Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание безбарьерной среды в школе для детей с ограниченными возможностями»

Соблюдение права учеников ШНО на участие в школьной жизни будет представляться затрудненным без создания необходимых условий. Именно поэтому на этом уроке обсуждались способы разрешения поставленной задачи.

Серия выше перечисленных уроков, как уже было сказано ранее, посвящена правам учеников ШНО. Для того, чтобы понять, как поднялся уровень знаний у учеников ШНО о своих правах, я провела соответствующее анкетирование под названием «моё право».

7. «Значение обязанностей в нашей жизни». Необходимо ознакомить учеников с теми обязанностями, которые они имеют наряду с правами. Первоочередная цель данного мониторинга – доказать ученикам необходимость соблюдения обязанностей, указать на связь прав и обязанностей. Нужно было доказать ученикам то, что обязанности идут во благо всестороннему развитию личности. С целью более эффективного понимания значения обязанностей, присутствующим была предложена творческая работа в виде ролевой игры. Разделившись на группы по три четыре человека, участники по очереди разыгрывали сценки по определенным ситуациям. Обязательным условием игры, было то, что представителей власти (учителей, классных руководителей, завучей и т.д.) должны играть учащиеся. Эти ситуации заключались в типичных конфликтах учителя с учеником, отказывающимся выполнять свои обязанности. Оказавшись на месте представителя власти, ученик смог почувствовать то, какие трудности приходится преодолевать учителям, убеждая школьника в необходимости выполнения своих обязанностей. В конце этого занятия, я также провела анкетирование под названием «Я имею право, но я обязан…», которое помогло мне понять, насколько повысился уровень знаний у учеников ШНО о своих обязанностях, умения связать права с определёнными обязанностями.

Я хотела превратить в праздник каждое занятие для учащихся ШНО, доставить им радость. Поэтому на каждом занятии мы помимо основных упражнений играли в игры, проводили упражнения – энергизаторы, пели песни (на занятиях присутствовали приглашенные артисты).

Мои занятия были приурочены к таким праздникам, как:

– День толерантности (приурочен к Международному дню толерантности 16 ноября).

– День прав человека (приурочен 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека и Международному дню прав человека 10 декабря).

– День молодежных инициатив (приурочен году молодежи в России).

Эти мероприятия имели большое значение еще и потому, что с этого учебного года обучаются новые ученики ШНО. Благодаря моим занятиям они не только повысили уровень своей гражданской культуры, но и познакомились друг с другом поближе, стали тесно общаться.

Немаловажно то, что на моих мероприятиях присутствовали не только ученики ШНО, но и ученики основной школы, родители, учителя, администрация школы, так как о подобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание, решать их сообща, в процессе конструктивного диалога.

Вопросы, обсуждаемые на занятиях, были подняты и на форуме школы, в которой я обучаюсь. У учеников, которые не смогли присутствовать на уроках, появилась возможность принять такое же активное участие в обсуждении поднятых проблем. Помимо этого, я проводила индивидуальные уроки с учениками ШНО с использованием новейших технологий, которые имеются в наличии МОУ СОШ №59 в рамках проекта дистанционного обучения. Индивидуальные занятия с учениками ШНО проводились путём личной переписки на сайте школы, аудиоконференций и видеоконференции через USB камеру. Возможность проведения уроков с использованием таких технологий есть только в нашей школе. Следует отметить, что ни в одном другом образовательном учреждении Чувашской республики не проводится индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями с использованием новейших технологий и методик дистанционного обучения. В школе №59 я проводила дистанционные уроки с учениками ШНО с целью формирования у них гражданской активности (это были дети, которые не могли присутствовать на наших общих внеклассных мероприятиях, а также те, у кого возникали вопросы после их проведения). Это способствовало более подробному, детальному разъяснению того или иного занятия. Помимо этого, дистанционные уроки существенно расширяли образовательные возможности учащихся ШНО. На сайте «Система дистанционного обучения школы №59» я размещала для ребят документы и презентации по правам человека, на форумах обсуждались наиболее важные для учеников статьи документов по правам человека, способы развития школьного самоуправления, проводились интерактивные викторины по правам человека. Таким образом, в своей практической работе я использовала совершенно новые методы в процессе формирования гражданской активности у учащихся школы надомного обучения.

Составление Декларации прав учеников ШНО стало завершающим этапом в моем исследовании – это совместный проект, в котором ученики ШНО выступили как законодатели, проявили свою законотворческую инициативу (после того, как получили определенные знания и умения). Данная Декларация учеников ШНО полностью соответствует принятым в стране и мире документам по правам человека. Таким образом, процесс составления Декларации стал высшим уровнем проявления знаний учащихся по правам человека. На одной из наших бесед с научным руководителем, посвященной обсуждению проектов, присутствовала корреспондент газеты «Советская Чувашия». На мой взгляд, о подобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание. И настоящее время о нашей Декларации прав учащихся ШНО знает вся республика.

