Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
Оглавление
Введение 1. Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся 2. Формирование гражданской активности у учащихся школы надомного обучения Заключение Библиографический список Ведение
В настоящее время одним из приоритетных направлений международной и российской образовательной политики является гражданское образование. В то же время оно не распространяется на такую категорию учащихся Российской Федерации, как ученики школ надомного обучения. Актуальность формирования гражданской активности у учеников школы надомного обучения связана не только с периодом их обучения в школе, но и с их будущим: 1) во многих образовательных учреждениях дети с ограниченными возможностями являются одной из самых незащищенных категорий учащихся, т.к. они изолированы от учеников основной школы; 2) такие дети вырастают неподготовленными к самостоятельной и взрослой жизни. Тема данной работы выбрана неслучайно. Я учусь в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов», которая является базовой площадкой республиканского проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями», с 2008–2009-го учебного года здесь обучаются 22 ученика не только из г. Чебоксары, но и других городов и районов Чувашской республики. В связи с этим, остро встает проблема активного включения таких детей в школьную жизнь и недопустимости их изоляции от учеников основной школы. На мой взгляд, одним из самых эффективных способов решения данной проблемы является проведение с учащимися ШНО занятий по правам человека и привлечение таких детей к активному участию в школьной жизни. Моя работа состоит из двух частей. Глава I посвящена гражданской активности и условиям ее формирования у учащихся школы надомного обучения и отображает значение формирования гражданской активности в дальнейшей жизни учеников ШНО. В главе II описаны методы проведённых мной занятий, ход уроков, анализ их эффективности. В ходе исследования я использовала следующую литературу: Иоффе А.Н. «Социальное проектирование в правовом образовании. Организация внеурочной работы по праву М. 2002»; Королькова Е.С. «Правовое образование во внеурочной деятельности школы. Организация внеурочной работы по праву М. 2002» и другие издания. В то же время, я не сталкивалась с работами, посвященными развитию гражданской активности именно у учащихся ШНО. Это означает, что данная тема недостаточно изучена и требует дальнейшего исследования. При проведении исследования я применяла такие методы исследования, как анкетирование, проектная деятельность, практические занятия с учениками, мониторинг эффективности проведенных занятий. Объект исследования: уровень гражданской активности у учащихся школы надомного обучения. Предмет исследования: система обучения прав человека. Хронологические рамки исследования: сентябрь 2008 г. – январь 2009 г. Мой личный вклад в данное исследование заключается в том, что я дала начало развитию новой тенденции в жизни моей школы – формированию гражданской активности у детей с ограниченными возможностями, которое направлено, прежде всего, на самореализацию таких учеников и их личностный рост. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и использованные методические приемы могут применяться на практике в деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, а также могут быть полезны для активного включения таких детей в школьную жизнь.
Цель моего исследования – повышение уровня гражданской активности у учеников ШНО. Задачи:
1. Анализ особенностей формирования гражданской активности у учащихся школы надомного обучения. 2. Проведение внеклассных мероприятий по формированию гражданской активности у учеников школы надомного обучения. 3. Формирование у учащихся ШНО гражданских и демократических ценностей для подготовки к будущей взрослой жизни. Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Существует программа воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятая Советом Европы 15 января 2003 г. и признанная Российской Федерации. Министерство образования РФ подготовило информационно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации», согласно которому главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, то есть формирование гражданской активности. Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. Гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны. Тем не менее, в настоящее время многие учащиеся общеобразовательных школ не знают законов, не умеют их применять и не желают их выполнять. Во многих учебных заведениях школьники не знают, что наряду со взрослыми должны нести ответственность за неправомерное поведение; не знают механизмов защиты своих прав. В наибольшей степени эта проблема касается такой категории учащихся в Российской Федерации, как дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в школах надомного обучения. Низкий уровень гражданской активности у учащихся ШНО связан со следующими проблемами обучения таких детей в школах:
