Анализ звукового состава слова. Звук Ч.
1. Звук Ч — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука Ч губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (Т) вверх (Ш), голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. 2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука Ч: чай, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье, мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич. 3. Звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели. 4. Прохлопай трудные слова. Сколько слогов в слове? Учитель, песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка. 5. Игра "Назови ласково". Мяч — мячик, ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка, стакан, кувшин. 6. Перескажи рассказ. Сколько в нем предложений? Дедушка надел очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: "Дедушка, дай мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки ". Какая ошибка есть в рассказе? 7. Выучи чистоговорку: Встретил ежонка бычок И лизнул его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: В рот не суй, что попадётся! Анализ звукового состава слова. Звук Щ. 1. Звук Щ — согласный, глухой, мягкий. При произнесении звука Щ губы улыбаются, широкий кончик языка у верхних зубов, голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. 2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Щ. Определить позицию звука Щ. Щука, щи, щегол, щипцы, щавель, щётка, щенок, щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ. 3. Звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок. 4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица, экскаваторщик, регулировщик. 5. Игра "Ещё больше". Сила — силища, рука, нога, кулак, сапог, голос. 6. Составить предложения (4-5) по картинкам. Сколько слов в предложении?
7. Перескажи рассказ "В роще". Сколько в нем предложений? Весной в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат. Щеглы носят им пищу. 8.3апомни чистоговорку: Два щенка, щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Анализ звукового состава слова. Звук Л. 1. Звук Л — согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык упирается в зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. 2. Определить позицию звука Л в словах. Слова оформить иллюстративно в тетрадке. Лампа, вилка, пол, лодка, палатка, голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел. 3. Звуковой анализ слов: лампа, сток. 4. Игра "Какой — какая — какое?" Прилагательные согласовать с существительными из задания № 2. Белый — мел,.... Белая — палатка,.... Белое —: облако,.... 5. Составить предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила? Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одевала куклу. 6. Выучить: Летят опилки белые Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. 7. Повтори скороговорку 3 раза: Колпак под колпаком, под колпаком колпак. Анализ звукового состава слова. Звук Р. 1. Звук Р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Р рот открыт, губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется голос, воздушная струя сильная, длительная. 2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Р. Определить позицию звука Р. Рак, рама, рубашка, карандаш, барабан, роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор, комар, пар. 3. Звуко-слоговой анализ слов: крыша, рубашка. 4. Прохлопай и объясни слова. Сколько в них слогов? Термометр, прожектор, проталины, оркестр, конструктор. 5. Игра "Чего у нас нет?" по картинкам.
6. Составить 5-6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении? 7. Запомни чистоговорку: Ра — ра — ра — ра — высокая гора. Ры — ры — ры — ры — летят комары. Ро — ро — ро -— ро — полное ведро. Ру — ру — ру — ру — скачет кенгуру. 8. Перескажи рассказ, сколько в нем предложений? Ворона поймала рака. Рак попросил ворону: "Спой, ворона!" Ворона каркнула: "Кар — кар — кар!" Рак выпал и уполз. Анализ звукового состава слова. Звук Рь. 1. Звук Р' — согласный, звонкий, мягкий. При произнесении звука Р' губы улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная струя сильная. 2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Р'. Определить позицию звука Р'. Репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк, зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка, грядка, абрикос, кастрюля. 3. Звуко-слоговой анализ слов: грибы, матрешка. 4. Игра "Какой — какая?" Береза — берёзовый сок, лес; берёзовая ветка, роща. Орех— варенье какое? Скорлупа, куст. Гриб— соус, суп, дождь, пирог. Огурец — крем, рассол, салат. Абрикос — сок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз — корка, сок, варенье, имена. 5. Составить предложения по картинкам, сколько слов в предложении? 6. Запомни чистоговорку: Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
Речевой материал для автоматизации Свистящих, шипящих и сонорных звуков Целью данных методических рекомендаций является предложение логопедам специального речевого материала по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с ОНР, когда нарушены все основные группы звуков. Акцент сделан на подбор материала таким образом, чтобы при автоматизации одной из групп не встречались слова с другими проблемными звуками. Если у ребенка проходит автоматизация звуков С, 3, Ц, то в речевом материале нет ни шипящих, ни сонорных. Другой особенностью является постепенное усложнение материала от изолированного произнесения, к произнесению в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах разной слоговой структуры с постепенным усложнением, в предложениях и в связных текстах. Одновременно с автоматизацией звука в речь идет работа по развитию фонематических процессов.
