Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершающий) и их характеристика.




2. Программа социологического исследования, ее назначение и структурное содержание.

«Важнейшей составной частью процесса социологического по­знания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают использование об­щих положений социологической теории к изучению конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследо­вания в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получе­нию нового знания об исследуемом объекте для решения конкрет­ных теоретических и практических социальных проблем.

Как и любое научное исследование, прикладное социологи­ческое исследование содержит в себе определенный набор элемен­тов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологи­ческое исследование прикладного характера становится необхо­димым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед рес­публикой Беларусь в современных условиях все более острой ста­новится проблема энергетического обеспечения производства и всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта про­блема порождает необходимость проведения целого комплекса на­учных исследований возможных путей и средств увеличения энер­гообеспечения республики, в том числе и конкретных социологи­ческих исследований отношения населения страны к различным его вариантам, включая и возможность строительства атомных электростанций. Именно этим и было обусловлено проведение Институтом социологии Национальной Академии наук приклад­ного социологического исследования об отношении населения республики к различным вариантам развития энергетики, прове­денного в два этапа, в 1995 и 1997 годах.

Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. опреде­ленные процессы и явления социальной действительности, подле­жащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объ­екта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить науч­ными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик- государственный орган, предпри­ятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем ис­следования — научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поруче­нию заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные сред­ства- финансовые, людские, научно-технические и организацион­ные. Эффективное применение этих средств по намеченной про­грамме должно привести к достижению конкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Таким образом, процесс ис­следования конкретного социологического исследования представ­ляет собой в самом общем виде применение субъектом определен­ных средств по заранее разработанной программе в целях получе­ния нового знания об объекте и практического применения полу­ченного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологи­ческого исследования?

Программа социологического исследования - это система­тизированное изложение теоретико-методологических предпо­сылок, общей концепции исследовательского проекта в соответ­ствии с основными г/елями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных
заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

Программа конкретного социологического исследования вы­полняет три основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана опреде­
лить требующую своего разрешения научную проблему и наметить
основные принципы ее решения.

2. Методическая функция заключается в определении спо­
собов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации
ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании дея­
тельности исследовательского коллектива с определением видов
предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического ис­следования, постольку и первая часть ее является методочогиче-ской. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ра­ди которой проводится намечаемое исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы -первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выра­жающих неопределенность, которая подлежит научно-практичес­кому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить со­циолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп на­селения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить ак­тивность людей, учитывая, что она формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений.

При выделении и осмыслении проблемы исследования необ­ходимо принимать во внимание несколько различных, хотя и тес­но связанных друг с другом аспектов. Первый из таких аспектов — гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что существует осознание общественной потребности (как активизи­ровать экономическое поведение), при незнании способов и путей се решения. Второй аспект проблемы - предметный. Его суть со­стоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено. В рассматриваемом нами случае предметный аспект проблемы выражается в том, что становление рыночной экономики предполагает активизацию экономического поведения наемных работников, но эта общественная потребность наталкивается на противоречие. Сущность его в следующем: су­ществующая на современном этапе развития постсоветского об­щества система заработной платы при неоправданно низком уров­не последней утратила свою мотивирующую и стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности, а занятся частным предпринимательством большинство населения не может по раз­ным причинам - отсутствие стартового капитала и навыков для предпринимательства, высокие налоги, негативное отношение в обществе к предпринимателям как эксплуататорам и т.п. Возмож­ные пути разрешения этого противоречия и должны быть опреде­лены в результате проведения намеченного исследования.

Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения проблему (в нашем случае- предприниматели, трудящиеся, госу­дарство, общественное мнение).

Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В рассматриваемом примере проблема активизации экономического поведения является межстрановой, ибо она существует во всех странах, в том числе и в Беларуси, совершающих трудный и проти­воречивый переход от жестко централизованной плановой эконо­мики к социально ориентированной экономике рыночного типа.