1) Отсутствие для таких учеников учебных курсов, посвященных гражданскому воспитанию и правовому просвещению. 2) Отсутствие проводимых для таких учеников внеклассных мероприятий с целью формирования гражданско-правовых ценностей. 3) Изоляция учеников ШНО от учащихся основной школы. 4) Нарушение прав учеников ШНО в образовательном пространстве 5) Невнимание представителей администрации и учителей к проблемам защиты прав таких детей в образовательном пространстве. Права и свободы являются важнейшим элементом гражданской активности, а это означает, что дети с ограниченными возможностями в наибольшей степени нуждаются в её формировании. Отсутствие гражданской активности у учеников ШНО приводит к появлению существенной разницы между ними и учениками основной школы. Данное различие проявляется не только в период обучения детей с ограниченными возможностями, но и в их дальнейшей жизни. Таким образом, значение формирования гражданской активности у учеников ШНО преимущественно заключается в подготовке детей с ограниченными возможностями ко взрослой, независимой жизни. Формирование гражданской активности у учеников ШНО – это их участие в каких-либо проектах, направленных на развитие идеалов толерантности и прав человека. И именно это оживленное участие содействует смягчению столь выраженной разницы между учениками основной школы и учениками ШНО. Значит, преодоление той жёсткой границы, которая присутствует между учениками ШНО и учениками основной школы в свою очередь способствует преодолению правового «барьера» в образовательном пространстве. Таким образом, для эффективного формирования гражданской активности у учащихся ШНО должны решаться следующие задачи: 1) Проведение специальных учебных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на формирование гражданско-правовых знаний и ценностей у учащихся ШНО. 2) Привлечение учащихся ШНО к участию в школьном самоуправлении. 3) Привлечение учеников ШНО к самостоятельному проведению подобных мероприятий.
В процессе формирования гражданской активности ученик ШНО должен обучаться таким навыкам, как: · осознания значимости формирования гражданской активности; · знания о своих правах; · знание о своих обязанностях; · умение пользоваться приобретенными знаниями; · умения защищать свои права; · умение работать в коллективе; · умение работать индивидуально; · активное участие в решении обсуждаемых проблем в жизни школы. Особенностями формирования гражданской активности у учащихся ШНО являются: · нацеленность на жизнь, потому что только при таком устремлении школьные приемы могут получить свое оправдание и смысл; · социальное и гражданское творчество (когда ученик полностью включается в процесс познания, активно взаимодействует с другими детьми; такая методика особенно важна при рассмотрении вопросов о правах человека, когда часто на тот или иной вопрос не существует единственно правильного ответа). Таким образом, основное направление формирования гражданской активности у учеников ШНО ориентируется: · на создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, приоритет общечеловеческих ценностей; · на формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; · на развитии творческого, самостоятельного мышления школьников, формирования умений и навыков; · на социализацию, активное включение детей с ограниченными возможностями в жизнь общества. Таким образом, работа по формированию гражданской активности у учеников основной школы должна быть направлена не только на воспитание у учеников ценностей прав человека, но и на развитие у них философии независимой жизни. Права и свободы являются важнейшим элементом гражданской активности. Продолжить дальнейшее формирование гражданской активности, я смогу только ознакомив учеников ШНО с их правами и свободами. Исходя из прав, которые имеют ученики ШНО, они являются такими же полноправными участниками образовательного процесса, как и ученики основной школы. Но, к сожалению, в настоящее время в большинстве российских школ этому не уделяется никакого внимания. Вследствие этого, такие ученики вырастают неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизни. Следовательно, ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в гражданском воспитании. Формирование гражданской активности у таких учащихся представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. И первый шаг на этом пути – осознание каждым учеником ШНО себя как полноправной личности не только в школе, но и в обществе, осознание своих прав и обязанностей. В процессе обучения в школе ученик получает необходимый набор умений и навыков, которые помогут ему в реализации права на участие в управлении государством во взрослой жизни, во взаимоотношениях с окружающими людьми, в практике защиты своих прав. Невозможно решить проблему изоляции уже взрослых людей с ограниченными возможностями в обществе, если она не решалась в условиях их обучения в школе. Следовательно, обучение в школе является важнейшим этапом для подготовки детей с ограниченными возможностями ко взрослой самостоятельной жизни. Таким образом, необходимо воспитывать у учащихся ШНО гражданско-правовые ценности для того, чтобы каждый из них заканчивал школу не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|