Вся речевая работа оформлена в виде карточек. На каждый звук дается от 4 до 6 карточек, которые постепенно усложняются. Автоматизация свистящих звуков (С, Сь, 3, Зь, Ц) Занятие С — 1. 1. Артикуляционная гимнастика. "Забор", "Кошка сердится", "Почистим зубы"; "Горка", "Подуй на язык", "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш". 2. Упражнение "Насос". Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идёт по середине языка, сильная и холодная. 3. Повтори чётко и медленно звук "С". Ас-ас-ас — вот ананас. Ос-ос-ос — много ос. Ус-ус-ус — ягодный мусс. Ыс-ыс-ыс — вот мыс. Ис-ис-ис — конфета "Кис-кис" 4. Подбери и наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:. Ананас, мыс, много кос, много ос, квас, нос, автобус, глобус, мусс. Занятие С — 2. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "С". 2. "Насос" (язык внизу, за нижними зубами, губы улыбаются). 3. Повтори три раза, потянув звук "С" (чётко и медленно): Са — са — са — вот летит оса. Со — со — со — вот колесо. Су — су — су — книгу я несу. Сы — сы — сы — вот автобусы. 4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их: Лиса, коса, оса, самокат, сани. Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода. Носы, весы, косы, автобусы. Занятие С — 3. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "С". 2. "Насос"(язык за нижними зубами, губы улыбаются). 3. Повторить 3 раза, потянув звук "С": Ста — сто — сту — сты Сма — смо — ему — смы Сна — сно — сну — сны Ска — ско — ску — скы Сва — сво — сву — свы 4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их: Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска. Занятие С — 4. 1. "Насос" (С — С — С). 2. Повтори чистоговорку: У Сони сани едут сами. 3. Закончи предложения: Десять дней Айболит не ест, не пьет и не... (спит) К. Чуковский Для зверей и для зверят Тоже нужен детский... (сад) 4. Запомни загадку: Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. (Бублик) Занятие С — 5 1. "Насос". 2. Закончи предложение:
Динь-дон, динь-дон В переулке ходит... (слон) Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный... (пес) С. Маршак 3. Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук "с": Стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул. 4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы: а) В саду. В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус. Что стоит в саду? Кто сидит на скамейке? Что будут делать Света и Сева? Что вылепила Света? Что вылепил Сева? б) Саня и Соня. Это Саня, а это Соня. Саня несет тыкву. Соня снимает сливы. Саня любит тыкву и капусту. Соня любит сливы. в) Света и Саня. Это Света, а это Саня. У Светы гольфы. У Сани носки. Света и Саня надевают сапоги и идут в лес. Занятие Сь — 1. 1. Определи место звука "С" в слове: Гусь, лисенок, Сеня. 2. Повтори (игра "Эхо"): Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, усею, эссе, исси. 3. Четко произнеси: Ась — ась — ась — у Сени мазь. Усь — усь — усь — у Симы гусь. 4. Найди слова со звуком "сь". Выучи стихотворение. Синее небо, синие тени, Синие ели — это весна! В синем лесу этот запах весенний Всех обитателей будит от сна. Занятие 3 — 1. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "3". "Кошка сердится", "Почистим зубки", "Горка", "Подуй на язык с голосом", "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш". 2. Упражнение "Комар". Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в, нижние зубы, подуть на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка. 3. Повтори медленно и четко слоги со звуком "3". Азма азна азба азда Узма узна узба узда Озма озна озба озда Ызма ызна ызба ызда 4. Подбери и наклей картинки или нарисуй: Азбука, изба, поезда, гнездо. Занятие 3 — 2. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "3". 2. "Комар" (изолированное произнесение звука 3). Язык за нижними зубами, губы в улыбке, голосовые складки работают. 3. Повтори по три раза медленно и четко "3". За — за — за, за — за — за — вот в саду стоит коза, Зо — зо— зо, зо — зо — зо — вот у Зои светлый зонт, Зу — зу — зу, зу — зу — зу — Зою в саночках везут, Зы — зы — зы, зы — зы — зы — нет ни вазы, ни козы. 4. Наклей картинки или нарисуй и назови их: Ваза зонт зубы козы Коза бизон везут вазы Замок зов Мозаика Зоя Занятие 3 — 3. 1. Упражнение "Комар". 2. Повтори чистоговорку: а) Зоя моет зайку в тазу, б) У Зои азбука, у Зины звезда; 3. Закончи предложения:
