturschock; фр. choc culturel. Потрясение, испытываемое предста­вителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой.

УНИВЕРСАЛИИангл. universals; нем. Universalien; фр. universaux; чешек, univerzdlia. Общие понятия.

УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОН­НЫЕангл. universals, evolutionary; нем. Universalien, evolutiondre; фр. universaux evolutives; чешек, univerz­dlia evolucni. По Т. Парсонсу — десять свойств или процессов, последовательно воз­никающих в ходе развития и услож­нения любых соц. систем независимо от их культ, специфики и разнообра­зия внешних условий: 1) система ком­муникации; 2) система родства; 3) фор­ма религии; 4) технология; 5) соц. ста­тистика; 6) культ, легитимация стра­тификационной общности; 7) бюро­кратия; 8) деньги и рыночный ком­плекс; 9) система норм; 10) система демократических объединений.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. ad — око­ло, при и culturaобразование, разви­тие)англ. acculturation; нем. Akkulturation; фр. acculturation; чешек, akulturace.

1. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваи­ваются технологии, образцы поведения, ценности и т. д. чужой культуры, к-рые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требова­ниям. См. АККОМОДАЦИЯ, АССИ­МИЛЯЦИЯ, ДИФФУЗИЯ. 2. Переда­ча элементов культуры от одного по­коления к другому в рамках одной культуры. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙангл. area, culture; нем. Areal, kulturelles; фр. aire/zone culturelle; чешек, uzemi/ zona/aredl kilturni. Геогр. район, для жителей к-рого ха­рактерна общая культура или культ. образец.

ОБЫЧАЙангл. custom; нем. Branch; фр. coutume. Правило соц. поведения, передающее­ся от поколения к поколению, воспро­изводящееся в определенном общест­ве или соц. группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и созна­ние их членов. О. служит средством приобщения индивидов к соц. и культ, опыту, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутри-групповую сплоченность. См. НОРМА, ОБРЯД, ТРАДИЦИЯ.

ТРАДИЦИЯангл. tradition; нем. Tradition; фр. tradition; чешек, tradice.

1. Элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определен­ных обществах, классах и соц. груп­пах в течение длительного времени.
Т. охватывает объекты соц. наследия (материальные и духовные ценности).

2. Процесс соц. наследования; его спо­собы. 3. Предание; устная передача к.-л. данных. 4. Обычай, установивший­ся порядок поведения в быту.

СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub — под, около и culturaвозделывание, вос­питание, образование, почитание)англ. subculture; нем. Subkultur; фр. subculture; чешек, subkultura. 1. Система ценностей, установок мо­делей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное об­разование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культу­ры преступного слоя общества.

 

 

Семинар 6. Методология социологического исследования

1. Социологическое исследование как средство познания социальной

реальности: виды, основные этапы (подготовительный, основной,

завершающий) и их характеристика.

2. Программа социологического исследования, ее назначение и структурное

содержание.

3. Выборка в социологическом исследовании и проблема ее репрезентативности.

Глоссарий: социологическое исследование, этапы социологического исследования, программа социологического исследования, выборка, репрезентативность, гипотеза, проблемная ситуация, генеральная совокупность.

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 517-538, 604-613.
  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С.286-299.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 78-82, 88-89.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 127-280.
  5. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 144-163.
  6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 75-76.
  7. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 103-123, 331-339.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

  1. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 649-670.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...