В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1) осмысление проблемной ситуации и 2) формулировку проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема- не одно и то же. Рассмат­риваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой круп­номасштабную проблему не только Беларуси, но и других стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. — носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут суще ствовать несколько проблемных ситуаций. Например, одна из них, — как активизировать экономическое поведение предприни­мательских структур, каким образом повысить их активность -снижением налогов, совершенствованием законодательства, по­ощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизне- са или что-либо другое? Каждая из названных проблемных ситуа­ций может составить относительно самостоятельный объект спе­циального социологического исследования.

Но проблемная ситуация может стать не только уже, но и шире социальной проблемы. Например, современное общество сталкивается с чрезвычайно серьезной проблемной ситуацией - нарастающие масштабы правонарушений и преступности среди молодежи. Эта проблемная ситуация порождает целый ряд про­блем, требующих своего решения методами различных наук - пси­хологии, социологии, криминалистики и др., каждая из которых при вычленении свойственной только ей стороны проблемы определяет для себя объект исследования в рамках данной проблемы. Скажем, проблема трудностей и противоречий в социализации подростков и юношества в условиях социально-экономического кризиса- это проблема прикладного социологического исследования. Проблема роста масштабов и разнообразия правонарушений и преступления, совершаемых подростками и молодыми людьми, — это проблема криминологии. Проблема социально-психологических механизмов (влияния старших, подражание и др.) - это проблема психологиче­ского исследования правонарушений и преступлений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте.

Итак, проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между об­щественной потребностью в активизации экономического поведе­ния и социальными факторами, препятствующими такой активи- зации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы при­кладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в обществен­ном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает тре­бование отделить известное от неизвестного: уже решенные про­блемы, не требующие специального анализа, от гех, которые нуж­даются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания способного случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, - это результат тео­ретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных во­просов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой жономической активности определенных групп населения (рабо­чих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активи­зации экономического поведения работающих и других групп на­селения.

Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре­альных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, техни­ческих, организационных. Наличие возможных альтернатив обу­славливает желательность выбора оптимального решения постав­ленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:

1) выделения объекта и предмета исследования;

2) определения целей и задач исследования;

3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов
решения исследуемой проблемы.

Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект- это совокупность явлений, про­цессов или определенная сфера социальной действительности, вы­ступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методиче­ской части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в при­кладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследо­вании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно вы­ражают центральный вопрос проблемы.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования - это планируемый ре­зультат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений ре­шения данной проблемы, определение объема работ, временных, финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресур­сов, методического и процедурного обеспечения достижения ожи­даемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотно­шения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как специального документа, оп­ределяющего форму исследования и представления результатов исследования.

Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направ­ления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описа­тельных) соответствует определенный состав познавательных дей­ствий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1) координировать разнородные виды деятельности ис­следовательского коллектива (разработка программы, конструиро­вание инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; ма­тематическая обработка эмпирических материалов, их теоретиче­ское осмысление, формулирование выводов и научно обоснован­ных рекомендаций); 2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследова­ния; 3) подводить все, полученное различным путем (данные ста­тистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интер­вьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке об­щих выводов и результатов проведенного исследования; их пре­доставление заказчику.

Все это обуславливает необходимость уточнения и примене­ния определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рас­смотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологи­ческого исследования путей активизации экономического поведе


ния различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия: активность, поведение, стиму­лирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следу­ет дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смы­словые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблю­дению фактов и социальных показателей (например, количествен­но измеряемые уровни экономической активности, их связи с тру­дом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).

Поскольку операционализация понятий в прикладном со­циологическом исследовании вызывает наибольшие трудности, по­кажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия «экономическое поведение», составляющего ключевой термин в прикладном исследовательском проекте, осуществленном Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1998-2000 гг. Первым шагом этой процедуры является установление связи исследуемого объекта, выражаемого данным понятием, с оп­ределенным показателем. Экономическое поведение как специфи­ческий социальный процесс может быть выражено в нескольких взаимосвязанных показателях. В их совокупность входят: отноше­ние к производству, отношение к труду, отношение к собственно­сти, отношение к рыночной экономике, отношения между участни­ками процесса воспроизводства- предпринимателями, работника­ми, потребителями и др.; отношение к управленческим структурам. В качестве примера рассмотрим операционализацию понятия «эко­номическое поведение» через соотнесенность с показателем «отно­шение к труду». Этот показатель включает в себя ряд переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ; оценка труда как неприятной, но необходимой обязанности; пони­мание труда как мерила человеческого достоинства и т.п. Следова­тельно, индикаторами, т.е. доступными эмпирическому наблюде­нию и количественному измерению характеристиками, изучаемого социального объекта- экономического поведения - станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в дан­ном случае трудовой деятельности) степени удовлетворенности или неудовлетворенности ею, качество работы, дисциплинированность, заработок работника.