Он и плачет, медведь, и ревет, Медвежат из болота... (зовет). К. Чуковский Побежала мышка — мать, Стала утку в няньки... (звать) С. Маршак 4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук 3: Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) Занятие 3 — 4. 1. Упражнение "Комар". 2. Отгадай загадку, есть ли в отгадке звук "3". Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок). Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег). 3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук "3". Змей, куст, ваза, мост, елка, замок, изба, нос, звезда, гнездо, капуста. 4. Повтори рассказ, ответь на вопросы: Зоя и Зина. Зоя и Зина лепят из глины. У Зои забавный зайка. У Зины обезьянка Загги. А это змейка и бизон. Они на подносе у вазы. Что делают Зоя и Зина? Кто у Зои? Кто у Зины? Где змейка и бизон? Занятие 3' — 1. 1. Послушай и определи место звука "Зь" в слове: Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало. 2. Повтори слоги: Зя — зе — зю— зи Аззя — оззе — эззе — уззю —- ыззи. 3. Повтори чистоговорку: У Зои коза, у Зины бузина.. Занятие Ц — 1. 1. Артикуляционная гимнастика: "Пулемет" (т-т-т), "Качели", "Киска", "Сдуй ватку" (язык внизу, произносим звук "т"). 2. Быстро и четко произносим сочетание: т-с, т-с, т-с (ц). 3. Повтори слова, найди лишнее: Цыпленок, мельница, яйцо, цыплята. 4. Ответь на вопросы: Чем мы вытираем лицо и руки? — полотенцем. Чем мы разрезаем бумагу? — ножницами. Что мы ставим в воду? — цветы. Кто выводится из яйца? — цыпленок. 5. Повтори чистоговорки: Цы-цы-цы-цы — есть хотят птенцы; Ца-ца-ца — не велика птица синица, да умница; Ца-ца-ца — из колодца вода льется. Занятие Ц — 2. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори (если в речи ребенка поставлены звуки Л и Рь). Цыпленок Цып. У мамы-курицы был цыпленок. (Кто был у курицы?) Его звали Цып (Как его звали?). Мама-курица не велела цыпленку купаться. Но Цып был непослушным (Каким был Цып?). Однажды цыпленок пошел на купаться. (Что сделал Цып?) Вода была холодной и Цып заболел. (Какая была вода?) Мама-курица позвала умную Цаплю. (Кого позвала мама?) Цапля дала Цыпу пилюлю. (Что сделал Цапля?) Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. (Что обещал маме Цып?) Занятие Ц — 3. 1. Закончи фразу: Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица) На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и... (синицы) По ночам сове не спится. Ведь сова — ночная... (птица). 2. Послушай "Есть звук Ц или нет?", отложи картинки со звуком Ц. сумка и блюдце яйцо и осень цыпленок и часы индеец и чашка 3. Повтори рассказ (если в речи есть звуки Л и Рь). Цып. У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала. 4. Повтори вполголоса и громко (если есть звуки Л и Рь). Цу-цу-цу — дали нам по огурцу, Цы-цы-цы — Цып у мамы-курицы, Ца-ца-ца — у колодца нет конца. Занятие Ц — 4. 1. Выучи загадку:. На цветке — цветок Пьет цветочный сок. (бабочка) 2. Выучи стихотворения (если есть звуки Л и Р): а) "Осень" (М. Ходакова) Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. б) "Верблюд" (Н. Костарев) Вот верблюд — живое чудо! Два горба есть у верблюда. Может выпить полколодца. Автоматизация шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Занятие Ш — 1. 1. Артикуляционная гимнастика: "Блинчик", "Чашечка", "Вкусное варенье", "Грибок", "Лошадка", "Улыбка", "Дудочка", "Парашют". 2. Повтори слоги медленно и четко: Аш ош уш иш эш Ша шо шу ши шэ Ашша ошшо ушшу эшшэ 3. Повтори слова. Определи место звука "Ш" в слове: Шуба, малыш, шина, машина, шишка.
