В коррекционной работе логопеда
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двига- тельной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа вы- полнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняе- мых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (М.М. Коль- цова, Е.И. Исенина, Л.В. Фомина). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика . при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы. В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых ре- комендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки дви- жений пальцев рук, что является, по мнению М.М. Кольцовой "мощ- ным средством повышения работоспособности коры головного мозга". Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе кор- рекционной работы по преодолению речевой патологии в дошко- льном возрасте такие авторы, как Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина, В.В. Цвынтарный. Авторы предлагают использовать пальцевые уп- ражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ- культминутки. В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об ис- пользовании физкультминуток в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возрас-
та, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены прак- тически всеми исследователями. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием ре- чи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппа- рата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упраж- нениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитате- лей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их мо- жет быть 1 -2 по 2-3 минуты. Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элемен- тами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как пра- вило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правиль- ному и точному выполнению заданий. Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обуче- ния. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлага- ется, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на ру- ки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю". Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом
периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики за- имствована нами у М.И. Чистяковой. Это могут быть задания на изо- бражение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы: для выражения гнева игра-этюд "Мальчики поссорились" (для детей 4-5 лет). Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, разма- хивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся. Для выражения опасности предлагается игра-этюд "Лисенок боит- ся" (4 года). Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и, должно быть, ручей очень глубокий. Детям предлагается выполнить такие движения: поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это движение несколько раз, для большей выразительности можно имити- ровать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Для выражения внимания, интереса и сосредоточения предлага- ется игра-этюд "Лиса охотится" (для детей 6-7 лет). Лиса вышла по- охотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной по- зе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза не- подвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровожде- нием. Необходимость в проведении физкультминуток с элементами ре- лаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно логопедом и психологом. Упражнения с речевым сопровождением можно условно подраз- делить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формиро- ванию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекцион- ных задач: — снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти; — развивать память, внимание, эмоции; — содействовать развитию дыхания; — закреплять произношение отдельных звуков речи; — развивать просодическую сторону речи. В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию,
вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в кото- рые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с уче- том речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи. Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопро- вождением. Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наи- зусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультми- нутки теряется. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ли- цо логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед должен хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения дви- жений, ритм, плавность, согласованность движений с речью. Руководящая роль логопеда особенно важна во время проведения игр с элементами релаксации и психогимнастики. Трудно переоце- нить в этот момент подбор музыкального сопровождения текстов, тон логопеда. Наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают прави- ла игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятель- ность. Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволя- ет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|