В процессе исследования я сталкивалась с определенными проблемами равнодушием некоторых учеников к рассматриваемым нами проблемам, нежеланием принимать участие в улучшении школьной жизни. К счастью таких учеников было немного. С ними я пыталась установить диалог, провести индивидуальную работу.

Также я замечала непонимание в отдельных вопросов со стороны некоторых учеников.

Ученики иногда путали понятие «право» и «обязанности», недопонимали процесс гражданского участия. В таких случаях я повторно объясняла или проигрывала непонятные для учеников вопросы, использовала наглядный материал, брала подобные ситуации из реальной жизни.

К сожалению, мне не хватало времени на проведение всех запланированных мероприятий. Разумеется, моё исследование не заканчивается и те занятия, которые я не успела провести, будут проведены в ближайшем будущем.

После проведённых мной внеклассных занятий по формированию гражданской активности ученики ШНО способны грамотно отстаивать свои права, основываясь на приобретенных знаниях. Также ученики ШНО научились связывать права с определёнными обязанностями, осознавать значение обязанностей. Многие решения учеников ШНО, принятые на моих занятиях, были воплощены в жизни. Так, например, права учеников ШНО на получения полного объёма знаний начало реализоваться. Увеличилось количество часов и дополнительных занятий по преподаваемым предметам, повысился уровень качества образования. Также применялись новейшие технологии с целью формирования гражданской активности у учеников ШНО, дала своё начало реализации права учеников ШНО на участие в школьной жизни. Приобретённые знания помогут ученикам ШНО в дальнейшей жизни реализовать себя как личность.

 

 


Заключение

 

В связи с тем, что в большинстве российских школ учащиеся ШНО изолированы от участия в школьной жизни, государство не принимает мер для решения проблем нарушения их прав в учебных заведениях.

Основной целью моей работы было формирование гражданской активности у учащихся школы надомного обучения. Для этого я провела много практических занятий с учащимися школы надомного обучения. Итогами моей работы стало повышение интереса учащихся к проблемам защиты прав человека, расширение знаний учеников о правах человека.

Многие решения учеников школы надомного обучения, совместно принятые на этих занятиях, были реализованы в жизни. С октября 2008 г. произошло увеличение количества часов в школе надомного обучения по некоторым предметам, которые ученики сочли нужными для углубленного изучения. За первое полугодие 2008–2009 учебного года увеличилось и количество совместных с учениками основной школы внеклассных мероприятий. Администрация школы рассматривает варианты корректирования учебных планов по всем параллелям с учетом потребностей и интересов учеников.

Кроме того, в ходе работы по формированию гражданской активности у детей с ограниченными возможностями, я использовала новейшие технологии, способствовавшие углублению у учеников знаний о правах человека.

Школа – это уменьшенная модель государства и общества. Без активных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Иное предполагает равнодушную позицию человека в обществе: нет необходимости самостоятельно решать, думать, делать выбор, брать на себя ответственность. Другими словами, в этой позиции человек всего лишь выполняет приказы своего начальника. А подлинно свободная личность вырастет только тогда, когда каждый участник школьной жизни будет осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определённые права и несет определенную ответственность. Гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходит вокруг, не может быть сторонним наблюдателем.

Мое исследование было направлено на воспитание у учащихся школы надомного обучения ценностей свободы, самостоятельности, готовности к взаимодействию с обществом, защиты своих интересов, ответственности за реализацию собственных прав.

Я убеждена в том, что лишь, когда школьная система станет плодотворно работать над формированием у учащихся гражданских ценностей, наше общество и государство будут стабильно развиваться. Надеюсь, что своей работой я внесла свой личный вклад в процесс формирования гражданской активности у той категории учащихся, которые часто бывают изолированными от школьной жизни – учеников школы надомного обучения.


Библиографический список

1. Гайнер М., Ашкинази Л. Можно ли научить праву? Правозащитник №3 1999

2. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998

3. Давыдов Г.П. Теоретические основы отбора содержания правовых фактов и явлений для формирования правосознания и поведения учащихся. Формирование правосознания и поведения учащихся (сборник научных трудов). М., 1981

4. Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании. Организация внеурочной работы по праву М. 2002

5. Колесникова И.А., Элиасберг Н.И. Этика и право в школьном образовании. (К постановке проблемы). Обществоведение в школе, №2, 1997

6. Королькова Е.С. Правовое образование во внеурочной деятельности школы. Организация внеурочной работы по праву М. 2002

7. Права человека. Методика преподавания в школе. 9-11 классы. Составители – И. Бочаров, О. Погонина, Т. Пономарева, А. Суслов, А. Цуканов. Пермь, 2000

8. Сапаргалиев Г.С., Вуколов В.Н. Основы правового воспитания школьников. Алма-Ата, 1985

9. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. Обществознание в школе, №7, 1999

10. Шабуров А.С. Правовое воспитание и социальная ответственность личности. Теория и практика правового воспитания. Омск, 1987

11. Шингирей Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1980

12. Элькинд П.С. Правовое воспитание молодежи. Л., 1972

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...