3. Подбери слово, близкое по смыслу и звучанию. Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине). Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку). Занятие Ш — 3. 1. Закончи фразу: Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь). — Нет, твой голос нехорош, Слишком тихо ты... (поешь). 2. Произнести чистоговорку четко (тихо, вполголоса, громко): Нашей Маше дали много каши. 3. Выучи загадку, четко произнося звук "Ш": Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка). Занятие Ш — 4. 1. В каких словах слышишь звук "Ш"? Кошка спит, а мышку видит. Миша сегодня идет в школу. Бабушка купила шапку дедушке. Дедушка купил внуку машину. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Послушай и повтори рассказ "Наташа и мишка". У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка — шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине! Занятие Ж — 1. 1. Артикуляционная гимнастика для подъема языка вверх. 2. Повтори слоги (сверху вниз и справа налево): Жа жо жу жи жэ Жо жу жи жэ жа Жу жи жэ жа жо Жи жэ жа жо жу Жэ жа жо жу жи 3. Закончи фразу: А рядом бегемотики схватились за... (животики). Как на тоненький ледок выпал беленький... (снежок). А слониха вся дрожа так и села на... (ежа). Занятие Ж — 2. 1. Упражнение "Жук жужжит". 2. Где слышишь звук "Ж" (в начале, середине или конце слова)? Жук, ежик, ежевика, Женя. 3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук "Ж". Жук, жаба, шуба, ножик, зайка, зубы, ежата, чашка, медвежонок, кубики, ежевика, шина, собака, цапля, Женя. 4. Произнеси чистоговорку медленно и шепотом, быстро и громко: Жа — жа — жа, жа — жа — жа — убежали два ежа. Жу — жу — жу, жу — жу — жу — маме кофту я вяжу. Занятие Ж — 3. 1. Четко произнеси, выучи "Песенку жука" (Д. Берсенев). Я веселый майский жук. А зовут меня Жу-жу. — Почему зовут Жу-жу? Потому что я жужжу. 2. Где слышишь звук "Ж"? Ежик лежит под елью. Женя шьет кукле новую шубу и жилет. 3. Послушай, повтори рассказ "Женя и ежата". (Если есть звук Л). Однажды Женя пошел в лес за желудями. Женя искал желуди и нашел жука. Он побежал за жуком и увидел ежа с ежатами. Ежата увидели Женю и убежали под елку. Занятие Ч — 2. 1. Закончи фразу. Сверху солнышко печет, внизу реченька... (течет). А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые... (тучи). 2. Где слышишь звук "Ч"? Танечка, тина, бабочка, Дина, сачок, ключ, цапля, очки, тетерев, качели, артист, бочка, ночь, ветка, дочка. 3. Произнеси чистоговорку шепотом и вполголоса: Ча — ча — ча, ча— ча — ча — нет у Танечки ключа. Чу — чу — чу, чу -— чу — чу — дам я вам по куличу. Занятие Ч — 3. 1. Упражнение "Кузнечик" (ч — ч — ч). 2. Запомни загадки, повтори: У дома начинается, У дома и кончается. (Дорога). Упадет — не плачет, Ножек нет, а скачет. (Мячик). Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И селедка на носу? (Очки). 3. Послушай и повтори рассказ "На даче". (Если есть в речи звуки Л и Р). Летом Женя и Жанна жили на даче. Они любили пить чай с булочками и печеньями. Днем Женя и Жанна бежали на речку. Женя ловил удочкой и сачком рыбу, а Жанна играла с мячом и обручем. Занятие Ч—4. 