Посредством установления связи изучаемого объекта (в на­шем случае экономического поведения) с соответствующими ему


взаимосвязь. В этой же части программы должно быть определе­но отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике, пибо показано, что намечаемое к осуществлению исследование не имеет аналогов.

Заключительной операцией при разработке методологиче­ской части программы конкретного социологического исследова­ния становится формулирование рабочих гипотез в качестве обос­нованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, особенностях экономического поведения раз­личных групп населения, об основных тенденциях его развития, о различных взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснитель­ные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными эле­ментами (структурные), о степени интенсивности взаимодействия (функциональные).

Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае­мых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, ко­торые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-осно­вания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия — пред­положения менее широкой общности.

Рассмотрим это на примере некоторых гипотез, сформули­рованных при разработке программы прикладного социологиче­ского исследования по проблеме активизации экономического по­ведения различных групп населения Беларуси.

Центральная из выдвинутых гипотез гласит: «Экономически активное поведение является объективно ведущим фактором жиз­недеятельности личности и социальных групп, определяющим со­циальный статус в обществе». Эта гипотеза- описательная, по­скольку она содержит предположение о существенных свойствах объекта (ведущий фактор), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (между экономической активно­стью и социальным статусом), о степени тесноты взаимодействия (предполагается, что более высокая экономическая активность предопределяет более высокий социальный статус).

Вторая гипотеза: «Чем выше активность экономического ведения личности или группы, тем выше ее социальный статус обществе», является объяснительной, так как она предполагает ого ределенные причинно-следственные зависимости между эконом» ческим поведением и социальным статусом.

Третья из сформулированных в приведенном для примера исследовании гипотез гласит: «Активность экономического пове­дения различных групп населения зависит от степени мотивации и стимулирования этого поведения». Она является гипотезой - след­ствием, вытекающей из первой из названных гипотез, выступаю­щей в качестве не только описательной, но и одновременно гипо­тезы - основания.

Операционализация понятий и формулирование гипотез от­крывают переход ко второму, методико-процедурному разделу ис следовательской программы. Он включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исход­
ных данных.

В зависимости от целей и задач исследования, состояния зна­ний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это мо жет быть монографическое исследование, ориентированное на изу чение социального явления или процесса на одном объекте, взято в качестве представителя целого класса подобных объектов.

В зависимости от масштабности и сложности решаемых за|дач в методически процедурной части программы может был предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) ис­следования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупи сти и имеет своей целью проверить и оценить качество проведен ной операционализации основных понятий, уточнить применяв мый инструментарий, скорректировать в случае необходимость границы намеченной для основного исследования выборной сово купности.

Основное исследование планируется как ориентированное н получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающи: относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.

 

Основное исследование планируется как ориентированное на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.

В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, много­ступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. чис­ленность респондентов — участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в ка­честве источников первичной эмпирической информации об изу- чаемых явлениях и процессах.

В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных харак­теристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значи­мые элементы исследуемого объекта) информации.

Здесь же выбирается и обосновывается тип инструмента­рия, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

В этой же части программы формулируется процедура при­кладного исследования, т.е. определяются основные этапы проведе­ния исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каж­дом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания ос­новных способов сбора, обработки и анализа (посредством исполь­зования ЭВМ) эмпирической социологической информации.

Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлека­ются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследо­вания, теоретическая и практическая значимость полученных ре­зультатов» [1, c.526-537].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...