1. Игра "У кого какая посуда?" (Если в речи есть звуки Л и Рь). У большой Гали есть стол и стул, а у маленькой Кати — столик и стульчик. У Гали тарелка, а у Кати... У Гали ложка, а у Кати... У Гали блюдце и чашка, а у Кати... 2. Послушай, запомни, повтори стихотворение "Бычок" (А. Барто) Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. Ох, доска кончается, сейчас я упаду. 3. Повтори стихотворение по частям "Бычок" (А. Береснев). (Если в речи есть звуки Л и Р). Принесли нам Но бычок Для бычка Сказал нам: Полведерка — Му-у-у! Молочка. Молочко мне ни к чему. Я уже Большой бычок, Дайте мне Травы пучок. Занятие Ч — 5. (Для тех детей, у кого в речи есть звуки Л и Р). 1. Послушай и повтори стихотворение, а) "Наша Маша" (А. Барто). Стала Маша подрастать. Надо дочку воспитать. Есть у Маши дочка — Ей скоро полгодочка. б) "Ежик" (Г. Лагздынь) Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Еж доволен: сыт, умыт, На кроватке сладко спит. в) "Песочная страна" (Н. Дилакторская) Течет в стране песочной Песочная река, Построен дом высотный Из желтого песка. А справа возле речки, Где круче бережок, Пекут в песочной печке Песочный пирожок. Занятие Щ — 1. 1. Артикуляционная гимнастика для звука "Щ". 2. Повтори медленно и четко: Ащ ощ ущ ищ ыщ Ощ ущ ищ ыщ ащ Ущ ищ ыщ ащ ощ Ищ ыщ ащ ощ ущ Ыщ ащ ощ ущ йщ 3. "Где слышишь звук "Щ"? щенок, клещи, овощ. 4. Закончи фразу: Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку... (поищи). Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал... (щенок). Занятие Щ — 2. 1. Упражнение "Змея шипит: щ — щ — щ". 2. Повтори медленно и четко: ща — що, щу — щи, що — щу, щи — ща, щу — щи, ща — що, щи — ща, що — щу. 3. Повтори чистоговорки: Ща-ща-ща, ща-ща-ща — Коля ходит без плаща. Щи-щи-щи, щи-щи-ши — ищем щавель мы на щи. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — для ухи нужны лещи. 4. Закончи фразу: На дверях висел замок, Взаперти сидел... (щенок). Как у нашей дочки розовые... (щечки). Занятие Щ — 3. (Если в речи есть звуки Л и Р). 1. Запомни загадки. Определи место звука "Щ" в отгадках: Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука). В траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оторвет — другой наживет. (Ящерица). 2. Послушай, повтори стихотворение А. Барто: Один щенок был одинок, Бродил он неприкаянно. И наконец решил щенок: Найду себе хозяина! 3. Выучи стихотворение А. Барто: Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится кошки. А Маша не боится Ни кошки, ни щегла. Щеглу дала напиться, А кошку прогнала. Занятие Щ — 4. (Если в речи есть звуки Л и Р). 1. Послушай и повтори рассказ "Катин щенок". Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть. 2. Выучи стихотворение С. Михалкова "Два щенка". Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. 3. Послушай и повтори стихотворение "Почтовый ящик". На скамейку я встаю, Еле ящик достаю. Открываю ящик, Голубой, блестящий. Посыпались из ящика Письма настоящие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|